Interested Article - Теории заговора в России
- 2020-06-28
- 1
В России в рамках « конспирологической субкультуры» отражены настроения, встречающиеся в различных группах: правые ( промонархические ) и левые оппозиционные политические круги; религиозная среда, представленная отдельными православными, а также эзотериками и неоязычниками ; творческая интеллигенция, в том числе писатели, поэты, публицисты; отдельные научные сотрудники; некоторые представители политической элиты . Как и в других странах, конспирология может быть следствием стремления снять с себя ответственность за происходящее, что распространено в том числе в националистических кругах . По данным опросов « Левада-центр », число верящих в концепции заговора незначительно возрастало в период экономических и общественных кризисов, в том числе в начале 1990-х и 2010-х годов .
История
Николаю I неоднократно приносили доносы на масонов . В одном из доносов императору Михаил Магницкий впервые употребил термин « жидомасоны ». Он, в частности, писал, что Россия «страшна [масонам] силою физическою, духом <…> истинной и несокрушимой религией, преданностью к <…> самодержцам, искреннею, сердечною, святою, потому что она основана на вере, на чувстве, на тысячелетнем предании любви народной» . По мнению историка С. Ю. Дудакова , письма Магницкого стали одним из важнейших документов, повлиявших на фабрикацию на рубеже XIX—XX веков известной фальшивки, обвинявшей евреев в планах мирового господства — « Протоколов сионских мудрецов » . Главная цель фальсификаторов «Протоколов» из охранного отделения заключалась в том, чтобы опорочить любую попытку «либеральной» модернизации Российской империи, представив такую попытку в качестве «еврейской» или «иудео-масонской» .
Сторонники данной теории заговора считают, что целью «жидомасонов» является подрыв устоев христианской цивилизации, включая православную Россию, и создание организации, которая способна править миром, заменив суверенные государства и правительства . К концу XIX века идея «иудео-масонского заговора» стала предметом верования, вначале во Франции, Германии, Австро-Венгерии и Италии, но также в России и в целом в православном культурном пространстве, где растёт число публикаций, направленных на «защиту христианства» от евреев, рассматриваемых как подрывные элементы, и франкмасонов .
В 1906 году графом Владимиром Ламздорфом , царским министром иностранных дел, была подана записка, в которой содержался призыв к совместным действиям России, Германии и Ватикана против «иудео-масонства», революционных групп и Франции, согласно Ламсдорфу находящейся под властью «Всемирного еврейского альянса» и представляющей собой предпочтительный инструмент «для всеобщего торжества антихристианского и антимонархического еврейства». На полях документа император Николай II написал: «Переговоры следует начать незамедлительно. Я полностью разделяю изложенные здесь мнения» .
Революция 1905 года приписывалась союзу масонов с евреями . Сторонниками теории заговора как результат «жидомасонского заговора» часто рассматривается Октябрьская революция . В 1918 году подполковник А. Родионов опубликовал в Новочеркасске брошюру «Сионские протоколы. План завоевания мира жидомасонами». В Белой армии имели распространение различные варианты «Протоколов сионских мудрецов», обычно сокращённые .
Период правления генерала Петра Врангеля в Крыму был преимущественно временем антисемистской пропаганды, которая основывалась на «Протоколах». Профессором Малаховым, священником Востоковым, журналистами Ножиным и Руадзе, субсидируемыыми правительством, продвигалась идея об опасности «Протоколов» и всемирном жидомасонском заговоре. Однако эта кампания не принесла значительных результатов . Григорий Бостунич , противник красных, вёл активную антибольшевистскую агитацию в городах, занятых генералами Деникиным и Врангелем. В результате этой деятельности им была усвоена идея заговора евреев, масонов и большевиков и программы последнего, по мнению Бостунича, записанной в «Протоколах». В 1920 году большевики заочно приговорили Бостунича к смерти, но он смог бежать в Болгарию. Он ездил по Югославии и читал лекции о заговоре евреев и масонов для немецким националистов на территориях бывших австрийских провинциях нового государства. Первая книга Бостунич «Франкмасонство и русская революция» вышла в 1922 году в русском издательстве «Новый Сад», между 1923 и 1926 годами выдержки публиковали немецкие националистические и правые журналы. В 1922 году Бостунич эмигрировал в Германию, где также занимался чтением конспирологических лекций, утверждая, что все нежелательные изменения в послевоенном мире являются результатом злобных происков евреев, масонов и большевиков. Он принимал участие в ариософском движении ибыл очень активен в нацистских кругах, впоследствии став штандартенфюрером СС Бостунич много путешествовал по Германии, а позднее и по оккупированным странам, читая лекции о франкмасонах, еврействе и других «врагах нацизма» .
