Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Эли́забет Штольц ( нем. Robert Elisabeth Stolz ; 25 августа 1880 , Грац — 27 июня 1975 , Западный Берлин ) — австрийский композитор , дирижёр , по оценкам современников, «последний из королей вальса » . Известен также увлечением филателией .
Роберт Штольц был двенадцатым ребёнком в семье композитора и дирижёра Якоба Штольца и его жены Иды (урожд. Бонди), пианистки и музыкального педагога. Близким другом отца был Иоганн Брамс , который, услышав игру маленького Роберта на фортепьяно , предсказал тому блестящую музыкальную карьеру . Роберт изучал музыку в Граце , Берлине и Вене . В 1896 году, в возрасте 16 лет, он закончил Венскую консерваторию . В 1897 он был оперным концертмейстером в Городском театре Граца, в 1899 году капельмейстером в Марбурге , затем в Драве и в 1902 году в городском театре Зальцбурга .
Во время Первой мировой войны с 1914 по 1918 год Штольц служил в австрийской императорской армии, в том числе в качестве капельмейстера 4-го пехотного полка .
В начале 1920-х годов Роберт Штольц стал владельцем театра варьете «Max und Moritz». Большие расходы на содержание театра практически разорили Штольца. К тому же у театра не было лицензии. Впоследствии затею с театром Штольц назвал «самым большим фиаско во всей моей карьере». Спасаясь от кредиторов, Штольц переехал в 1924 году в Берлин. Через два года, в 1926 году, он вернулся в Вену.
После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году, Р. Штольц за передними сиденьями своего лимузина вывез тайком несколько евреев и политически преследуемых в Австрию . Всего он совершил 21 поездку. В 1938 году, после аншлюса Штольц уехал из Австрии из-за неприятия идеологии национал-социализма. Через Цюрих он прибыл в Париж . 30 ноября 1939 года Штольц был арестован французской полицией и интернирован в лагерь «Colombe» , как «враждебный иностранец». Это случилось из-за того, что четвёртая жена Роберта Штольца, некая Лилли, оставив его, похитила все драгоценности, его документы и вид на жительство. В лагере 59-летний Штольц заболел пневмонией . Он был спасен благодаря случайному знакомству с девятнадцатилетней дочерью французского банкира Ивонной Луизой Ульрих, которая училась в Париже на юриста . Узнав, что Штольц был интернирован, она собрала несколько тысяч франков на взятку для освобождения композитора. Впоследствии она стала его пятой женой. Парижские эмигранты дали ей прозвище «Айнци» «Einzi» , поскольку она была единственной ( einzige ), кто предложил Штольцу помощь.
В 1940 году Штольц эмигрировал в Нью-Йорк , где прожил все военные годы. 28 августа 1941 года Штольца лишили немецкого гражданства, его имущество было изъято.
30 октября 1946 года Роберт и Айнци Штольц вернулись в Вену. Они стали первыми гражданскими лицами, которым разрешили перелёт из США в Австрию. У них были визы за номером 1 и 2. В Венском международном аэропорту в их честь был устроен торжественный приём, на котором присутствовал мэр Вены Теодор Кёрнер . В 1947 году австрийское правительство присвоило Штольцу звание профессора Honoris causa .
Роберт Штольц умер 27 июня 1975 года . Он похоронен на Венском центральном кладбище.
Роберт Штольц состоял в браке пять раз. Его первой женой была актриса Грета Хольм, второй — певица кабаре Франци Рессель. В 1923 году он вступил в брак со своей третьей женой Джозефин Церниц. Этот брак распался через год. Его четвёртая жена Лилли оставила его в 1939 году в Париже. Пятой женой композитора стала Ивонна Луиза Ульрих («Айнци», Einzi Stolz ; ум. 18 января 2004).
Роберт Штольц — автор более чем двух тысяч песен и вальсов, он написал музыку более чем к 60 опереттам и 100 кинофильмам . Он считается последним мастером Венской оперетты . Многие отрывки из его произведений известны и популярны до сих пор.
Р. Штольц дебютировал как композитор 3 марта 1903 года в городском театре Зальцбурга с опереттой «Прекрасная Лорхен». После в Немецком театре в Брюнне он был музыкальным руководителем в Венском театре с 1905 по 1917 год. В этом качестве 30 декабря 1905 года он осуществил премьеру « Весёлой вдовы » ( Die lustige Witwe ) Франца Легара .
