Interested Article - Авгий
- 2020-09-29
- 2
А́вгий ( др.-греч. Αὐγέᾱς , Αὐγείᾱς — «сияющий») — персонаж древнегреческой мифологии , царь племени элейцев или в Элиде . Обладал многочисленными стадами, которые подарил ему отец (по одной из версий) — бог Солнца Гелиос . Микенский царь Еврисфей поручил Гераклу вычистить Авгиевы конюшни от скопившегося за многие годы навоза за один день. Геракл договорился с Авгием, что уберëт стойла за один день за плату, и, получив согласие, прокопал канал от ближайших рек и разобрал стены конюшен, после чего вода смыла из конюшен всю грязь. Авгий отказался платить, и тогда Геракл пошёл на него войной. Первое нападение царь Элиды отбил, но позже всё-таки потерпел поражение. По одной версии мифа, он был убит Гераклом, по другой — остался в живых и умер существенно позже своей смертью.
Выражение « » стало крылатым для обозначения чего-либо чрезвычайно загрязнённого, запущенного .
В мифологии
Происхождение
Существует несколько версий происхождения Авгия. По разным данным, он был сыном бога Солнца Гелиоса , либо царя Элиды Форбанта , либо сына Посейдона (царя племени элейцев в Этолии ) , либо самого Посейдона . В связи с этим Павсаний пишет, что Авгия называли сыном Гелиоса «те, кто хотел дать Авгию больше славы»: они немного изменили имя Элей ( др.-греч. Ἥλιος , Ἠλεῖος ), чтобы получилось Гелиос ( др.-греч. Ἥλιος , Ἠέλιος ). Матерью Авгия некоторые античные авторы называют (дочь Нелея , Никтея или Эпея ) или Навсидаму, дочь Амфидаманта (в этих случаях его отцом считается Гелиос) . Наконец, Иоанн Цец пишет, что мать Авгия звали Ифибоя .
Аполлодор Афинский называет братом Авгия ещё одного элидского царя — Актора , мужа Молионы и приёмного отца сиамских близнецов Молионидов , Ктеата и Еврита . При этом, согласно Павсанию, Актор был единственным сыном Форбанта и Гирмины .
Биография
Авгий был царём племени элейцев или (правда, Гекатей Милетский счёл необходимым уточнить, что эпеи — «отличное от элейцев племя», враждебное Авгию ). Как правило, это царство локализуют в Элиде , в районе города Эфира ; существует и альтернативная версия, в которой фигурирует Писа . Известно, что Авгий устраивал гонки на колесницах, из которых впоследствии выросли Олимпийские игры , причём однажды он поступил нечестно — отнял у победителя, царя мессенского Пилоса Нестора , четвёрку лошадей и прогнал возницу . Многие античные авторы упоминают Авгия как участника плавания аргонавтов в Колхиду за золотым руном .
Авгий славился своими богатствами. Это доказывает одна из версий мифа, согласно которой именно этот царь приказал искусным архитекторам, Агамеду и Трофонию , построить сокровищницу, в которую не смог бы проникнуть ни один вор . В первую очередь Авгий был известен своими огромными стадами скота, которые ему подарил Гелиос. По словам Феокрита , « Не мог бы никто никогда ни сказать, ни помыслить, / Будто всем этим владеет один или даже и десять, / Если бы даже цари всей земли им стада подарили » . За многие годы в конюшнях накопилось огромное количество навоза; по другой версии, кучи навоза возвышались по всей Элиде, из-за чего большая часть земли оставалась невозделанной . Царь Микен Еврисфей , желая унизить своего родича Геракла грязной работой, приказал ему убрать всё это за один день. Тот прибыл к Авгию и, не говоря ничего о приказе Еврисфея, предложил навести порядок, запросив за это десятую часть всего скота (по одной из версий, упомянутых у Павсания, — часть царства ). Царь, не веря, что такое возможно, согласился. Тогда Геракл разобрал одну из стен конюшен, отвёл воду из близлежащих рек, Алфея и Пенея , которая и вымыла навоз . По версии Павсания, он повернул вспять течение реки Мений .
Когда навоз был убран, Авгий по совету Лепрея отказался заплатить Гераклу. Он мотивировал это либо тем, что дело было сделано не трудом, а хитрой уловкой , либо тем, что Геракл выполнял приказ своего царя и соответственно не должен получать награды. Перед рассматривавшими этот спор судьями сын элидского царя Филей заявил, что отец поступает бесчестно. Тогда разгневанный Авгий, не слушая судей, изгнал и сына, и Геракла из своих земель. Еврисфей в свою очередь отказался признавать чистку конюшен за подвиг, так как была договорённость о плате .
