Менеджер окон
- 1 year ago
- 0
- 0
Композитный менеджер окон
—
менеджер окон
, использующий возможности окружения (например, опциональной функции
Composite
X11-сервера
или средств
Windows Aero
) по задействованию аппаратного ускорения для отображения прозрачности, отрисовки теней, отображения текстур, трёхмерных эффектов, анимации,
экранных луп
.
В отличие от ранних оконных менеджеров, которые делали каждую индивидуальную программу ответственной за предоставление своего окна непосредственно в кадровом буфере , композитный менеджер обеспечивает приложениям вне экрана буфер памяти окна и композитов окна в изображение, представляющее экран и пишет результат в кадровом буфере .
Композитный менеджер может выполнять дополнительную обработку буфера окна, применяя 2D- и 3D-анимационные эффекты, такие как альфа-смешивание, выцветание, масштабирование, поворот, копирование, изгиб и искривление, размытость. Также возможен перевод окна в один из нескольких дисплеев и виртуальных рабочих столов. Данная технология позволяет в режиме реального времени просчитывать такие эффекты как падающие тени, живые предварительные просмотры окон и другие сложные эффекты.
Одной из первых систем с композитными функциями отображения окон была Commodore Amiga , выпущенная в 1985 году . Приложения AmigaOS запрашивают область памяти за пределами текущей области отображения для использования в качестве растра. Затем выполняет отрисовку аппаратным блиттером Amiga и строит композицию растровых изображений этих приложений - вместе с кнопками, ползунками и всеми другими (любыми) элементами интерфейса - в экранной памяти, не требуя от запрашивавших приложений отдельной перерисовки каких-либо частей их интерфейсов.
24 марта 2001 года вышла Mac OS X 10.0 в которой впервые функции 3D-композиции и композитных эффектов были реализованы программно и обеспечивались экранным менеджером Quartz Compositor . Однако, с появлением в Mac OS X 10.2 технологии Quartz Extreme поддержка композитных изображений возвращается обратно на специализированное графическое оборудование и видеокарты .
В 2003 году компания Sun Microsystems представила подсистему служащую для отрисовки трёхмерной графики и работающую поверх библиотеки Swing . Впервые она была показан на выставке 2003. Хотя Apple пригрозили подать в суд на Sun за нарушение прав их интеллектуальной собственности, ряд свободных оконных менеджеров заимствовали часть функционала из этого проекта. К 2006 году разработка компанией Sun была прекращена, т.к. интересы их бизнеса сместились от рабочих станций UNIX с графическим интерфейсом пользователя к продаже корпоративных мейнфреймов .
Среди первых в полной мере использующих композитные функции X11-сервера были менеджеры Beryl и Compiz , более поздние — Enlightenment , Mutter , также композитными стали менеджеры KWin и Xfwm .
Разработка композитного оконного менеджера Desktop Window Manager для Microsoft Windows началась в 2003 году , но из-за проблем возникших в ходе разработки Project Longhorn , он увидел свет только в январе 2007 года в составе Windows Vista .
В потомках классической AmigaOS — AROS ( 1995 год , ), MorphOS ( 2002 год , Ambient ), AmigaOS 4 ( 2007 год , Amiga Workbench ), также реализованы возможности плоского рендеринга, включающего в себя композитные слои, альфа-канал , градиенты в высоком разрешении, с поддержкой множества рабочих столов («экранов» в терминологии AmigaOS ), с полным или частичным перекрытием рабочих столов.