Кинематограф открыл перед композитором новые возможности. В 1913 году Штольцу было поручено сочинить музыку для австрийского немого фильма «Дядюшка-миллионер» ( «Der Millionenonkel» ). Вопреки обычной музыке для кино того времени, которая исполнялась одним пианистом , произведение Штольца исполнял большой оркестр.
В послевоенные годы композитор занимался, в основном, написанием музыки для кабаре, пополняя, главным образом, репертуар своей жены Франци Рессель. В 1919 году он совместно с Отто Хейном ( Otto Hein ) написали песню «Hallo, du süsse Klingelfee» , ставшую весьма популярной, она была переведена на русский, чешский, английский, французский и итальянский языки. Штольц — первый европейский автор фокстрота .
В 1925 году в берлинском «Кабаре комиков» Штольц поставил оперетту «Снежная сказка». В начале 1930-х годов он начал сочинять музыку для звукового кино, например, для первого немецкого звукового фильма «Два сердца в три четверти такта», одноимённый вальс из которого очень быстро стал популярным. С 1930 по 1932 год Роберт Штольц сочинил музыку к семнадцати фильмам.
Находясь в эмиграции в Париже, Роберт Штольц продолжил композиторскую деятельность. Там он сочинил оперетту «La montagne bleue» . Первые попытки Штольца заявить о себе как о композиторе в США потерпели неудачу. Однако он получил приглашение от Нью-Йоркского филармонического оркестра заменить дирижёра Бруно Вальтера на концерте произведений Иоганна Штрауса «Ночь в Вене» в Карнеги-Холле . Хотя у Штольца не было никакого опыта в дирижировании симфоническим оркестром, концерт прошёл с большим успехом. Штольцу стали поступать предложения от компаний грамзаписи и радиостанций на сочинение музыки для фильмов, театральных постановок и концертов. Благодаря тому, что супруга Штольца Айнци пригласила на концерт менеджера крупнейшего американского концертного агентства, состоялся гастрольный тур оркестра по США концертной программой «Ночь в Вене». Второй концерт, на котором исполнялись произведения Иоганна Штрауса, Франца Легара , Оскара Штрауса , Имре Кальмана и Роберта Штольца, прошёл при аншлаге, собрав 20 000 зрителей.
Роберту Штольцу дважды присуждалась премия «Оскар» за музыку к фильмам «Весенний вальс» ( Spring Parade ; 1941) и «Это случилось завтра» ( It Happened Tomorrow ; 1944).
С 1950 по 1970 год Штольц был неотъемлемой частью австрийской и европейской музыкальной жизни. В 1951 году по его оперетте «Der Tanz ins Glück» режиссёром Альфредом Штёгером был снят одноимённый художественный фильм. В том же году в Лондоне был поставлен мюзикл «Rainbow Square» , а в Вене оперетта «Das Glücksrezept» . В 1952 году Штольц создал оперетту «Вечная Ева» ( Die ewige Eva ) — первую из 19 ледовых оперетт для Венского балета на льду. В 1953 году аркадный двор венской ратуши стал сценой для премьеры зингшпиля «Der liebe Augustin» . Оперетта «Signorina» была поставлена в 1954 году в Нюрнберге . В 1955 году на экраны вышел фильм «Весенний парад», с участием Роми Шнайдер . Это был третий фильм на данный сюжет. Первый фильм «Весенний парад», для которого Роберт Штольц написал музыку, появился на киноэкране в 1934 году. Второй фильм на этот же сюжет, но уже под названием «Весенний вальс», вышел на экраны в 1940 году. В 1964 году композитор и либреттисты переделали киносценарий в оперетту. «Весенний парад» стала одной из самых популярных оперетт. Она с успехом ставилась не только в Австрии, но и во Франции, Бельгии . В 1957 году Штольц представил «Марш Организации Объединённых Наций», в 1958 году написал музыку к фильму «Im Prater blühn wieder die Bäume» , в 1959 — к музыкальной комедии «Kitty und die Weltkonferenz» . В 1962 году на фестивале в Брегенце была впервые поставлена оперетта «Trauminsel» , в 1963 — музыкальная комедия «Ein schöner Herbst» , либреттистом которой был австрийский писатель и театральный критик . В 1965 году, в канун Нового года, Р. Штольц дирижировал в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса в Венском оперном театре. В 1967 году Штольц принимал самое непосредственное участие в праздновании столетия вальса Штрауса « На прекрасном голубом Дунае ». В 1969 году в Брегенце на Боденском озере , превращённом в сцену, состоялась премьера произведения Штольца «Hochzeit am Bodensee» .
