Interested Article - Мёккуркальви
- 2021-03-04
- 1
Мёккурка́льви (также Моккурка́льфи , др.-сканд. Mökkurkálfi ) — в скандинавской мифологии глиняный великан , созданный в помощь Хрунгниру .
Этимология
Mökkurkálfi происходит от двух слов: mökkr («туман») и kalfr («телёнок») . Перевод как «туманный телёнок» ( англ. Mist-calf , нем. Nebelkalb ) встречается и в других современных языках .
Мёккуркальви в Эдде
О Мёккуркальви повествует Младшая Эдда (« Язык поэзии », часть 24), где он упоминается в контексте поединка бога грома Тора и йотуна Хрунгнира. Чтобы повысить последнему шансы на победу «великаны слепили у Каменных Дворов глиняного человека, и был он девяти поприщ ростом и трех поприщ в обхвате. Только не нашли они сердца, чтобы было ему под стать, пока не взяли сердце одной кобылы, и было оно далеко не бестрепетным, когда явился Тор» . Далее, рассказывая о начале поединка, автор Эдды отмечает, что рядом с Хрунгниром «стоял глиняный исполин по имени Мёккуркальви, и он сильно трусил. Говорят, что, увидев Тора, он обмочился» . В то время, пока Тор расправлялся с Хрунгниром, его помощник « Тьяльви напал на Мёккуркальви, и тот бесславно пал» .
Интерпретации и мнения
В комментариях к «Песни о Фйольсвидре» ( Старшая Эдда ) Софья Свириденко предполагала, что упомянутый в тексте «глиняный исполин» Лейрбримир , из которого сделан вал вокруг чертога йотунов, и Мёккуркальви могут быть одним и тем же персонажем . Из этого же отрывка делается заключение, что Мёккуркальви (с его ростом почти 14,5 км и шириною плеч около 5 км) изначально мог быть идентичен первому великану Имиру , из которого боги создали современный мир . На это же якобы указывает другая часть Эдды, согласно которой Имир-Мёккуркальви кормился молоком первородной коровы Аудумлы , почему и был назван телёнком .
Советский филолог и историк культуры Елеазар Мелетинский проводил параллели между Мёккуркальви и хурритским Улликумме — каменным чудовищем, порождённым Кумарби . Другие исследователи указывают на сходство Мёккуркальви с големом — созданным из глины великаном в еврейской мифологии . Некоторые авторы идут ещё дальше и видят в Мёккуркальви даже прообраз современных роботов .
Наконец, описание того, что великана Мёккуркальви победил не сам Тор, а Тьяльви, ассоциируется с неким обрядом инициации последнего .
Примечания
- Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2–е издание. — Тамбов, 2010. — С. 94 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
- John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 185 — ISBN 0-19-515382-0 .
- Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 09.10.2018. Дата обращения: 19 сентября 2019. 13 июня 2022 года.
- ↑ . norse.ulver.com. Дата обращения: 19 сентября 2019. 6 августа 2020 года.
- . norse.ulver.com. Дата обращения: 19 сентября 2019. 6 августа 2020 года.
- ↑ Eilenstein, Harry. (нем.) . BoD – Books on Demand, 29.09.2016. Дата обращения: 19 сентября 2019. 13 июня 2022 года.
- Мелетинский, E. M. . Онлайн энциклопедия Мифы народов мира. Дата обращения: 19 сентября 2019. 3 сентября 2019 года.
- Erik Brynjolfsson, Andrew McAfee. (нем.) . Plassen Verlag, 01.10.2014. Дата обращения: 19 сентября 2019. 13 июня 2022 года.
- Hartvigsen, Ole Kristian. (англ.) (недоступная ссылка — ) . Norwegian University of Science and Technology, June 2006.
- John Lindow Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. — Oxford University Press, 2001. — С. 286 — ISBN 0-19-515382-0 .
- 2021-03-04
- 1