Патер
- 1 year ago
- 0
- 0
Уолтер Хорейшо Патер ( Пейтер ) ( Walter Horatio Pater ; 4 августа 1839 , Лондон — 30 июля 1894 , Оксфорд ) — английский эссеист и искусствовед , главный идеолог эстетизма — художественного движения, исповедовавшего девиз « искусство ради искусства » ( Оскар Уайльд , Джордж Мур , Обри Бёрдслей ).
Уолтер Патер родился 4 августа 1839 года в городе Лондоне в семье голландского врача.
По окончании обучения в Оксфордском университете Патер поселился с двумя незамужними сёстрами в Оксфорде , готовясь принять духовный сан и подрабатывая репетиторством.
Под влиянием чтения художественных трудов Рёскина он заинтересовался итальянским искусством эпохи Возрождения и стал публиковать в еженедельных обозрениях очерки о творчестве Леонардо да Винчи , Пико делла Мирандола , Сандро Боттичелли , Микеланджело и других ярких представителях эпохи. В 1873 г. они были изданы одной книгой под названием «Очерки по истории Ренессанса» ( Studies in the History of the Renaissance ).
Уолтер Хорейшо Патер умер 30 июля 1894 года в Оксфорде.
Взгляды, изложенные Патером в «Ренессансе», сблизили его с кружком прерафаэлитов . В заключительном очерке книги Патер повторил тезис Китса , что искусство существует ради собственной красоты, и что оно не признает ни нравственных категорий, ни утилитарного смысла. Над слогом своих текстов Патер работал мучительно, подобно Флоберу , перемарывая каждую страницу десятки раз. В некоторых пассажах его стиль приближается к поэзии: так, его восторженные строки о « Джоконде » иногда включаются в стихотворные антологии.
Как художественный критик Патер пренебрегал «скучными» доказательствами, тяготея к обобщенной витиеватости с налётом платонизма . Ключом к оценке произведения искусства были для него не морально-назидательные соображения, а внутренние свойства оцениваемой работы, то, насколько тонкие и многогранные эстетические переживания она порождает в наблюдателе. Возмущённый нападками Мэтью Арнольда на Винкельмана за его избыточное восхищение мужской красотой, Патер в соответствующей главе своей главной книги выступает со спорным суждением о том, что гомоэротический подтекст заложен в самой природе искусства.
Со временем круг его интересов расширялся: из-под пера Патера вышли очерки по вопросам древнегреческой эстетики , а в 1885 г. в печати появился философский роман «Марий-эпикуреец», действие которого разворачивается в Риме времени Марка Аврелия . Не чуждый импрессионизма литературный стиль и тонкое художественное чутье Патера повлияли не только на следующее за ним поколение британских «эстетов», но и на искусствоведов Франции, Германии, России ( Павел Муратов , Юлий Айхенвальд ).