Из правой среды в коммунистический/советский дискурс был заимствован миф о еврейском заговоре . В условиях начала Холодной войны «еврей-сионист» изображался как агент англо-американского империализма, стремящегося к войне за господство в мире; была сформирована новая теория, пока только участия (не лидерства) евреев в борьбе за мировое господство. Уже в кампании против «космополитов», параллельно с которой велось поддерживающее её дело Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) 1948—1952 годов, но преимущественно начиная с процесса Рудольфа Сланского 1952 года (в Чехословакии) и с « Дела врачей » 1948—1953 годов пропаганда стала представлять «еврея-сиониста» не только в качестве идейного, но и как было предопределено Сталиным ещё в 1939 году, политического врага, создающего разветвленную сеть заговоров, направленных против советских вождя, народа и государства . Историк Даниэль Пайпс писал о применимости концепции « » Ричарда Хофстедтера не только к праворадикалам, но и к ряду левых, включая советскую политику, и в частности, политику Сталина . На следующем этапе, в эпоху «застоя» , сионизм был отождествлён с еврейством, объявлен « новым фашизмом » и расизмом , а затем стал рассматриваться как главная сила «империалистического заговора» , а еврейство — как онтологический враг всех других народов мира . Эта теория заговора распространилась и на ряд несоветских левых идеологий .
Востоковед и неоязычник Валерий Емельянов , являясь в начале 1970-х годов лектором Московского горкома партии, призывал к «разоблачению» «жидомасонского заговора» . В 1977 году он направил в ЦК КПСС докладную записку относительно «всемирного заговора», в которой «разоблачал» «международную иудео-масонскую пирамиду» . В 1970-х годах Емельянов написал книгу « Десионизация ». Со момента появления евреев стержнем мировой истории, по Емельянову, стала смертельная схватка «сионистов» (евреев) и «масонов» с остальным человечеством во главе с « арийцами » в борьбе за мировое господство. План этой борьбы якобы был разработан ещё царём еврейским Соломоном . Емельянов утверждал, что иудаизм требует человеческих жертвоприношений. Своей целью Емельянов ставил разоблачение замыслов «сионистско-масонского концерна», якобы замышлявшего создание всемирного государства к 2000 году. Мощным орудием в руках «сионизма» служит христианство, по Емельянову, созданное иудеями специально с целью порабощения остальных народов. Иисус у Емельянова был одновременно «обычным иудейским расистом» и «масоном», а князь Владимир Святославич наделялся еврейской кровью. Лишь «арийский» мир во главе с Россией был способен дать отпор «сионизму» . Семён Резник писал, что в 1975 году Емельянову удалось добиться ликвидации масонской символики с посвящённой декабристам выставки. Участник «русской партии» Сергей Семанов в своем дневнике отмечал, что в 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС письмо с протестом против присутствия на выпущенном в оборот юбилейном рубле масонской символики, которую образовывали три перекрещивающихся орбиты спутников. У Емельянова состоялась беседа с секретарем по идеологии Михаилом Зимяниным , в результате чего решением Политбюро ЦК КПСС выпуск монет изъяли из обращения и отправили в переплавку . Емельянов был членом националистического общества « Память », а в конце 1987 году основал свой «Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) „Память“», конечной задачей которого было установление во всех странах мира «антисионистской и антимасонской диктатуры» .
