Interested Article - Чертоза

Пави́йская черто́за , Черто́за ди Пави́я ( итал. La Certosa di Pavia ), полное название: Картезианский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие ( итал. Monastero Certosa di Santa Maria delle Grazie ) — монастырь и святилище Святой Марии Милующей картезианского ордена в современной итальянской провинции Павия . Расположен примерно в восьми километрах к северу от столицы провинции, города Павия по дороге на Милан . Чертоза-ди-Павия являет собой исключительный по степени сохранности пример искусства ломбардской школы . Построенный в конце XIV века по приказу миланского герцога Джан Галеаццо Висконти во исполнение обета его жены Катерины от 8 января 1390 года, монастырь был завершён примерно за пятьдесят лет; он стал усыпальницей миланских герцогов Висконти и Сфорца . «Итальянские чертозы представляют собой выдающиеся памятники архитектуры и сокровищницы искусства. Они хранят древние реликвии, предметы церковной утвари, ювелирные изделия из золота и драгоценных камней, византийские иконы, шёлковые ткани, уникальные манускрипты. Павийскую чертозу называют „Чертозой грациозности“ ( лат. Gratiarum Carthusia .

Монументальный комплекс Павийской чертозы отражает различные архитектурные стили , от поздней итальянской готики до итальянского Возрождения , и демонстрирует вклад многих архитекторов и декораторов того времени, от Бернардо да Венеция до Джованни Солари, его сына Гвинифорте , Джованни Антонио Амадео , Кристофоро Ломбардо и многих других.

История

Готическая в своей основе церковь была заложена Джаном Галеаццо Висконти 27 августа 1369 года. Над первым проектом здания монастырской церкви по планам Бернардо да Венециа работали три архитектора: Марко да Карона, Джакомо да Кампионе и Джованнино де Грасси. Строительством руководил Марко Солари (ок. 1355—1405). В период кватроченто храм приспосабливали к ренессансным вкусам другие представители этого семейства — Джованни и его сын Гвинифорте Солари . Со смертью герцога в 1402 году работы прекратились. В 1412 году второй сын Джан Галеаццо и наследник герцогства, Филиппо Мария Висконти, дал новый толчок строительству, поручив работу Джованни Солари, который работал над церковью с 1428 по 1462 год, даже после смерти Филиппо Марии (1447) и завоевания герцогства Франческо I Сфорца (1450). В 1434 и 1454 годах были построены соответственно внутренний вестибюль и второй вестибюль. Затем работы перешли к сыну архитектора, Гвинифорте Солари , который работал там до 1481 года. Позднее Джованни Антонио Амадео продолжил строительство между 1481 и 1499 годами при герцоге Лодовико Сфорца иль Моро.

M. Де Хазе. Внутренний вид церкви Павийской чертозы. 1760-е гг. Холст, масло
Дж. Мильяра. Вход в павийскую Чертозу. 1820-е гг.

Своим окончательным видом Чертоза-ди-Павия обязана архитектору Джованни Антонио Амадео . Большой монастырь был окончательно устроен в 1472 году. 1 марта 1474 года внушительная процессия из более чем четырёх тысяч человек, в том числе монахи, послы, дворяне, профессора университета и простолюдины, вышедшие из замка Павии, сопровождали прах основателя Джана Галеаццо до Чертозы. Торжественные похороны были увековечены в барельефах церковного портала. Храм был освящён 3 мая 1497 года; отделочные работы продолжались после этого в течение десяти лет. Нижняя часть фасада была завершена только в 1507 году, а трансепт и новая сакристия были перестраивались в XVI и XVII веках. В октябре 1524 года французский король Франциск I останавливался в Чертозе, прежде чем начать осаду, которая закончилась битвой при Павии в 1525 году. Постройки Чертозы расширялись и обогащались произведениями искусства при кардинале, архиепископе Милана Федерико Борромео , известного покровителя наук и искусств.

