Interested Article - Бюлейст

Бю́лейст (или Би́лейст , др.-сканд. Býleistr , в других манускриптах Би́лейпт , др.-сканд. Býleiptr ) — в скандинавской мифологии великан ( ётун ), брат Локи .

Этимология

Býleistr в древнескандинавском языке происходит, скорее всего, от слов bylr («порыв ветра», «буря») и leiptr («молния») и может означать «сверкающий в шторме» либо «успокаивающий молнию» . По мнению британского филолога Бенджамина Торпа происхождение этого мифологического имени могло быть связано с сочетанием слов «поселение» и «опустошать» . В ещё одной версии первой частью является («пчела») , отсюда альтернативный перевод как «бродящий среди пчёл» (которые могут выступать здесь в качестве метафоры) . Англоязычный медиевист Джон Линдоу также считает малопродуктивными попытки связать этимологию этого имени с каким-то метеорологическим явлением .

Бюлейст в письменных источниках

В « Старшей Эдде » Бюлейст упоминается дважды: в строфе 51 « Прорицания вёльвы » и в строфе 40 « Песни о Хюндле », в которых говорится, что Локи является братом Бюлейста .

В « Видении Гюльви » (глава 33) и в « Языке поэзии », входящих в состав « Младшей Эдды », её автор Снорри Стурлусон называет братьев Бюлейста (Локи, Хельблинди) и их родителей (Фарбаути, Лаувейя) .

В написанном в IX веке « Перечне Инглингов » употреблён кеннинг «дочь брата Бюлейста» со значением «отправиться к Хель », то есть «умереть» (Хель — дочь Локи, повелительница мира мёртвых) . Причём использование этого описания в скальдической поэзии не единично .

Интерпретации и мнения

По версии норвежского лингвиста Софуса Бугге Бюлейст не кто иной, как глава библейских демонов Вельзевул (а Локи при этом должен был соответствовать Люциферу ) . Основанием для такого предположения (отвергнутого более поздними исследованиями ) являлись сходность звучания и предположительные значения их имён: каким-то образом лингвистически связанного с пчёлами Бюлейста и «повелителя мух» Вельзевула . Немецкий исследователь Скандинавии и фольклорист Ойген Могк представлял Бюлейста и вовсе как одно из проявлений Локи , его негативную сторону . А его соотечественник филолог Карл Вайнхольд , также опираясь на значение имён, отождествлял Бюлейста с Кари (сыном Форньота, персонификацией ветра) и приписывал ему господство над ветрами . В другом исследовании проводятся параллели между Локи (и его братьями) и персонажем карело-финской мифологии Лоухи (и её детьми) .

Большее распространение получило мнение, согласно которому Бюлейст — всего лишь одно из имён (эпитетов) верховного бога Одина , являющегося таким образом братом (либо побратимом) Локи . Поскольку Хельблинди в « Речах Гримнира » — хейти (синоним) Одина, то всё это наводит на размышления о сопоставимости триад Один- Лодур - Хёнир и Хельблинди-Локи-Бюлейст .

В целом же — из-за отсутствия дополнительных и альтернативных источников — значение и роль Бюлейста в скандинавской мифологии невозможно определить, хотя его неоднократное упоминание в эддических текстах (хотя не более, чем только имени ) вряд ли можно считать беспричинным .

В неоязыческом движении Асатру Бюлейст — штормовой ётун — считается порождением урагана, под которым подразумевается Фарбаути (представление, заимствованное у шведского писателя и историка культуры Виктора Рюдберга ).

Примечания

  1. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  2. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  3. Kathleen N. Daly Norse Mythology A to Z, Third Edition. — Chelsea House, 2010. — С. 14, 15 — ISBN 978-1-4381-2801-6 .
  4. Jan de Vries Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. 2. Auflage. — Leiden: E. J. Brill, 1977. — С. 67, 351.
  5. Фролов, Алексей. . Litres, 06.10.2018.
  6. Бенджамин Торп Нордическая мифология. — М .: Вече, 2008. — С. 116 — ISBN 978-5-9533-1938-6 .
  7. Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2-е издание. — Тамбов, 2010. — С. 123 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
  8. John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 91 — ISBN 0-19-515382-0 .
  9. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  10. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  11. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 11 декабря 2019 года.
  12. . norroen.info. Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 августа 2017 года.
  13. Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1927.
  14. Rudolf Meissner Die Kenningar der Skalden. — Bonn, Leipzig: Kurt Schroeder, 1921. — С. 396.
  15. Sophus Bugge Studien über die Entstehung der nordischen Götter- und Heldensagen. — München: Christian Kaiser, 1889. — С. 75—76, 446
  16. Meyer, Richard M. (нем.) . Leipzig: Quelle & Meyer, 1910.
  17. Mogk, Eugen. (нем.) . Strassburg: Karl J. Trübner, 1898.
  18. Elsa-Brita Titchenell Die Masken Odins. Weisheit aus dem Altnordischen. — Theosophischer Verlag GmbH, 1995. — С. 110. — ISBN 3-930623-19-6 .
  19. Weinhold, Karl. (нем.) . Druck von Breitkopf und Härtel, 1848.
  20. Rooth, Anna Birgitta. (англ.) . C. W. K. Gleerups Forlag, 1961.
  21. . M., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
  22. Баркова, А.Л. . Рипол Классик, 2018.
  23. Гаврилов Д. А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. — М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. — С. 92 — ISBN 5-902168-81-3
  24. Theresa Bane Encyclopedia of Giants and Humanoids in Myth, Legend and Folklore. — McFarland & Company, 2016. — С. 42. — ISBN 978-1-4766-2338-2 .
  25. Bellows, Henry Adams. (англ.) . New York: The American-Scandinavian Foundation, 1923.
  26. (англ.) . iUniverse, 24.04.2009.
  27. Viktor Rydberg Teutonic Mythology. — London: Swan Sonnenschein, 1891. — С. 408.
Источник —

Same as Бюлейст