Арианский спор
- 1 year ago
- 0
- 0
Арианский баптистерий ( итал. Battistero degli Ariani ) — баптистерий , построенный в Равенне на рубеже V и VI веков по приказу Теодориха Великого , который был сторонником арианства . Название «Арианский» было дано, чтобы отличать его от баптистерия (в том же городе), построенного епископом Неоном ( баптистерий православных )
В 1996 году баптистерий в составе раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия .
Постройку баптистерия относят к концу V — началу VI веков, в этот же период была выполнена его подкупольная мозаика . В 561 году , после осуждения арианства баптистерий был превращён в ораторий Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin). С XVIII века до 1914 года здание находилось в частной собственности. К середине XX века было обстроено со всех сторон позднейшими пристройками, которые были разрушены и снесены в ходе Второй мировой войны . Пол лежит выше первоначального уровня на 230 см.
Рядом с баптистерием во времена Теодориха стоял арианский кафедральный собор, посвящённый сначала Воскресению (Hagia Anastasis), затем св. Фёдору и наконец Святому Духу. Находящаяся сейчас на его месте является по большей части результатом перестройки, предпринятой в 1543 году .
Архитектура арианского баптистерия схожа с (возведенным ранее в той же Равенне) Баптистерием православных, который явно послужил моделью и для тематических мозаик арианского храма. Стенная кладка выполнена из толстых обожжённых кирпичей. Под кровлей находится карниз с зубчатым орнаментом.
В интерьере превосходно сохранились мозаики с изображением сцены Крещения Христа и апостолов. В создании мозаики участвовали пять мозаичистов. Как отмечает академик В. Н. Лазарев , «по сравнению с мозаиками V века краски сделались более тяжёлыми и пёстрыми, ухудшился рисунок (особенно конечностей), укрупнились черты лица, в жёстких складках появилась подчёркнутая прямолинейность, формы приобрели упрощённо геометрический характер». Общий характер мозаики отличается монументальностью с чертами примитивизма.
Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем . Характерной для ранних его изображений особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа, персонификация реки Иордан в образе старца и излияние на голову Христа из клюва голубя, символизирующее помазание Святым Духом.
Вокруг центрального медальона подкупольной мозаики изображены двенадцать апостолов , идущие с венцами (кроме апостолов Петра с ключами и Павла со свитком) к престолу уготованному —- часть по часовой стрелке, часть против часовой, вследствие чего два апостола напротив престола оказываются спиной друг к другу. В отличие от православного баптистерия все апостолы в арианском храме изображены с нимбами . Фигуры апостолов разделены пальмами.