Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хотень — усадьба , выстроенная на рубеже XVIII—XIX вв. по проекту Джакомо Кваренги в селе Хотень Харьковской губернии (ныне Сумский район Сумской области Украины ). В то время это был центр огромной латифундии Кондратьевых (не менее 120 000 десятин в одной только Харьковской губернии).
Усадьбу на левом берегу Олешни заложил в 1689 году сумский полковник Герасим Кондратьев . В 1786 году на средства его наследников была возведена Успенская церковь. Сохранившиеся чертежи Кваренги «говорят о большом размахе и представительности усадьбы» . К парадному двору от коринфских пропилей вела широкая аллея , по сторонам от которой высились два флигеля.
Величественный дворец в 87 комнат имел два фасада, парадный и садовый, с коринфскими портиками на 6 колонн, над которыми виднелся герб владельцев . По сторонам от портика фасад разнообразили парные ризалиты с балконами. На удалении от барских покоев были распределены хозяйственные строения . Вокруг них был насажен большой парк.
В начале XIX века Анна Андреевна, правнучка Герасима Кондратьева, вышла замуж за курского губернатора Михаила Комбурлея и принесла ему в приданое кондратьевское наследство. Стараниями Анны Андреевны, которая редко выезжала из Хотени, было завершено формирование усадебного ансамбля — наиболее чистого на Слобожанщине примера палладианской архитектуры . По сведениям П. А. Ярославского , завершал строительные работы просветитель А. А. Палицын , «по планам которого построены в Хотени большая каменная оранжерея , конюшни и целая улица деревянных сельских домов для музыкантов и певчих» .
Известно о посещении этого крупного и богатого имения такими литераторами, как В. Н. Каразин , В. И. Туманский , Ф. Н. Глинка , Д. В. Давыдов . Современников восхищали большой танцевальный зал, разнообразные по рисунку печи и самые примечательные в Слободской Украине домовые фрески: «Лучшие мастера расписывали эти тончайшие орнаменты на потолках, фризах dessus de porte . Многочисленные изумрудно-зелёные, оранжевые, фиолетово-красные, сиреневые залы представляют нисколько не меньший интерес, чем прославленные залы », — полагал Г. К. Лукомский .
После четы Комбурлей поместьем владел их зять Д. П. Бутурлин , который долгое время работал здесь над историческими трудами. Во второй половине XIX века Хотень принадлежала его дочери — жене графа П. С. Строганова , человека с ярко выраженными художественными интересами. В гостях у Строгановых бывали художники И. Н. Крамской , Ф. А. Васильев , Г. И. Нарбут , а также декабрист С. Г. Волконский .
После смерти в 1911 году бездетного графа Строганова его наследники вступили в затяжной судебный спор, предметом которого, среди прочего, была и усадьба в Хотени. Изящная ампирная мебель была вывезена в Харьков, и бесхозное имение стало приходить в упадок. Г. К. Лукомский , посетивший Хотень в начале XX века, отмечал подступавшую к усадьбе «мерзость запустения: в залах нижнего этажа ссыпано зерно, обваливаются плафоны, выкрадены камины, двери, зияют трещины в наружных стенах здания» .
По итогам процесса суд утвердил в наследстве «целую плеяду отдаленных родственников, частью обнищалых, продавших свои доли наследства еврею Шкопу» . В 1916 году брошенное имение приобрёл сахарозаводчик Лещинский, владелец соседней усадьбы Кияница , но уже через два года, с началом гражданской войны , усадьба сгорела. Как и многие другие усадебные памятники бывшей Российской империи, дворец в Хотени превратился в развалину. До нашего времени уцелели только идентичные двухэтажные флигели с ионическими портиками в четыре колонны — пример сухого, строгого, мощного классицизма .
С советского времени флигели Кваренги занимает средняя школа, для нужд которой в 1960-е годы сзади западного флигеля была возведена пристройка.