Interested Article - Американский друг

«Американский друг» ( нем. Der amerikanische Freund ) — артхаусный франко-германский триллер 1977 года , снятый Вимом Вендерсом по мотивам второго и третьего романов Патриции Хайсмит из серии о похождениях афериста Тома Рипли . Представлен на Каннском кинофестивале 26 мая 1977 года.

Как и фильм « Незнакомцы в поезде », снятый Хичкоком по первой книге Хайсмит, «Американский друг» — это рассказ о двух случайно встретившихся людях, которых объединяет соучастие в убийстве .

Сюжет

Йонатан Циммерман, неизлечимо больной владелец небольшой багетной мастерской в Гамбурге , еле сводит концы с концами. На аукционе его пути пересекаются с американцем в стетсоне . Это аферист Том Рипли , зарабатывающий на жизнь сбытом поддельных произведений искусства, но не понимающий цели своего существования и скользящий на грани депрессии . Пути двух уставших от жизни мужчин странным образом пересекаются, и между ними зарождается подобие дружбы. Рипли втягивает своего нового знакомого в деятельность международного преступного картеля, и последующие остросюжетные события, несмотря на то и дело проскальзывающую абсурдность, на время придают их поблёкшей жизни какое-то подобие смысла.

В ролях

Работа над фильмом

Вим Вендерс планировал отдать роли всех иностранцев в фильме уже состоявшимся режиссёрам. В роли актёров попробовали себя Николас Рэй , Сэмюэл Фуллер , Жерар Блен и другие режиссёры с именем. Роль Тома Рипли была предложена Джону Кассаветесу , а когда тот выбыл из проекта, его заменил Деннис Хоппер . Он привнёс в съёмочный процесс ряд новых идей, в частности, придумал название «Американский друг» вместо рабочего «Одураченный» ( Framed ).

Своим фильмом Вендерс воздал дань уважения великим мастерам триллера — сцена убийства в поезде стилизована под Хичкока, убийство в метро снято в стиле Фрица Ланга . При этом Европа показана им в красноватых тонах, а Америка — в голубоватых .

Съёмки фильма проходили в центральной части Гамбурга

В подражание другим «продвинутым» режиссёрам того времени Вендерс в процессе монтажа решил отказаться от уже отснятых вводных сцен с тем, чтобы не затягивать хронометраж . Некоторые зрители после премьеры жаловались, что из-за этого многое в сюжете остаётся непонятным. Другие, наоборот, приветствовали это решение, указывая, что для успеха триллера важна не фабульная детализация, а атмосфера и эмоции .

Лента не произвела впечатления на П. Хайсмит, но понравилась Ф. Ф. Копполе (отдельные сцены перекликаются с его фильмом «Разговор» ). Благодаря связям Копполы в американском киномире Вендерс получил приглашение продолжить карьеру в Голливуде .

Неонуар

Фабула ленты перекликается с классическим нуаром « Незнакомцы в поезде », который был снят А. Хичкоком по другой книге Хайсмит. Следуя за своим кумиром Антониони Профессия: репортёр »), Вим Вендерс пропускает базовые установки нуара через эстетику европейского артхауса, насыщая сюжет экзистенциальной проблематикой:

Исконно американский жанр чёрного фильма тут получил в подкладку европейское содержание — неизбывные печаль и тоску. Уныло гудят портовые трубы, разлагается пространство пустого города, тухнут глаза обречённого Бруно Ганца…

М. Трофименков характеризует «Американский друг» как один из самых лиричных триллеров и своего рода сон о нуаре: «Любящий муж и отец, тишайший багетчик становится киллером , убивает, как во сне, сам не зная, кого убивает» . Это сюжетное развитие будет повторено во многих неонуарах (напр., « Оправданная жестокость » Д. Кроненберга ).

Отзывы

Мейнстримные рецензенты критиковали фильм за непрояснённость отдельных фабульных ходов. Характерен отзыв Р. Эберта , который упрекает Вендерса в том, что ради создания атмосферы потрёпанного города у моря он жертвует построенностью сюжета. Эберт признаёт, что «стиль с вкраплениями глубоких, кричащих цветов бесподобен», но рецензируемой картине не хватает полноценных человеческих характеров .

Ален Роб-Грийе , напротив, видит в отсутствии строгой логики достоинство, отличавшее фильмы Вендерса до того, как он (якобы) поддался искушениям ширпотреба и конформизма : «Первые фильмы Вима Вендерса весьма поразительны и, в сущности, находятся за пределами понимания — масштабно-шикозные и совершенно чокнутые» .

Дэйв Кер пишет, что лучшие фильмы Вендерса — о жизни на краю, «Американский друг» — один из самых характерных. Режиссёр тонко передаёт зыбкие эмоциональные связи, которые возникают посреди рушащейся вокруг героя нравственной вселенной . По мнению же рецензента российского « Коммерсанта », Вендерс «уважительно сохранил основные коллизии романа, но окутал их странной, сонной дымкой тоски и тления» .

С точки зрения авторов киносправочника Time Out , Хоппер трактует Тома Рипли как традиционного для фильмов Вендерса персонажа — одиночку, бредущего по чужой земле в поисках самого себя, дружбы, смысла жизни. Его завораживает теплота семейного круга Йонатана, однако неодолимое стремление к самоистреблению вынуждает уничтожить и этого случайного попутчика .

Награды

  • Участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1977
  • Номинация на премию «Сезар» за лучший иностранный фильм 1978
  • Приз Германского кинофестиваля 1978
  • Приз св. Георгия лучшему иностранному актёру, Бруно Ганц, 1979

Примечания

  1. Dave Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade . University of Chicago Press, 2011. ISBN 978-0-226-42941-0 . Pages 174—177.
  2. Неслучайно в начале ленты звучит «Баллада о беспечном ездоке» группы The Byrds из культового фильма « Беспечный ездок », снятого Хоппером.
  3. «Сюжет такого триллера известен наперёд, мы его видели в сотне других фильмов этого жанра. Вендерса больше интересуют закраинки сюжета, его полутона и искривления», — писал в своей рецензии Дэйв Кер.
  4. . Дата обращения: 7 августа 2011. 14 декабря 2012 года.
  5. . Дата обращения: 7 августа 2011. 4 марта 2016 года.
  6. (англ.) . Дата обращения: 29 мая 2022. 7 октября 2012 года.
  7. The Erotic Dream Machine: Interviews with Alain Robbe-Grillet on His Films . South Indiana University Press, 1995. ISBN 0-8093-2004-5 . Page 136.
  8. (англ.) . Дата обращения: 7 августа 2011. 5 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 7 августа 2011. 4 марта 2016 года.
  10. (англ.) . Дата обращения: 7 августа 2011. 23 декабря 2011 года.

Ссылки

  • — сравнение экранизаций Американский друг и Игра Рипли
Источник —

Same as Американский друг