Ареальная лингвистика
- 1 year ago
- 0
- 0
Просо́дия ( др.-греч. — ударение, припев; также просо́дика ) — раздел фонетики , в котором рассматриваются такие особенности произношения , как высота , сила/интенсивность , , придыхание , глоттализация , палатализация , тип примыкания согласного к гласному и другие признаки, являющиеся дополнительными к основной артикуляции звука . Элементы просодии реализуются в речевом потоке на всех уровнях речевых сегментов (в слоге , слове , синтагме , фразе и т. д.), выполняя при этом смыслоразличительную роль. В рамках просодии изучается как субъективный уровень восприятия характеристик суперсегментных единиц (высота тона, сила/громкость, длительность), так и их физический аспект ( частота , интенсивность , время ) .
Просодические элементы образуют автономные системы, важнейшими из которых считаются слоговой тон , являющийся объектом изучения ; словесное ударение , изучаемое в рамках акцентологии , и фразовая интонация , изучение которой проводит такой раздел языкознания , как .
Ранее в ряде исследований по фонетике термин «просодия» был синонимичен термину «интонация» — оба термина определяли функциональную систему суперсегментных средств языка (иногда под интонационными средствами могли пониматься просодические средства исключительно на уровне функциональных категорий). В современных работах к интонации относят суперсегментные средства, реализующиеся только на уровне фразы, а к просодии — на уровне всех языковых единиц .
В настоящее время в исследованиях по фонетике принято различать внутрислоговую просодию и внешнюю просодию, которые используют разные просодические средства языка в разных их функциях .
Объектом изучения внутрислоговой (или сегментной) просодии является система фонетических средств, входящая в состав слога . В частности, тип примыкания согласного к гласному . Задачей внешней (или суперсегментной) просодии являются исследования фонетического комплекса просодических средств всех языковых единиц — в составе слога, слова , фразы . Суперсегментная просодия включает три основные функциональные системы, реализующиеся на разных уровнях суперсегментных единиц : слоговой тон , словесное ударение и фразовую интонацию .
Иногда внутрислоговую просодию обозначают термином «просодика» в противоположность собственно внешней «просодии». Одновременно с этим оба термина употребляются как синонимы , обозначая просодию в целом .
Формирование систем просодических характеристик в языках осуществляется при помощи просодических средств — особых фонетических элементов, базисными из которых являются элементы, соотносимые с такими акустическими характеристиками , как , сила/интенсивность и высота , а также (на фразовом уровне) и особенности фонации . Одна часть просодических средств ( придыхание , палатализация , тип примыкания) соотносится со слогом и его элементами, другая — с языковыми единицами более высокого уровня — со словом и фразой. При помощи просодических средств слоги, слова, фразы объединяются в сложные языковые единицы и/или выделяются на фоне других единиц. Совокупности базисных (элементарных) просодических средств образуют комплексные просодические средства (просодические комплексы). К ним относят, например, ударение, реализуемое на нескольких уровнях языковых единиц — в слове, синтагме , фразе. Просодические средства на уровне той или иной единицы языка образуют автономные системы, например, систему тона на уровне слога. Соотношение просодических средств в составе систем и комплексов, их взаимодействие, в том числе и с учётом фонологической языковой структуры являются своеобразными для каждого конкретного языка. Как и суперсегментные единицы языка , просодические средства связаны прежде всего с последовательностью , а не с отдельными сегментами, поэтому оба термина нередко могут использоваться как синонимы. Между тем, понятие «просодический» относится к типу и характеру фонетических средств, образующих суперсегментные единицы, а понятие «суперсегментный» выражает соотнесённость фонетических средств со сложными единицами .
Просодические языковые явления в первую очередь реализуются на суперсегментном уровне, поэтому важное значение в характеристике просодии языка имеют особенности его суперсегментных (супрасегментных, сверхсегментных) единиц. В состав единиц суперсегментного уровня включают пограничные сигналы, проявляющиеся на стыке слогов, морфем и слов; сингармонизм ; некоторые типы чередований фонем ; системы тона, ударения и интонации. Также к суперсегментным единицам могут относить и сами сегменты, функциональные носители просодических явлений — слово, синтагму, фразу .
Тон — одна из просодических характеристик, которая акустически выражается главным образом в контрастном изменении высоты голоса (наряду с собственно изменением высотно-мелодических характеристик голоса могут использоваться как дополнительные различительные признаки тона также интенсивность, длительность, фарингализация , наличие гортанной смычки ). Тон является просодическим признаком слога. Система слогового тона представлена в тональных языках , широко распространённых в Юго-Восточной Азии , Африке и Америке . Физический носитель тона в таких языках — слогообразующий элемент (чаще всего гласный), функциональный носитель — слог или (в ). Тон характеризует каждый слог и служит для различения как лексических , так и грамматических значений . Тоны подразделяются на и . В контурных тонах частота при произнесении гласного изменяется, в регистровых — сохраняется неизменной. Регистровый тональный тип включает высокий, средние и низкий тоны. Контурный — однонаправленные (восходящий, нисходящий) и разнонаправленные тоны (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий). По преобладанию того или иного типа тона языки с тональной структурой разделяются на языки с контурными тонами и языки с регистровыми тонами. Единицей, выражающей тоновые характеристики, является тонема .
