Interested Article - Лит (мифология)

Лит ( др.-сканд. Litr ) — в скандинавской мифологии дверг (карлик), которого бог Тор пинком отправил в погребальный костёр Бальдра . По другой версии, Лит — ётун (великан), убитый Тором , либо вовсе вол .

Этимология

В древнескандинавском языке Litr означает «цветной», «цвет» . Аналогичные переводы встречаются и в других современных языках ( англ. The Colored One, colour , нем. gefärbt, Farbe ) . Как альтернатива предлагаются значения «цвет лица», «лицо», «образ», «красота» ( англ. complexion, countenance, image , нем. Gestalt, Schönheit ) .

Лит в письменных источниках

В «Старшей Эдде» Лит упоминается лишь однажды: при перечислении карликов в «Прорицании вёльвы» (строфа 12) . Этот же список приводит в «Видении Гюльви» автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон . Там же (глава 49) при описании похорон Бальдра приводится небольшой сюжет, связанный с Литом:

«Тор встал рядом и освятил костёр молотом Мьёлльнир. А у ног его пробегал некий карлик по имени Лит, и Тор пихнул его ногою в костер, и он сгорел.»

В «Списке имён», завершающем «Младшую Эдду», Лит является хейти (синонимом), используемым для обозначения вола .

Кроме того, о Лите упоминают скальды Стейн Хердисарсон , Эйлив Годрунарсон, автор «Хвалебной песни Тору», в тексте которой Лит (в других рукописях — Лут) перечисляется среди великанов, сражённых Тором , а также Браги Боддасон , цитируемый в главе 42 «Языка поэзии» (и здесь речь идёт о ётуне Лите) . У исландского поэта XII века Халлар-Стейна Лит употребляется как хейти к слову «красота» .

Интерпретации и мнения

Немецкий поэт и филолог Карл Зимрок отождествлял Лита с «богатым свежим блеском раннего лета», который должен уйти вслед за богом весны и света Бальдром . Похожей точки зрения придерживается и Варг Викернес , для которого Лит — это летние цвета, умирающие вместе со светом . Кроме того, в Лите видят олицетворение жизненной силы, в его же смерти — аллегорию на наступление зимы . А норвежский лингвист Софус Бугге проводил параллели от истории Тора и Лита к древнегреческому мифу о Геракле , зашвырнувшего в море своего спутника Лихаса .

Немецко - австрийский историк - медиевист Отто Хёфлер считал, что сюжет о Лите, которого якобы толкнул в пламя бог грома, впервые родился у Снорри Стурлусона, неверно истолковавшего увиденные им изображения на одном из рунических камней . Некая низкорослая фигура, занятая ритуальной вольтижировкой , получила от Стурлусона, во всём любившего порядок, ясность и яркость описания, имя известного в Эдде карлика, а её акробатические элементы объяснены уже упомянутым пинком в огонь .

По мнению советско - американского лингвиста и литературоведа Анатолия Либермана изначально Лит был слугой (или даже эманацией) Бальдра и умер вместе с ним; и лишь в более позднем варианте мифа, предложенным Стурлусоном, появился эпизод с трудно объяснимым и ничем неоправданным поступком Тора . Им же была предложено толкование имени Лит как «весло», тогда смерть Лита в погребальном костре на ладье Бальдра выглядит просто как «бросить весло на лодку» .

Поскольку считалось, что дверги поддерживали близкие отношения с мёртвыми, Лит мог быть психопомпом , которому поручено провести погибшего Бальдра в царство мёртвых Хель . По другой версии Тор толкнул Лита в огонь, чтобы обеспечить Бальдра слугой на том свете .

Смешение в образе Лита одновременно карлика и великана — нередкое явление в эддических текстах: достаточно вспомнить, например Фьялара и Галара или Судри . Возможно, что в ранней версии, описывающей похороны Бальдра, Тор убил именно ётуна, заменённого позднее на дверга . Это выглядит логичным, особенно исходя из главного конфликта, лежащего в основе всей скандинавской мифологии: соперничества асов и великанов, в свете которого бог грома вряд ли бы стал бороться с двергом . Одновременно существует мнение, что карлик и великан Лит (Лут) — два совершенно разных, не связанных друг с другом персонажа .