Роберт Штольц увлекался филателией с детства. Этому увлечению способствовали мечты о посещении далёких стран, где можно увидеть яркие краски природы и экзотических животных. Будучи ребёнком со слабым здоровьем, Роберт не играл со сверстниками, а с удовольствием разглядывал марки, вырезанные для него матерью из многочисленной корреспонденции отца .
Начало коллекции почтовых миниатюр юного Роберта помогли положить отец и, часто бывавший в их доме, Иоганн Брамс, который подарил шестилетнему Штольцу пачку конвертов с различными марками. Отец давал Роберту разъяснения и советы по коллекционированию марок и систематизации коллекции. С годами увлечение Штольца марками не прошло, хотя его коллекция погибла в годы аншлюса Австрии. Вернувшись в Вену, он решил вновь заняться филателией. Помогали в этом друзья и многие почитатели таланта композитора. Штольц писал :
Можно смело сказать, что я жил в двух мирах: музыки и филателии. Многие мечты юности нашли отражение в моих музыкальных произведениях. Я всегда находил время углубиться в коллекцию и отправиться на несколько часов в фантастическое путешествие по всему свету.
Эмигрировав в 1938 году во Францию и Англию, а затем в США, Штольц не смог вывезти с собой не только ряд неоконченных произведений, но и свою филателистическую коллекцию. По возвращении после войны в Вену, композитор обнаружил исчезнувшими оставленные им произведения, рукописи Брамса и Бетховена, подаренные отцом, и марки. Но вскоре Штольц возобновил собирание марок, на этот раз решив ограничиться австрийскими марками, в чём ему помогали друзья и почитатели .
В 1970 году к 90-летнему юбилею композитора австрийская почта издала памятную марку , посвящённую самому известному произведению Штольца — оперетте «Два сердца в три четверти такта», впервые отметив не президента Австрии, а другого живущего человека — представителя искусства страны. В день издания, 11 сентября 1970 года, применялся специальный штемпель с портретом композитора. Двумя месяцами позже, когда Штольцу было присвоено звание Почётного гражданина Граца, применялся другой штемпель. На имя Р. Штольца пришли тысячи поздравлений от поклонников и друзей- филателист ов. Всё это вдохновило композитора на создание «Филателистического вальса», посвящённого филателистам всего мира :
Эта трогательная демонстрация любви к моим произведениям побудила меня создать «Филателистический вальс», который я посвящаю моим коллегам по коллекционированию с выражением глубокой признательности.
Создание «Филателистического вальса» было отмечено двумя австрийскими спецгашениями от 1 октября 1972 года и 26 мая 1973 года . Ноты вальса были помещены на почтовой марке Сан-Марино , посвящённой 100-летию со дня рождения композитора ( Mi #1219; Sc #994) . Это произведение исполняют теперь на различных филателистических мероприятиях.
В 1972 году Роберт Штольц, по приглашению Айрин Лоуфорд ( англ. Irene Lawford ), президента международной филателистической ассоциации Philatelic Music Circle ( PMC ), стал её членом.
В мае 1975 года, на 95-летие автора «Филателистического вальса», австрийской почтой снова применялось спецгашение . За семь дней до своей смерти композитор писал:
Мой «Филателистический вальс» сейчас записан на магнитофонные плёнки, и я надеюсь, что вы получите удовольствие, слушая эту мелодию, и она поможет вам приобрести новых друзей в нашей общей страсти.
В 1980 году в честь 100-летнего юбилея австрийская почта выпустила марку с портретом композитора.
Роберт Штольц запечатлён на множестве почтовых марках и специальных почтовых штемпелях. Помимо Австрии, почтовые марки с портретом композитора были выпущены в Западном Берлине, Сан-Марино , Парагвае , Уругвае , Венгрии и КНДР .
В 1979 году по предложению вдовы композитора Айнци Штольц PMC учредила ежегодную премию имени Роберта Штольца, которая присуждалась художнику за лучшую марку музыкальной тематики. Первое награждение состоялось в 1980-м, в год столетия композитора. Премия присуждалась до 1997 года.
Многие улицы и площади носят имя Роберта Штольца, ему установлены памятники. В Берлине имеется «Общество Роберта Штольца».
8 ноября 2006 года в Отделе нотных изданий и звукозаписей Российской национальной библиотеки (РНБ) в Санкт-Петербурге была открыта выставка, посвящённая жизни и творчеству Роберта Штольца. На выставке были представлены ноты и пластинки из фондов РНБ, а также филателистический экспонат «Мелодия одной жизни» члена Общества филателистов Санкт-Петербурга Елены Панькиной .