В 1980-е годы сторонники ультранационализма и антисемитизма из общества « Память » использовали ряд методов маскировки и запутывания, которые были ритуализированы символическим антисемитизмом сталинского и брежневского периода, «разоблачением сионизма». Манифест «Памяти», распространявшийся в 1987—1988 году под названием «Очищение», начинается словами: «Международный сионистский капитал пытается всеми способами превратить русский народ в рабов, подчинённых еврейским жуликам и спекулянтам» .
По мнению историка Савелия Дудакова литературная истории «Протоколов сионских мудрецов» замыкается «Русофобией» (1982) Игоря Шафаревича , которая подводит к выводу, что «за столетнее развитие в России антисемитской беллетристики ничего оригинального и новаторского в идеи и темы политико-мессианской концепции „ святой Руси “ современные ревнители и патриоты внести не могут» .
С 1980-х годов в кругах русских националистов и православных традиционалистов евреи (более или менее прямо называемые) считаются как основными виновниками убийств, связанных с большевистской революцией, Октябрьская революция рассматривается как результат «жидомасонского заговора». Известный «борец с русофобией» математик Игорь Шафаревич , благодаря которому понятие « русофобия », направленное преимущественно против евреев, особенно против еврейских интеллектуалов, получило распространение, стал выразителем русского националистического течения, объясняющего все проблемы русской родины заговором, который замышляют главным образом «жидомасоны» . Антиеврейские шаблонов, взятые без изменений из антииудео-масонской литературы, использовались националистическим обществом « Память » .
Современность
В современной России субкультура теорий заговоров выражена в произведениях художественной литературы, в особенности в пределах жанров фэнтези и альтернативной истории , в статьях некоторого числа газет (« Русский вестник », « Завтра »), а также в сюжетах кинофильмов и популярных телепередач. Телеканалы транслируют различные сериалы, основанные на конспирологических идеях . Популярность конспирологии отразилась, в частности, в повышенном интересе к американскому сериалу « Секретные материалы » . Субкультура теорий заговора составила часть дискурса ряда политических групп, что наиболее заметно в интернете .
Как и за пределами России, конспирология может составить основу общественных движений. Так, на рубеже XX—XXI веков появились движения против ИНН , штрихкодов , УЭК (универсальных электронных карт) , основанные на убеждённости в существовании мирового заговора . В последнее время заимствованная из США связка идеи глобального заговора с эсхатологическим видением в некоторой степени присутствует и среди православных, что имеет опору на в юдофобских рассуждениях отдельных православных священников, по мнению которых древнее иудейско-христианское противостояние получило вид заговора иудеев и масонов , направленного на создание мирового царства антихриста .
Согласно рейтингу 2018 года, составленному на основе упоминаний 36 конспирологических теорий в материалах 43 тысяч современных российских СМИ и с учётом статуса и размера аудитории каждого СМИ, самой популярной конспирологической теорией был « заговор историков против России». Далее среди наиболее популярных — идея тайного мирового правительства , отрицание существования ВИЧ/СПИД , , теория, что Землёй правят инопланетяне , теория лунного заговора , конспирология, связанная с вакцинацией , теория о « гей-лобби », разрушающем российскую духовность, теория плоской Земли и теория масонского заговора . Частотность упоминаний наиболее популярных конспирологических теорий с 2011 по 2017 годах в среднем возросла в шесть-девять раз. Больше всего набрали популярность теория плоской Земли, упоминания которой выросли в 44,6 раза, и сомнения в реальности ВИЧ и СПИД — в 36 раз .
Сторонники теории «заговора историков» считают, что недобросовестные историки умышленно искажают и фальсифицируют факты с целью «приуменьшить величие России» . В постсоветских национальных республиках сформировалось представление об историографической травме советского периода, теории «заговора историков» , согласно которой определённая этническая группа была сознательно лишена славного исторического прошлого и культуры в угоду советской интернационалистической политике .
