По-прежнему обучение ведётся в духе схоластики, появляется несколько независимых мыслителей. В Национальном университете Кордовы на факультете
искусств
изучали
логику
,
физику
и
метафизику
, на факультете теологии изучали
этику
и
теологию
.
XVIII век
Характерна критика схоластики и соответствующей метафизики. Известный теолог и философ-эклектик
, испытавший влияние
эпохи Просвещения
во Франции, читал лекции в Национальном колледже Буэнос-Айреса. Хосе Леон Банегас (1777—1856) — яркий представитель
спиритуализма
времени
Росаса
. Пенталеон Риварола читал лекции по метафизике в колледже
Сан-Карлоса
.
XIX век
В начале XIX века у поколения
Майской революции
ещё выражены идеи Просвещения. Следующее поколение, напротив, характеризует приверженность
романтизму
, движению более реалистичному, практичному и свободолюбивому. В 1870-е годы распространяется эклектичный спиритуализм. В 1880-е годы развивается
позитивизм
, из которого затем культивируется
сциентизм
.
XX век
1912 —
Алехандро Корн
опубликовывает сочинение «Философские влияния на национальную эволюцию» (
исп.
Influencias filosóficas en la evolución nacional
). В
Университете Буэнос-Айреса
издаётся студенческий философский журнал
Verbum
.
1917 — Хосе Инхеньерос опубликовывает «К морали без догм» (
исп.
Hacia una moral sin dogma
).
1918 —
публикует труд «Политический идеал философии» (
исп.
El ideal político de la filosofía
). Корн и Альберини основывают
Colegio Novecentista
.
1921 —
публикует «Axiogenia» (аксиогенез), и в 1923 г. издаёт журнал
Valoraciones
.
1927 — создание Института философии на базе факультета философии и гуманитарных наук Университета Буэнос-Айреса.
1929 — основано Общество кантианцев, продолжающее традицию «Colegio Novecentista».
1935 —
публикует «Похвальные речи о научном труде» (
исп.
Elogios de la vigilia
).
1936 —
Карлос Астрада
публикует «Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика» (
исп.
Idealismo fenomenológico y metafísico existencial
). Анибаль Санчес Реулет опубликовывает
Обзор философский идей в Испанской Америке
(
исп.
Panorama de las ideas filosóficas en Hispanoamérica
). Высшая коллегия общества Иисуса публикует
Брошюру библиотеки и библиографический бюллетень латиноамериканской философии (
исп.
Fascículos de la biblioteca y Boletín bibliográfico de filosofía latinoamericana
).
1938 — основан факультет философии и гуманитарных наук в
Тукумане
.
Франсиско Ромеро
руководит изданием серии книг по философии в
Editorial Estrada
, начиная с
Библиотеки ибероамериканской философии
(
исп.
Biblioteca iberoamericana de filosofía
).
1939 — открытие Национального университета Куйо, в его составе факультета философии и гуманитарных наук.
1940 — основание факультета философии и гуманитарных наук в Кордобе.
1953 —
публикует «Происхождение и развитие философской мысли в Аргентине» (
исп.
Génesis y evolución del pensamiento filosófico argentino
).
1954 — Артуро Мильян Пуэльес, испанский философ, преподаёт средневековую философию и метафизику в Мендосе. На основании прочитанных лекций издаёт в Мадриде «Основы философии» (
исп.
Fundamentos de filosofía
).
опубликовывает «Введение в философию» (
исп.
Introducción a la filosofía
).
1956 — Октавио Дериси издаёт «Трактат о экзистенциализме и томизме» (
исп.
Tratado de existencialismo y tomismo
).
Литература
Философская энциклопедия. В пяти томах. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Soler, Ricaurte.
El positivismo argentino
. Buenos Aires: Paidós, 1968.
Caturelli, Alberto.
La filosofía en la Argentina
. 1600—2000. Buenos Aires: Universidad del Salvador, 2001.
Farré, Luis; Lértora Mendoza, Celina.
La filosofía en la Argentina
. Buenos Aires: Docencia-Proyecto CINAE, 1981
Leocata, Francisco.
Las ideas filosóficas en Argentina. Etapas históricas
. Buenos Aires: Centro de Estudios Salesianos de Buenos Aires, 1992.