Геракл решил отомстить и вторгся в Элиду с войском, набранным из аркадян , аргивян и фиванцев . Авгий заключил союз с Амаринкеем и поручил командование войсками сиамским близнецам Молионидам (по одной из версий мифа, своим племянникам). Геракл во время этой войны заболел, а поэтому заключил мир; когда Молиониды узнали причину его уступчивости, то напали на врага и многих перебили. Автор схолий к одам Пиндара сообщает, что во время этих событий Авгий вероломно убил сыновей Геракла от Мегары . Впоследствии, когда Молиониды, или, по другой версии, сын Авгия Еврит, отправились на Истмийские игры в качестве теоров (священных послов), Геракл напал на них и убил. В связи с этим элейцы навсегда отказались участвовать в Истмийских играх . После Геракл вновь напал на Элиду. На этот раз он одержал победу: Авгия вместе с большинством его детей Геракл убил, а новым царём сделал Филея .
По другой версии мифа, Авгий остался жив после опустошительного похода Геракла на Элиду. Филей наладил в царстве мирную жизнь и вернулся в Дулихий ; Авгий снова принял власть и правил до самой смерти в преклонном возрасте, передав свои владения ещё одному сыну, .
Потомки
Многие источники называют сыновьями Авгия и Филея , которые в разное время правили отцовским царством. Сын Агасфена Поликсен упоминается в числе женихов Елены и участников Троянской войны . Кроме того, Диодор Сицилийский пишет о сыне Авгия , Гомер — о дочери Авгия Агамеде , жене Мулия , которая, согласно поздней версии, родила от Посейдона трёх сыновей, Бела, Актора и Диктиса . У Аполлодора упоминается , родившая от Геракла сына Фессала .
Память
Мифы, связанные с Авгием, были интерпретированы в героическом духе Пиндаром. Позже более рационалистичную версию мифа разработали Каллимах , Аполлодор Афинский (или другой писатель, известный сейчас под этим именем) и Павсаний. Для Гомера и автора схолий к Пиндару Авгий был безусловно человеком недостойным .
Жители Элиды ещё во II веке н. э. почитали Авгия и совершали в его честь жертвоприношения . В исторические времена сохранялся запрет для элейцев участвовать в Истмийских играх в память о вероломно убитых Молионидах .
Современные антиковеды считают Авгия местным элидским героем, чьё почитание имело несомненную связь с культом Солнца; свидетельством тому являются и перевод его имени («сияющий»), и «солнечная» родословная . Существует гипотеза, что изначально и Авгий, и его единокровный брат Ээт (царь Колхиды ) были ипостасями Гелиоса . Грязь в конюшнях ассоциировалась с туманами и тучами, которые разгоняет солнечный свет . В современной культуре выражение « » стало крылатым: так называют сильный беспорядок, запущенность в делах или помещение, в котором царят грязь и беспорядок .
Примечания
- Словарь иностранных слов. — М.: « Русский язык », 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
- ↑ , I, 170—171.
- , XXV, 54.
- ↑ , I, IX, 16.
- ↑ , Мифы, 14.
- ↑ , II, V, 5.
- ↑ , V, 1, 9.
- ↑ , s. 2307.
- ↑ , Авгий.
- ↑ , s. 731.
- ↑ , II, VII, 2.
- , V, 1, 11.
- , VIII, 3, 9.
- , V, 8, 3.
- , Илиада, XI, 698—702.
- ↑ , s. 732.
- , XXV, 115—117.
- ↑ , IV, XIII, 3.
- ↑ , V, 1, 10.
- , s. 731—732.
- , s. 2307—2308.
- , s. 2308.
- ↑ , IV, XXXIII, 3.
- ↑ , s. 2309.
- , V, 2, 1—2.
- , s. 2308—2309.
- , V, 3, 1—3.
- , Илиада, XI, 738—741.
- , II, VII, 8.
- , V, 4 (1).
- , V, 2, 2.
- , s. 733.
- .
Литература
Источники
- Аполлодор Афинский . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича . — Л. : Наука, 1972.
- Аполлоний Родосский . / Перевод и примечания Г. Ф. Церетели . — Тбилиси: Мецниереба, 1964. — 1000 экз.
- Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
- Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- Страбон . География / Перевод и примечания Г. А. Стратановского . — М. : Ладомир, 1994. — 944 с. — (Литературные памятники).
- Феокрит , Мосх , Бион . Идиллии и эпиграммы / Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек . — Л. : Издательство АН СССР, 1958. — (Литературные памятники). — 15 000 экз.
- Гай Юлий Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
Литература
- Ботвинник М. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 20.
- Медведева А. // . — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 13. — 525 с. — ISBN 978-5-9524-4203-0 .
- Schirmer. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 731—733.
- Wernicke K. Augeias 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1896. — Bd. II, 2. — Kol. 2306—2310.
- 2020-09-29
- 2