Interested Article - Альвальди
- 2020-05-28
- 2
А́львальди ( др.-сканд. Alvaldi, Allvaldi ) или Э́львальди ( др.-сканд. Ölvaldi, Ǫlvaldi ) — в скандинавской мифологии один из инеистых великанов .
Этимология
Существует несколько вариантов перевода Alvaldi / Ölvaldi с древнескандинавского языка исходя из написания и деления этих слов на корни: например, «всемогущий», «всевладеющий» ( др.-сканд. all-valdr ) либо «управляющий пиром (дождём)» ( др.-сканд. öl-valdr ) . Сходные переводы можно встретить и в других современных языках ( англ. high ruler , нем. der sehr Mächtige ).
Альвальди в древнескандинавских источниках
В строфе 19 «Песни о Харбарде», относимой к «Старшей Эдде» , есть упоминание о том, что великан Тьяцци, убитый богом грома Тором , был сыном Альвальди .
В «Языке поэзии» , входящем в состав «Младшей Эдды», её автор Снорри Стурлусон сообщает некоторые подробности о Альвальди (который здесь носит несколько изменённое имя), когда рассказывает о Тьяцци:
«Отца его звали Эльвальди. И о нём я мог бы поведать немало примечательного. Он был очень богат золотом. И когда он умер и его сыновья стали делить наследство, то, чтобы смерить золото, они решили, пусть каждый берёт в свой черед полный рот золота. Первый из них был Тьяцци, второй — Иди, третий — Ганг.»
Интерпретации и мнения
Исходя из значения слова Эльвальди этот великан может олицетворять дождь (также имена его сыновей лингвистически связаны с дождём) . По другой версии öl переводится как «пиво» , а золото, которым Эльвальди был так богат, — это золотистый пивной напиток, что глотками разделили между собою Тьяцци, Иди и Ганг . По мнению немецкого поэта и литературоведа Людвига Уланда Эльвальди и его сыновья являются персонификацией четырёх ветров, приносящих с собою дождь, а его золото — облака .
Стоит же взять за основу вариант из Старшей Эдды («всемогущий»), то он указывает на особое положение этого персонажа в скандинавской мифологии, сюжет о котором, вероятно, был некогда утерян . Германист и историк литературы Рихард Мейер отмечал, что Тьяцци изначально не был связан с Альвальди и лишь в более поздних мифах превратился в его сына. А немецкий филолог Карл Вайнхольд считал, что Альвальди — это лишь одно из имён «всевладеющего» первого великана Имира . Шведский писатель и историк культуры Виктор Рюдберг отождествлял Альвальди с Ивальди (известному в скандинавских мифах по своим сыновьям ) и посвятил обоснованию этой точки зрения несколько глав своей «Тевтонской мифологии» . Во многом его взгляды нашли продолжение в неоязыческом движении Асатру .
Примечания
- Anthony Faulkes Skáldskaparmál. 2. Glossary and Index of Names. — Short Run Press Limited, Exeter, 2007. — С. 528 — ISBN 978-0-903521-38-3 .
- Гуревич Е.А., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. — М.: РГГУ, 1999. — С. 690.
- ↑ Конча, С. В. . Происхождение языка и культуры: древняя история человечества, Том 1, № 3, 2007. Дата обращения: 3 января 2020. 2 января 2020 года.
- Gering, Hugo. (нем.) . Halle (Saale): Buchhandlung des Waisenhauses, 1903.
- ↑ Викернес В. Скандинавская мифология и мировоззрение. 2–е издание. — Тамбов, 2010. — С. 25, 191 — ISBN 978-5-88934-440-7 .
- Theresa Bane Encyclopedia of Giants and Humanoids in Myth, Legend and Folklore. — McFarland & Company, 2016. — С. 123. — ISBN 978-1-4766-2338-2 .
- Paul Herrmann Die deutsche Heldensage und ihre Heimat. 1.Bd. Die Sage von den Wölsungen und Niflungen in der Edda und Wölsungasaga. 2. Ausgabe. — Hannover : Carl Rümpler, 1863. — С. 147.
- . norroen.info. Дата обращения: 3 января 2020. 20 декабря 2019 года.
- . norroen.info. Дата обращения: 3 января 2020. 21 августа 2017 года.
- Claude Lecouteux Encyclopedia of Norse and Germanic Folklore, Mythology, and Magic. — Inner Traditions, 2016. — С. 241.
- Bergmann, Friedrich Wilhelm. (нем.) . Leipzig, F. A. Brockhaus, 1872.
- Uhland, Johann Ludwig. (нем.) . Stuttgart: J. G. Gotta'sche Buchhandlung, 1868.
- Weinhold, Karl. (нем.) . Wien: K.K. Hof- und Staatsdruckerei, 1858.
- Viktor Rydberg Teutonic Mythology. — London: Swan Sonnenschein, 1891. — С. 117.
- (англ.) . iUniverse, 24.04.2009.
- 2020-05-28
- 2