Под термином «тон» в значении изменения высоты голоса понимают также один из , который является основным на уровне слова в языках с музыкальным (мелодическим, тоническим) ударением . Кроме того, тон образует мелодику речи — один из основных компонентов интонации на уровне фразы .
Ударение (акцент) — просодическая характеристика, при помощи которой в потоке речи выделяются такие единицы языка, как фонетическое слово , синтагма и фраза (в связи с чем различают словесное , синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение ) .
Акустически физический носитель ударения (слог или мора ) выделяется усилением таких просодических компонентов, как сила/интенсивность, длительность, высота голосового тона и . Ударение, реализуемое за счёт интенсивности, называют динамическим (силовым, экспираторным) , за счёт высоты тона — музыкальным (мелодическим, тоническим) , за счёт изменения длительности — количественным (квантитативным) , за счёт изменения тембра (при помощи специфических аллофонов гласных и/или согласных) — . Обычно в выделении ударного гласного задействуется не один, а два или более просодических компонента одновременно. Тип ударения в том или ином языке в этом случае определяют по преобладающему компоненту, реализуемому в гласном ударного слога .
Ударением, как правило, выделяется каждое знаменательное слово . Ударным словам противопоставляются безударные клитики . В каждом слове имеется только один ударный слог за исключением многосложных слов, у которых отмечается основное и .
По отношению к слоговой структуре слова различают , в котором ударным может быть любой слог, и связанное ударение , в котором ударный слог занимает определённое положение, обусловленное фонологической структурой словоформы . В языках со связанным ударением выделяют два подтипа — языки с фиксированным ударением , в которых ударный слог имеет единственное постоянное место, отсчитываемое от края словоформы, и языки с ограниченным ударением , в которых место ударного слога может меняться, но оно, как правило, локализуется в определённой зоне в зависимости от качества гласного, типа (структуры) слога, тона слога и т. п. По отношению к морфологической структуре слова выделяются . В с неподвижным ударением во всех словоформах одного слова ударение падает на одну и ту же морфему, при подвижности ударения в разных словоформах ударный слог может перемещаться с основы на флексию . Распределение ударения в словоформах одного слова образует акцентную кривую , слова с одинаковыми акцентными кривыми объединяются в акцентные парадигмы .
Важнейшей функцией ударения является кульминативная функция, обеспечивающая цельность и отдельность слова. В языках со свободной и ограниченной акцентными системами к функциям ударения относится также смыслоразличение лексических и грамматических форм . В языках со связанным и, в первую очередь, с фиксированным типом ударения функцией ударного слога является разграничение слов .
Ударение может быть также одним из компонентов фразовой интонации .
В ряде языков, например, в палеоазиатских , ударение не отмечено .
Интонация — один из основных просодических комплексов. Формируется при помощи мелодики, , силы/интенсивности, длительности и фонации (просодического тембра) . Интонация как важнейшее фонетическое средство построения фразы оформляет её в единое целое, одновременно с этим разбивает фразу на синтагмы (если фраза не равна синтагме), выделяет части фразы по степени смысловой важности, различает вопрос , восклицание, побуждение, повествование и другие коммуникативные типы высказывания . Функции интонации в речи реализуются за счёт изменения частоты основного тона (мелодики речи), изменения силы (громкости) и темпа произнесения отдельных частей синтагмы, а также за счёт изменения тембровой окраски голоса ( , , , скрипучей , ) .
Специфика интонации во многом зависит от характеристики просодической системы языка. Например, в тональных языках мелодика речи как компонент интонации не имеет важного значения, поскольку основной акустический компонент мелодики, изменение высоты голоса, присутствует в слоговом тоне, играющем в этих языках смыслоразличительную роль, напротив, в языках с количественно-динамическим ударением основные средства интонации — тональные (мелодические) .
Единица интонации — интонема (интонационная конструкция) .
История просодии берёт начало с раздела , в которой изучались законы построения стихотворной речи . В процессе своего развития объём и содержание учения изменялись. В конечном счёте оно разделилось на просодию , раздел стиховедения , изучающий значимые характеристики стихотворной речи, и на просодию, часть фонетической системы, образующую функциональную систему суперсегментных единиц и просодических средств языка, а также раздел фонетики, её изучающий .