Interested Article - Пеньюар

Винтажный пеньюар. 1960-е

Пеньюа́р ( пенюа́р ; фр. Peignoir ) — разновидность домашней женской одежды , изготовленная обычно из муслина , шифона , шёлка или другого прозрачного материала; аналог мужского халата . Часто обшивается кружевом .

Пеньюар — примета домашней моды галантного века . Поскольку при приведении в порядок напудренных волос домашняя одежда оказывалась засыпанной мелкой серебристой пудрой, для дам, убиравших свои волосы в будуаре в начале или на исходе дня, был придуман отдельный наряд — пеньюар . Само слово происходит от франц. глагола peigner — «расчёсывать волосы».

Предшественник пеньюара был известен в Венеции XVI века под названием «рокетти». Это был дамский лёгкий халат из бархата и кружев для утреннего занятия макияжем .

В викторианскую эпоху различали три стадии утреннего женского туалета: пеньюар для нахождения в спальне или будуаре, матине́ ( matinée ) для завершения утреннего туалета, завтрака в обществе супруга или ближайших друзей и дезабилье ( déshabillé ) для завтрака в присутствии посторонних и неформального приёма друзей . В общей сложности парижская кокотка меняла туалет не менее семи раз за день, начиная с пеньюара ранним утром .

В « прекрасную эпоху » модистки стали предлагать атласные или батистовые пеньюары в комплекте с длинными перчатками и чулками из того же материала. Такие комбинации позволяли прикрыть обнажённые конечности в ситуациях, когда нельзя было исключить появления в утреннем платье перед посторонними (напр., во время пребывания в гостях, при ночёвке в поезде или гостинице и т. д.).

В середине XX века пеньюары начинают изготавливаться из синтетических материалов и постепенно выходят из широкого употребления. В 1960-е Майя Плисецкая иронически говорила, что её пеньюар состоит из одной капли шанели .

В художественной литературе

В русской литературе одним из первых стал наряжать своих героинь в пеньюары Лев Толстой : так, Наташа Ростова , готовясь к выезду на первый бал, «сидит перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре», а фигура Анны Карениной в белом пеньюаре «казалась особенно велика и широка». У авторов « серебряного века » пеньюары фигурируют как орудие соблазнения: героиня Андрея Белого спешит к возлюбленному «с невольным влечением в водопадном, белом пеньюаре, словно из воздуха»; у С. Кржижановского хозяйка пытается соблазнить гувернёра своего сына «укачиваемыми дыханием сонно-синими розами пеньюара».

В советской литературе пеньюар, если и упоминался, то как атрибут буржуазного быта — как правило, дореволюционного. Значение его было не всем понятно: «Почему у вас в стихотворении „Кантон“ пеньюар — это бальное платье? Почему?!» — упрекают поэта Ляпис-Трубецкого . В « Повести о пустяках » советский чиновник валютного ведомства использует служебное положение, чтобы сразить любовницу таким подарком: «шёлковые чулки, шёлковое белье, кружевной пеньюар с голубыми перьями из Maison de Blanc и лакированные туфли от Рауля».

Примечания

  1. Charissa Bremer-David. Paris: Life & Luxury in the Eighteenth Century . Getty Publications, 2011. ISBN 9781606060520 . P. 50.
  2. М. Н. Мерцалова. История костюма. М.: Искусство, 1972. С. 48.
  3. Carol de Dobay Rifelj. Coiffures: Hair in Nineteenth-century French Literature and Culture . University of Delaware Press, 2010. ISBN 9780874130997 . P. 183.
  4. А. Вознесенский . Майя. // «Театр», 1966, № 6, с. 67—71.

Литература

  • Андреева Р. П. Дезабилье. Пеньюар // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 152, 280. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Беловинский Л. В. Пеньюар // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 473. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .
  • Буровик К. А. Пеньюар // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 41. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
Источник —

Same as Пеньюар