Примечания

  1. от 6 мая 2021 на Wayback Machine от Тора и Локи до Толкина и "Игры престолов". Автор Кэролин Ларрингтон Издатель "Манн, Иванов и Фербер" ISBN 5001463319, 9785001463313 Количество страниц Всего страниц: 240
  2. Anthony Faulkes Skáldskaparmál. 2. Glossary and Index of Names. — Short Run Press Limited, Exeter, 2007. — С. 489, 510 — ISBN 978-0-903521-38-3 .
  3. Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1927.
  4. Anthony Faulkes Edda. — J. M. Dent, London, 1987. — С. 246.
  5. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М.: АСТ, 2010. — С. 253 — ISBN 978-5-17-061013-6 .
  6. Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2–е издание. — Тамбов, 2010. — С. 86, 87 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
  7. Claude Lecouteux Encyclopedia of Norse and Germanic Folklore, Mythology, and Magic. — Inner Traditions, 2016. — С. 196.
  8. Anthony Faulkes Prologue and Gylfaginning. Second Edition. — Short Run Press Limited, Exeter, 2005. — С. 120 — ISBN -0-903521-34-2.
  9. Jan de Vries Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. 2. Auflage. — Leiden: E. J. Brill, 1977. — С. 359.
  10. Peter Andreas Munch Norse Mythology. Legends of Gods and Heroes. — New York: The American-Scandinavian Foundation, 1926. — С. 322.
  11. Theresa Bane Encyclopedia of Giants and Humanoids in Myth, Legend and Folklore. — McFarland & Company, 2016. — С. 60. — ISBN 978-1-4766-2338-2 .
  12. . norse.ulver.com. Дата обращения: 8 декабря 2019. 29 сентября 2019 года.
  13. . norse.ulver.com. Дата обращения: 8 декабря 2019. 20 сентября 2019 года.
  14. Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 08.07.2019.
  15. (др.-сканд.) . norse.ulver.com. Дата обращения: 8 декабря 2019. 4 ноября 2017 года.
  16. Sophus  Bugge Studien über die Entstehung der nordischen Götter- und Heldensagen. – München: Christian Kaiser, 1889. — С. 279
  17. John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 209, 210 — ISBN 0-19-515382-0 .
  18. Anthony Faulkes The Uppsala Edda. — Short Run Press Limited, Exeter, 2012. — С. 143, 318 — ISBN 978-0-903521-85-7 .
  19. Arnulf Krause Die Edda des Snorri Sturluson. — Reclam Universal-Bibliothek, Band 782, 2017. — С. 104, 224 — ISBN 978-3-15-000782-2 .
  20. Rudolf Meissner Die Kenningar der Skalden. — Bonn, Leipzig: Kurt Schroeder, 1921. — С. 83.
  21. Simrock, Karl. (нем.) . Bonn: Adolf Marcus, 1874.
  22. Sophus  Bugge Studien über die Entstehung der nordischen Götter- und Heldensagen. – München: Christian Kaiser, 1889. — С. 233—237
  23. Höfler, Otto. (нем.) . archive.org.
  24. Liberman, Anatoly. (англ.) . Alvíssmál 11, 2004. Дата обращения: 8 декабря 2019. 1 августа 2019 года.
  25. Scheuer, Jensen Connor. (англ.) . University of Oslo, 2017. Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано из 8 декабря 2019 года.
  26. Lindow, John. (англ.) . Alvíssmál 4, 1994. Дата обращения: 8 декабря 2019. 1 августа 2019 года.
  27. Kathleen N. Daly Norse Mythology A to Z, Third Edition. — Chelsea House, 2010. — С. 62, 65 — ISBN 978-1-4381-2801-6 .
Источник —

Same as Лит (мифология)