Ка-Фоскари
- 1 year ago
- 0
- 0
Вилла Фоскари , Вилла Мальконтента ( итал. Villa Foscari, detta La Malcontenta ) — загородная резиденция венецианских патрициев, братьев Николо и Альвизе Фоскари, построенная в 1559—1560 годах поблизости от городка Мира (область Венето), у канала реки Брента , по проекту выдающегося архитектора Андреа Палладио . Памятник архитектуры эпохи итальянского Возрождения , в 1996 году вместе с другими палладианскими виллами региона Венето вилла Фоскари была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Второе название виллы — Мальконтента ( итал. La Malcontenta — Недовольная) объясняется легендой, согласно которой одна дама из дома Фоскари была отправлена на виллу в одиночестве отбывать наказание за распутное поведение (вариант: за сварливость была заточена супругом в «деревенской глуши» этой виллы). «Тайна витает над историей этой дамы: говорят, что она жила в этом месте последние тридцать лет своей жизни, при этом её никогда не видели выходящей из дома или выглядывающей из окон» . Кроме этой существуют две исторические версии. Первая: название возникло в 1431 году из-за недовольства местных жителей по поводу строительства судоходного канала. По второй версии, за тридцать лет до приобретений Фоскари этот район уже назывался Мальконтента, потому что река часто выходила из берегов .
Семья Фоскари стала приобретать недвижимость в Венето, начиная с первой половины XVI века. Около 1550 года семья приобрела у прокураторов Сан-Марко бывшие земли патрицианской семьи Валье. Здание, которое представляет собой замкнутый корпус на краю лагуны вдоль реки, было заказано Николо Фоскари, владельцем знаменитого Ка-Фоскари на Гранд-канале в Венеции. Канал Брента, на котором расположена вилла, когда-то представлял собой важный судоходный путь между Падуей и Венецией . Путешественник воспринимал виллы на реке Брента как пригород Венеции. Расположение делало венецианскую виллу легко доступной по воде.
Проект был поручен Андреа Палладио между 1556 и 1559 годами или, возможно, в 1554 году (документация отсутствует). Недавние исследования выявили переписку Фоскари с Палладио при разработке алтаря для церкви Сан-Панталон в 1555 году, что косвенно подтверждает датировку виллы . Как и все виллы венецианской Террафермы («Твёрдой земли»), она изначально была оборудована конюшнями и хозяйственными постройками, стенами и воротами, и даже собственной небольшой церковью. Сохранилось только главное здание, которое не соответствует своим уединённым расположением замыслам архитектора и заказчика.
В 1560 году Николо Фоскари скончался, и его брат Альвизе взял на себя бремя завершения постройки. Строительство было закончено в 1566 году, когда виллу посетил Джорджо Вазари . В 1574 году состоялся памятный визит Генриха Валуа, который через несколько месяцев стал королем Франции под именем Генриха III . Надпись на южном фасаде напоминает о том, что в августе 1574 года Фоскари со всевозможной торжественностью принимали «последнего из Валуа», спешившего из Варшавы во Францию занять вакантный престол.
В последующие века семья Фоскари приобрела земли рядом с виллой, где были возведены различные хозяйственные постройки, которые создали обширную усадьбу, так называемую «Площадь Фоскари у Мальконтенты» (Рiazza Foscari alla Malcontenta). Однако в начале XIX века вилла была необитаема. В последующие десятилетия постройки «площади» лежали в руинах, а во время сражений 1848 года пристройки были разобраны австрийцами. В конце XIX века банкир Фредерик Эмиль барон д’Эрланже временно арендовал виллу и отремонтировал её. В 1926 году Альберто Клинтон Ландсберг купил усадьбу вместе со своими друзьями Полом Родоканаки и Катрин д’Эрланже (невесткой предыдущего арендатора и женой банкира Эмиля д’Эрланже). Ла Мальконтента, до этого использовавшаяся как сельскохозяйственный склад, подверглась длительной реставрации. После этого вилла стала местом встреч интеллектуалов ХХ века: частыми гостями здесь были Сергей Дягилев , Борис Кохно и Серж Лифарь , Поль Моран , Ле Корбюзье , Уинстон Черчилль .
В 1939 году сыну еврейского банкира Берти Ландсбергу пришлось бежать от итальянских фашистов, Кейт д’Эрланже эмигрировала в Беверли-Хиллз (Калифорния). В 1965 году поместье унаследовал Клод, 4-й барон Филлимор . В 1973 году архитектор и историк архитектуры профессор Антонио («Тончи») Фоскари приобрёл виллу своих предков и в сотрудничестве с Управлением венецианских вилл провел тщательную реконструкцию. С тех пор вилла снова принадлежит графам Фоскари.
Здание представляет собой замкнутый прямоугольный объём. Одним из прототипов композиции виллы является более ранний проект Палладио Виллы Кьерикати . Из-за низменного ландшафта и сырого климата Палладио поднял виллу на высокий подиум , придающем великолепие зданию, возвышающемуся подобно древнему храму. В архитектуре виллы сочетаются мотивы, восходящие к строительной традиции венецианской лагуны и в то же время к античности: главный фасад обращён к воде, но ионический пронаос и большие лестницы созданы по образцу храма Клитунно , хорошо знакомого Палладио. Силуэт здания украшают необычной формы высокие печные трубы.
Величественные двойные пандусы создавали своего рода церемониальную дорожку для приезжих: они поднимались к хозяину, ожидавшему их в центре пронаоса. Здесь не было деревьев и окружающих виллу садов, поэтому Мальконтента раскрывала своим посетителям всё величие панорамы реки Брента. Вилла была в первую очередь местом торжественных приёмов, а не средоточием хозяйственной жизни обширного поместья. Павел Муратов дал зданию следующую характеристику:
Ионический портик Мальконтенты принадлежит к чистейшим и счастливейшим созданиям Палладио: есть нечто от девственной архаичности в пропорциях его, и если в портиках виллы Ротонда жива мечта архитектора о Риме Августа или Траяна , то вилла Фоскари вся светится суровой улыбкой старого республиканского Рима. Южный фасад Мальконтенты украшен лишь живописным размещением окон, и кто иной решился бы на эти необычайные и новые ритмы теневых оконных пятен, кроме гениального вичентинского инвентора!
Большое термальное окно , характерное для построек Палладио, на заднем фасаде виллы внутри является световым центром главного зала второго, «благородного этажа» (piano nobile), перекрытого двумя пересекающимися цилиндрическими сводами .
Росписи интерьеров виллы осуществлял Джованни-Баттиста Франко , творчество которого высоко оценивал Палладио, и остались незавершёнными после смерти художника в 1561 году. Затем работу продолжил Джованни Баттиста Дзелотти . Но его фрески сохранились лишь в небольших фрагментах. Сюжеты в основном носят мифологический характер, согласно обычаям, сложившимся для декорации вилл в глубине венецианской террафермы ; своеобразие составляют отсылки к знаменитым фрескам маньеризма в замке Фонтенбло , возникшим под влиянием составителя иконографической программы Витторе Гримани, друга семьи Фоскари и в течение многих лет жившего при королевском дворе во Франции.