При австрийском правлении 16 декабря 1782 года монастырь был закрыт. В 1784 году пустующие здания заняли монахи цистерцианского ордена . Но монахи были изгнаны австрийским императором Иосифом II , который конфисковал имущество всех орденов своих поместий. Монастырь был окончательно упразднён в 1798 году администрацией Цизальпинской республики . В 1798 году монастырь перешёл к кармелитам , но он подвергся жестокому разорению войсками Наполеона Бонапарта . В 1810 году был закрыт до 1843 года. 7 июля 1866 года монастырь был объявлен национальным памятником Италии, а церковное имущество перешло в собственность Итальянского Королевства, но до 1879 года в монастыре продолжали жить некоторые картезианские монахи.

В 1912 году под руководством Луки Бельтрами начались реставрационные работы монастырского комплекса, чему способствовало сотрудничество с ведомством строительства Миланского собора, поставлявшего много каменного материала по выгодной цене. Во время Первой мировой войны большинство произведений искусства Чертозы были вывезены в Рим , чтобы избежать их повреждения в результате военных действий. 1 октября 1930 года папа Пий XI решил вновь доверить это место картезианцам.

Во годы фашизма монастырь один раз 31 октября 1932 года посетил Бенито Муссолини . Во время Второй мировой войны Чертоза была покрыта строительными лесами и мешками с песком, чтобы защитить её от бомбардировок .

С 1968 года в зданиях Чертозы размещается небольшая цистерцианская община. В наше время Чертозой управляют цистерцианские монахи «Приората Пресвятой Девы Марии Чертоза Тичинезе» под руководством приора Селестино Паренте. В помещении, прилегающем к монастырю, находится Музей Чертоза ди Павия.

Архитектура и произведения искусства

Главный фасад Павийской чертозы производит впечатление огромного реликвария или увеличенной драгоценной шкатулки. Мелкий причудливый декор, сочетающий элементы разных стилей — ломбардской готики, венецианского, мавританского, — совместная работа братьев Мантегацца, архитектора и скульптора Джованни Антонио Амадео и его ученика Андреа Бриоско, или Риччьо. Фасад создавали в 1473—1499 годах, но он считается неоконченным. Верхнюю часть в 1560 году оформил архитектор и скульптор Кристофоро Ломбардо. Фасад украшен разноцветным мрамором в «инкрустационном стиле», медальонами, воспроизводящими античные рельефы, статуями святых в нишах, тонкими колонками, гирляндами, аркатурами, рельефами на библейские сюжеты, иллюстрирующими историю картезианского ордена. Столь необычную композицию дополняют башенки, профилированные карнизы и позолота. Стиль Павийской чертозы называют «цветистым». Этот стиль интересен также тем, что демонстрирует непосредственный переход от готики к маньеризму, минуя классицистическую стадию, закономерную в искусстве Флоренции и других городов Тосканы. Такой переход характерен именно для ломбардской школы. Влияние «цветистого стиля» на монастырскую архитектуру Южной Франции, Италии и Испании было весьма значительным. Во многих странах «севернее Альп» об искусстве Итальянского Возрождения благодаря славе Павийской чертозы и гравюрам, изображающим её здания и интерьеры, судили чаще по «чертозианскому стилю», чем по менее известным в то время классицистическим постройкам Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти

Нижний ярус главного фасада оформлен мраморными барельефами античных героев и императоров: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Октавиана Августа, философов и учёных. Лучше сохранился декор верхней части фасада, выполненный Бернардино де Росси в 1508 году.

Церковь имеет план латинского креста. Пространство, разделённое на три нефа с апсидой и трансептом , перекрыто крестовыми сводами на остроконечных арках — идея, вдохновлённая, хотя и в меньшем масштабе, образом Миланского собора. Три полукруглые апсиды завершают главный неф и рукава трансепта, образуя в плане трифолий (трилистник), а средокрестие замысловатыми пересечениями создаёт квадрифолий , или восьмиконечную звезду (октограмму), чему придавали символическое значение эмблемы Девы Марии.

