Interested Article - Йога-сутры
- 2021-03-04
- 1
Йога-сутры — сборник из 196 сутр (афоризмов), написанных на санскрите, в которых изложена теория и практика йоги ; базовый текст индийской философской школы йоги , оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире.
В «Йога-сутрах» описан способ достижения состояния, при котором человек познаёт свою внутреннюю природу. Это познание себя достигается благодаря сдерживанию трансформаций (видоизменений) ума, с которыми, согласно йоге, обыкновенно отождествляет себя человек .
Содержание
Как философская система классическая йога учит тому, что человек склонен отождествлять себя с тем, чем он на самом деле не является. Из-за этого незнания самого себя человек вовлекается в деятельность, приносящую в соответствии с кармой приятные или неприятные плоды и ведущую к перерождению во временном мире. Целью йоги является достижение внутреннего знания, приводящего к просветлению и в конечном счете к освобождению от этой деятельности и перерождения.
«Йога-сутры» состоят из 196 афоризмов (сутр) и разделены на четыре главы.
В первой главе (сутры 1—51) говорится о том, что такое йога и для чего она нужна, описываются видоизменения ума, способы концентрации и различные стадии на пути достижения самадхи.
Вторая глава (сутры 52—106) описывает средства и препятствия на пути йоги, указывает на различие воспринимающего и воспринимаемого.
В третьей главе (сутры 107—162) говорится о постепенно приходящем в результате йоги просветлении, а также о различных способностях, которые приобретает йог.
Четвёртая глава (сутры 163—196) говорит об окончательном освобождении от всего, что ранее удерживало человека от полного знания и силы своей внутренней природы.
Современные учёные, такие как Филипп А. Маас и Джеймс Моллинсон , считают, что комментарий Вьясы к йога-сутрам принадлежит самому Патанджали, а Йога-сутры являются компиляцией и редакцией уже существовавших текстов о йоге. «Йога-сутры» и комментарий к ним Вьясы, таким образом, представляют собой единую работу, которую принято называть « Патанджалайогашастрой» (Pātañjalayogaśāstra) .
Восемь средств йоги
В сутре указываются восемь средств, необходимых для правильной практики йоги. Нужно иметь в виду, что многие санскритские термины адекватно как правило непереводимы и их разъяснение в различных переводах может различаться. Так, согласно одному из вариантов , восемь средств йоги объяснены так:
Яма — пять универсальных заповедей: непричинение вреда, правдивость по отношению ко всем существам, воздержание от воровства, невоздержанности и жадности
Нияма — пять правил: внутреннее и внешнее очищение, удовлетворённость, огненное устремление, духовное чтение и преданность Богу (Ишваре)
Асана — правильная поза
Пранаяма — управление жизненной силой (праной), правильный вдох и выдох
Пратьяхара — отвлечение органов чувств от их объектов
Дхарана — сосредоточение
Самадхи — созерцание
Авторство и датировка
В санскритских рукописях автором «Йога-сутр» указан Патанджали . Среди индологов нет единого мнения о самом Патанджали, одни его считают исторической личностью и учёным, другие — святым из легенд. Из-за различий в стилистике, повторов и сочетания различных традиций многие западные исследователи считают, что и сам текст «Йога-сутр» нельзя приписать только одному автору, и он скорее является составной работой .
В западной индологии также нет единого мнения по вопросу датировки «Йога-сутр». Обычно текст датируется в промежутке между IV в. до н. э. и IV в. н. э.
Сравнивая оригинальные тексты «Патанджалайогашастры» и буддийского компедиума « Абхидхармакоши» , Доминик Вуястик пришёл к выводу, что текст Йога-сутр вместе с комментариями Вьясы (Патанджалайогашастра) были составлены в период 375—425 гг. н. э.
Связь с другими текстами индуизма и влияние
Патанджали не был первым, кто писал о йоге. До этого о йоге уже говорилось в « Мокшадхарме », части знаменитого эпоса «Махабхараты ».
У джайнов была своя литература о йоге, йога буддистов восходит к источникам до Патанджали .
«Йога-сутры» перекликаются с разными философскими системами ведийского периода древней Индии .
Наиболее заметна связь с философской системой, изложенной в « Санкхья-карике », и её подразделением мира на 25 принципов ( таттв ), различением бескачественного пуруши (духа), с одной стороны, и прадханы (материи) и проявленного мира, состоящих из трёх качеств, (санскр. — гун) , с другой .
Один из самых влиятельных текстов в философии индуизма — « Бхагавад-Гита » — ссылается на учения санкхьи и йоги — в этих трёх прослеживается много общего, все представляются как части единого философского взгляда на мир и человека.
