Гномы
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́рдри ( др.-сканд. Norðri ), Су́дри ( др.-сканд. Suðri ), А́устри ( др.-сканд. Austri ) и Ве́стри ( др.-сканд. Vestri ) — в скандинавской мифологии четыре карлика ( дверга ), поддерживающие небосвод .
Происхождение имён этих карликов достаточно незамысловато: они названы по сторонам света, в которых находятся, — Нордри («северный»), Судри («южный»), Аустри («восточный») и Вестри («западный») .
В эддических текстах Нордри, Судри, Аустри и Вестри упоминаются несколько раз, но лишь однажды в «Старшей Эдде» : при перечислении двергов в строфе 11 « Прорицания вёльвы » . Этот же список повторяет в «Видении Гюльви» автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон ; там же (часть 8) находится описание того, как боги создавали мир :
«Взяли они и череп его ( Имира ) и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху её четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный, Северный и Южный.»
Кроме того, имеются многочисленные примеры использования их имён для образования кеннингов со значением «небо» («бремя Аустри», «бремя родичей Нордри», «шлем карликов Вестри и Аустри, Судри, Нордри» ) или в качестве синонимов при упоминании других карликов .
Нордри, Судри, Аустри, Вестри являются олицетворением четырёх сторон света и относятся к тем немногим двергам, которые не живут под землёй . Некоторые исследователи и переводчики даже причисляют их к ветрам или к связаным с ветрами альвам . Момент, когда они были посажены богами поддерживать небо, впервые определил направления сторон света и несёт в себе тем самым космологическую функцию .
Существует мнение, что именно автору «Младшей Эдды» принадлежит идея «поручить» новую задачу (поддержания неба) уже известным в эддических текстах и ранее ничем не примечательным карликам (хотя, например, упоминание о небе как «бремени рода Нордри» можно встретить уже в текстах X века: в «Поминальной драпе об Олаве сыне Трюггви», строфа 26b ).
Советский филолог и историк культуры Мелетинский отмечал, что мотив поддержания небосвода широко распространён в мифологии других народов . Сами же карлики включаются им одновременно в «горизонтальную» и «вертикальную» проекции пространственной модели мира скандинавской мифологической системы, важнейшим элементом которой, помимо антропоцентричности, выступает мировое дерево Иггдрасиль . А от сюжета разделения неба на четыре части (по одной на каждого карлика) могут быть проведены параллели к мифу о Тваштаре и рибху , разделивших его чашу для жертвоприношения богам .