В интерьерах чертозы преобладает готический стиль . Внутри мраморная арка с растительными мотивами украшена медальонами с изображениями Джан Галеаццо и Филиппо Мария Висконти. По сторонам святые Христофор и Себастьян работы Бернардино Луини , последователя Леонардо да Винчи . В интерьере часто встречается монограмма GRA-CAR (Gratiarum Chartusia). В капеллах южного нефа можно видеть фрески и алтарный полиптих конца ХV века работы Бергоньоне , а также, в боковых капеллах, скульптурные и живописные работы Перуджино , Винченцо Фоппа , Луини и Гверчино . В нескольких окнах прекрасно сохранились витражи XV века.

Над созданием надгробия основателя монастыря Джангалеаццо Висконти в 1490-х годах работали Кристофоро Романо и . Скульптурное убранство гробницы Лодовико Моро и Беатриче д’Эсте было перенесено сюда в 1564 году из миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие .

Монахи ордена славились изделиями мебели и реликвариями, облицованными мозаикой из кусочков чёрного дерева, слоновой кости, перламутра, образующими мелкий геометрический узор. Такая мозаика получила название чертозианской .

К церкви пристроен квадратный двор с галереей (большой клуатр), в свою очередь, примыкающий к двору монастыря, на который выходят монашеские кельи.

Оценки

  • Выдающийся швейцарский историк Якоб Буркхардт писал в путеводителе «Чичероне» (1855) о чертозе: «Помимо кафедрального собора Орвието чертоза — первая по роскоши декоративная постройка Италии и во всём мире… Роскошь в сочетании со вкусом к декорированию, отличающие хотя бы один только нижний этаж, обеспечили единственное в своем роде и несравненное целое» .
  • Посетивший в начале XX века чертозу русский литератор и историк искусства П. П. Муратов высказался более скептично: «Чертоза была задумана как воплощение всех свойств, способностей и особенностей ломбардского строительства на переходе его от кватроченто к чинквеченто . Со всей ясностью сказалось здесь, что ломбардская архитектура вне Браманте была искусством ограниченно декоративным и что ломбардская скульптура, вне тосканских влияний, была чем-то исключительно прикладным. Все грандиозное сооружение Чертозы, от первого и до последнего камня, было делом рук великолепнейших, каких свет никогда не создавал, ремесленников, возомнивших себя художниками. Идея, священная для ренессансной архитектуры, идея, которая присутствует в самой скромной церковке, в самом простом крестьянском доме Тосканы , и не снилась здесь. При всех мотивах и орнаментах богатейшей своей декорировки Чертоза осталась готичной, по существу, нисколько не менее, чем готично разубранный Миланский собор».

См. также

Примечания

  1. (нем.) — 1994.
  2. SIRBeC (итал.)
  3. , (нем.) — ISSN
  4. Beltrami L. La Certosa di Pavia. — Milano: U. Hoepli, 1909. — Р. 2
  5. Corio В. L’Historia di Milano. — Venezia: Giorgio de' Cavalli, 1565 [1503]
  6. Власов В. Г. Чертоза // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 476
  7. Taccolini. Tabella monasteri soppressi. 1781—1783. — Pavia: Сittà e provincia di Pavia, 2000. — Р. 87
  8. Monastero di Santa Maria delle Grazie. 1784—1798 — Istituzioni storiche — Lombardia Beni Culturali, su lombardiabeniculturali.it. URL consultato il 20 aprile 2021
  9. FABIO ABBIATI. Storia, su Certosa di Pavia, 6 maggio 2020. URL consultato il 7 maggio 2022 от 22 июня 2023 на Wayback Machine
  10. Власов В. Г. Чертоза, 2010. — С. 476
  11. Цит. по: Dewiel L. Lombardei und Oberitalienische Seen. Köln, 1987, S. 281.

См. также

Источник —

Same as Чертоза