В России и других постсоветский странах присутствует идея « заговора норманистов » как часть «заговора историков» . В 2009 году историк-антинорманист А. Н. Сахаров , директор Института российской истории РАН , член-корреспондент РАН и один из активных членов Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России , в интервью российскому телеканалу заявил, что среди современных фальсификаций одним из самых опасных средневековых вымыслов является норманизм, который «сегодня снова поднимает голову». Он считал, что в России дует новый ветер норманизма, инспирируемый иностранными организациями и учреждениями, финансирующими «деструктивную деятельность» некоторых российских учёных и исследовательских центров .
Идея «заговора историков» включена в « Новую хронологию » А. Т. Фоменко , где имеется представление о подтасовке фактов историками, которые не могут говорить правду, поскольку они непрерывно выполняют различные социальные заказы . Последователь «Новой хронологии» социолог А. А. Зиновьев в статье для « Книжного обозрения » (1999) утверждал, что историки всех времён и народов участвуют в «глобальной фальсификации истории» . По мнению историка А. Е. Петрова , несмотря на то, что фальсификация исторических источников в некоторых масштабах имеет место, постоянная эксплуатация этого тезиса придаёт «Новой хронологии» черты теории заговора .
Сторонники славянской версии арийского мифа объясняют отсутствие подтверждения своих идей в историографии конспирологическими теориями: с периода античности Запад стремился скрыть значимость славянской цивилизации и скрывал славян под различными названиями: шумеры, хетты, этруски , египтяне и др. . Утверждается, что «заговор» «официальных» западных и местных историков и археологов выполняет заказ Запада, западных или местных спецслужб. «Официальные учёные» замалчивают или скрывают от народа древность «ариев-славян-русских» и их цивилизаторскую роль , скрывают или прямо уничтожают «факты», в чем они следуют примеру христианских миссионеров. Историки изображаются « русофобами » и « сионистами »; под русофобией понимается «заговор против русского народа», выставляющий народ в «неприглядном» свете через навязывание ему таких сюжетов, как призвание варягов , хазарское и татаро-монгольское иго , отрицание древности народа и его славного «арийского» прошлого. «Подлинная» всемирная история вместе с подлинными историческими источниками скрыта в «высших жидомасонских кругах», стремящихся к « мировому господству » .
В России в среде радикальных националистов слово «масоны» может служить эвфемизмом для обозначения евреев . В походной песне неофашистской организации « Русское национальное единство », руководителем которой являлся бывший член общества «Память» Александр Баркашов , присутствовал призыв: «Смерть псам-космополитам, Смерть жидомасонам!» . Многие национал-патриоты, стремясь к сплочению русского народа, готовы отказаться от нападок друг на друга, основанных на религиозных различиях, поскольку борьба с «жидомасонским заговором» представляется им намного важнее . Экономист Олег Платонов в многотомных работах стремился найти «свидетельства» о «жидомасонском заговоре» и писал о «ритуальных убийствах», осуществлявшихся «тайной иудейской сектой». Своё негативное отношение к Западу Платонов объяснял идеей, что тот покорился «талмудической иудейской идеологии» .
Идеи «международного еврейства» ( Владимир Истархов ) , «международного сионизма» ( Валерий Емельянов , Юрий Петухов , Александр Асов ) и «международного жидохристианства» ( Алексей Добровольский ) присутствуют в идеологии славянского неоязычества . Тема «жидомасонского заговора», включая обвинения «иудомасонов» в ритуальных убийствах и использовании крови младенцев , популярна в идейных направлениях, связанных с « арийской » идеей, в том числе в славянском неоязычестве .
Примечания
- ↑ , Конспирология в современной России и мире.
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 100.
- , с. 56—57.
- , с. 12.
- , с. 287—293.
- , с. 124—125.
- , с. 487.
- , с. 77—78.
- , с. 223.
- , с. 489.
- , с. 65.
- .
- , с. 34.
- , с. 201.
- ↑ , с. 26.
- , с. 219.
- , с. 38.
- , с. 55—57.
- , с. 36—37.