Являясь основой классической школы Раджа-йога , Йога-сутры оказали влияние на остальные пять ортодоксальных школ индуизма и на многие последующие ответвления учения о йоге. Йога-сутры были наиболее переводимым древнеиндийским текстом в средние века. На них было составлено множество комментариев, самые ранние и наиболее влиятельные из которых — Йогабхашья Вьясы, Раджамартанда Бходжа-раджи и Таттвавайшаради Вачаспати . Согласно некоторым исследованиям, с XII века распространённость йоги Патанджали пошла на спад, к XVI веку текст очень мало копировался и распространялся . Известность снова вернулась к Йога-сутрам уже в XIX веке благодаря деятельности Свами Вивекананды и Теософского Общества .
Связь с текстами сарвастивады
Начиная с Луи де Ла Валле-Пуссена , западные и отечественные индологи и буддологи отмечали связь между «Йога-сутрами» и «Энциклопедией Абхидхармы» (« Абхидхармакошей ») буддийского философа IV века. н. э. Васубандху . Современные работы индолога Доминика Вуястика показывают, что некоторые термины Йога-сутр, а также некоторые сутры «Йогасутр» невозможно корректно истолковать, не зная их оригиналов, которые обнаруживаются в «Абхидхармакоше» и более древних буддийских текстах, таких как « Милиндапаньха» (пали: «Вопросы царя Менандра») .
Примечания
- Патанджали. Йога-сутры / Перевод с санскрита: С. Матвеев. — Амрита-Русь, 2017. — 264 с. — ISBN 978-5-00053-885-2 .
- .
- ↑ , pp. xi, xvi–xvii.
- . Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры PSYLIB . 23 февраля 2020 года.
- Dasgupta, Surendranath. . — Delhi: Motilal Banarsidass, 2010—2012. — 5 volumes с. — ISBN 978-81-208-0408-1 .
- ↑ Tola, Fernando; Dragonetti, Carmen; Prithipaul, K. Dad. . — Motilal Banarsidass, 1987. — 200 с.
- Dominik Wujastyk. // Yoga in Practice. — Princeton University Press, 2012. — С. 31—42 . — ISBN 978-1-4008-3993-3 .
- (1978),. Handboek voor Yoga. — Dutch translation; English title "Textbook of Yoga". — Ankh-Hermes.
- Michele Desmarais. Changing Minds: Mind, Consciousness and Identity in Patanjali's Yoga Sutra. — Motilal Banarsidass, 2008. — ISBN 978-8120833364 .
- ↑ . — Göttingen, 2018. — С. 21–48. — 1 online resource (630 pages) с. — ISBN 978-3-8471-0862-7 , 3-8471-0862-X, 978-3-7370-0862-4, 3-7370-0862-0.
- ↑ Доминик Вуястик. .
- Zimmer, Heinrich Robert. . — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1951. — 687 с. — ISBN 0-691-09811-5 .
- Crangle, Edward Fitzpatrick. . — Otto Harrassowitz Verlag. — 1994. 20 августа 2021 года.
- . psylib.org.ua . 28 июня 2020 года.
- Перевод с английского и санскрита А.Каменской и И.Манциарли (1914). . web.archive.org . Архивировано 30 декабря 2007 года.
- Edwin F. Bryant. The Yoga Sutras of Patañjali: A New Edition, Translation, and Commentary. — Farrar, Straus and Giroux, 2015. — 672 с. — ISBN 9781429995986 .
- White, David Gordon,. . — Princeton University Press, 2014. — С. 296. — ISBN 9781400850051 . 18 октября 2020 года.
- White, David Gordon. // Yoga in Practice. — Princeton: Princeton University Press, 2012. — С. 1–23 . — ISBN 978-1-4008-3993-3 .
Литература
- Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Островской Е. П. и Рудого В. И . — М. : Наука, 1992. — 264 с. — ISBN 5-02-017601-X .
- Вивекананда Свами . Афоризмы Патанджали // Четыре йоги / Под ред. и предисл. В. С. Костюченко . — М. : Прогресс; Прогресс-Академия, 1993. — 528 с. — ISBN 5-01-002662-7 .
- Ошо . Йога: альфа и омега. Беседы по сутрам Патанджали = Yoga: The Alpha and the Omega. — 1997—1998. — Т. 1—10.
- Сатьянанда Сарасвати . Йога-сутра Патанджали. Комментарии. — Минск: Ведантамала, 2006. — 388 с. — ISBN 987-3517-03-0 .
- Maas, Philipp A. (2006), Samādhipāda. Das erste Kapitel des Pātañjalayogaśāstra zum ersten Mal kritisch ediert. (Samādhipāda. The First Chapter of the Pātañjalayogaśās-tra for the First Time Critically Edited). , Aachen: Shaker
- / James Mallinson, . — Penguin Books, 2017. — ISBN 978-0-241-25304-5 .
Ссылки
- 2021-03-04
- 1