- , с. 503.
- , том 1, с. 278—279.
- , с. 222.
- , том 1, с. 279.
- , с. 204—205.
- , с. 223.
- , с. 222—223.
- , с. 226.
- , Виды конспирологии и причины их распространения.
- , История теорий заговора.
- ↑ , с. 184.
- , с. 185.
- .
- .
- .
- .
- , том 1, с. 131.
- , том 1, с. 347, 364, 425—426, 487—488.
- , том 2, с. 68—69, 76, 100.
- , том 1, с. 425—426, 524.
- , том 1, с. 332.
- .
- , с. 206.
- , том 2, с. 120.
- .
- , том 2, с. 112.
- , том 2, с. 17—18.
- , том 2, с. 40—41.
- , том 2, с. 133.
- , том 1, с. 444.
- , том 2, с. 47.
- , том 1, с. 148.
Литература
- Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию . — СПб. : Евразия, 1995.
- Дудаков С. Ю. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX—XX вв. — М. : Наука , 1993. — ISBN 5-02-009738-1 .
- Дымерская-Цигельман Л. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2006. — № 2 . — С. 1—68 .
- Лакер У. Черная сотня: происхождение русского фашизма. — М. : Текст, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7516-0001-0 .
- Ларюэль М. // Вокруг света . — 2010.
- / , Серков А. И. // Маниковский — Меотида [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 287—293. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Митрохин Н. А. . — М. : Новое литературное обозрение , 2003. — 624 с.: ил. с. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 5-867-93219-2 .
- Митрохин Н. А. // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры — Русское издание. — 2013. — № 2 . — С. 214—232 .
- Нудельман Р. Современный советский антисемитизм. Формы и содержание // Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия. — Иерусалим: Библиотека «Алия», 1979.
- Петров А. Е. // Новая и новейшая история . — 2004. — № 3 . от 9 января 2020 на Wayback Machine
- Смит Д. // Сост. Л. Гудков. Образ врага : Сборник. — М. : ОГИ, 2005. — С. 80—101 . — ISBN 5-94282-159-3 .
- Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование / Перевод с французского Г. А. Абрамова. — М. : Мосты культуры / Гешарим , 2011. — 584 с. — ISBN 978-5-93273-331-4 .
- Шнирельман В. А. . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9 .
- Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
-
Шнирельман В. А.
Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России /
Российская академия наук
,
Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая
. —
М.
: Издательство ББИ, 2017. — xiv+617 с. — (Диалог). —
ISBN 978-5-89647-364-0
.
- Штырков С. А. // Антропологический форум. — 2018. — № 39 . — С. 193—212 .
- Шнирельман В. А. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2019. — № 1—2 . — С. 488—515 . — doi : .
-
Шнирельман В. А.
. — М.; СПб.: Нестор-История, 2022. — 424 с. —
ISBN 978-5-4469-2056-3
.
- Глухов Сергей Викторович. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. — 2023. — № 1 . — С. 196—199 .
- / Шнирельман В. А. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2022.
- Штырков С. А. // Антропологический форум. — 2015. — № 27 . — С. 176—202 .
- Яблоков И. А. . — Альпина нон-фикшн , 2021. — 431 с. — ISBN 978-5-00139-177-7 .
- Янин В. Л. // Сборник: Анти-история, вычисленная математиками. О новой хронологии Фоменко и Носовского. — М. : Издательство РГГУ , 2006. — С. 87—96.
- Yablokov, Ilya . Fortress Russia : conspiracy theories in post-Soviet Russia. — Cambridge : Polity Press, 2018. — ISBN 9781509522651 .
Ссылки
- . ФЕОР (10 сентября 2008). Дата обращения: 5 октября 2019. Архивировано из 4 апреля 2009 года.
- . Naked Science (8 декабря 2019).
- Musin, Alexandre . . Liberté pour l'histoire. Wednesday, 24 March (2010). Дата обращения: 20 марта 2015. Архивировано из 30 января 2016 года. and
- 2020-06-28
- 1