202-й отдельный сапёрный батальон
- 1 year ago
- 0
- 0
Лейб-гвардии Сапёрный батальон — инженерно-саперная часть Русской гвардии .
27 февраля 1797 года император Павел I повелел: «Иметь при Артиллерии Пионерный полк , состоящий из десяти рот пионер и двух рот минёр с сапёрами » (в составе 10 пионерных и двух сапёрных рот (61 офицер , 2 293 нижних чина ), в который вошли все существовавшие минёрные, пионерные и инженерные роты ). В 1803 году данный полк был разделён на два полка — 1-й и 2-й пионерные полки, сначала в двухбатальонного состава, а с 1806 года в трёх.
Лейб-гвардия, в отличие от армии , вплоть до 1812 года не имела частей для инженерного обеспечения своих действий. Во время Отечественной войны , 1812 года, этот недостаток стал особенно ощутим, и 27 декабря 1812 года (по ст. стилю) указом императора Александра I был учреждён Лейб-гвардии Сапёрный батальон , состоящий из четырёх рот; на этот же Сапёрный батальон была возложена и задача подготовки унтер-офицеров для армейских инженерных частей. Собственного штата батальон не получил (использовались уже существовавшие армейские штаты) .
При сформировании ему были даны киверные знаки в виде гвардейских орлов, под которыми находились скрещённые топорики.
Для сформирования батальона в Санкт-Петербург были направлены по два унтер-офицера и 10 рядовых от каждой из десяти армейских минёрных и пионерных рот (входили в состав 1-го и 2-го Пионерных полков), не участвовавших в Заграничном походе , а также до 600 рекрутов 84-го набора и до 60 воспитанников Военно-сиротских отделений. Офицеры были направлены из 1-го и 2-го Пионерных полков, а также из Инженерного корпуса . Командиром батальона стал полковник (с 1818 года — генерал-майор ) Н. Г. Сазонов .
2 августа 1813 года Лейб-гвардии батальон был реорганизован по образцу так называемых «сильных» или «тысячных» батальонов (число строевых нижних чинов в них равнялось одной тысяче — 80 унтер-офицеров и 920 рядовых). Батальон состоял из двух сапёрных и двух минёрных рот. 9 марта 1816 года для Лейб-гвардии Сапёрного батальона впервые были утверждены собственные штат и табель . В дальнейшем штат неоднократно изменялся. 3 июля 1817 года шефом батальона был назначен будущий император Николай I — великий князь Николай Павлович; в 1818 году он стал генерал-инспектором по инженерной части . 28 января 1819 года Лейб-гвардии батальон выделил офицеров и нижних чинов на сформирование Лейб-гвардии Конно-пионерного эскадрона (расформирован в 1862 году).
После смерти Александра I (19 ноября (1 декабря) 1825 года) в России наступил период междуцарствия , завершившийся 13 (25) декабря провозглашением императором Николая I. Возникшая ситуация была использована руководителями « Северного тайного общества » для вооружённого восстания против монархического строя.
Утром 14 (26) декабря 1825 года в здании Главного штаба командиры частей и соединений Гвардейского корпуса принесли присягу взошедшему на престол Николаю; затем каждому из них было предписано привести к присяге свои части.
Полковник А. К. Геруа (сменивший генерал-майора Сазонова на должности командира Лейб-гвардии Сапёрного батальона в 1820 года), прибыв к батальону, приказал командиру 1-й Сапёрной роты капитану А. П. Квашнину-Самарину с 1-м взводом его роты доставить в казармы батальонное знамя, хранившееся в Аничковом дворце . Когда взвод со знаменем подходил к казармам, ему перерезали дорогу дрожки , с которых два конно-артиллерийских офицера крикнули: «Не присягайте, братцы, вас обманывают!» После этого артиллеристы уехали; Квашнин-Самарин, напомнив подчинённым об их долге, выровнял нарушенный строй и ввёл взвод во двор казарм.
Полковник Геруа, построив батальон, зачитал манифест о воцарении Николая, после чего священник Иоанн Горянский произвёл обряд присяги. После окончания обряда знамя было отнесено обратно в Аничков дворец, сапёры распущены по казармам, а офицеры в квартире батальонного командира подписали присяжный лист.
К часу дня офицеры батальона, за исключением ротных командиров, оставленных в казармах, собрались в Зимнем дворце на торжественный молебен. Здесь полковник Геруа узнал, что император находится на площади по причине каких-то беспорядков, и обратился к начальнику штаба Гвардейского корпуса генерал-майору А. И. Нейдгардту для получения приказаний о дальнейших действиях батальона. Нейдгардт спросил Геруа, отвечает ли тот за свой батальон; получив утвердительный ответ («Отвечаю, как за самого себя»), он приказал немедленно привести батальон во двор Зимнего дворца.
В это же время в батальон прибыл полковник князь Голицын с приказанием императора немедленно выступить для охраны Зимнего дворца. Старший из присутствовавших офицеров — командир 1-й Минёрной роты капитан П. А. Витовтов — немедленно привёл батальон ко дворцу, где командование принял уже полковник Геруа.
Как только батальон вошёл во двор, туда же вбежали восставшие — гренадеры Лейб-гвардии Гренадерского полка во главе с поручиком Н. А. Пановым , имевшим намерение захватить дворец. Увидев во дворе гвардейских сапёров, Панов вывел лейб-гренадеров и увёл на Сенатскую площадь для присоединения к полкам уже находившимся там. После этого постами Лейб-гвардии Сапёрного батальона были заняты все наружные выходы дворца. Кроме того, 1-я Минёрная рота была поставлена у главных ворот, 1-й взвод 1-й Сапёрной роты — у Собственного подъезда, 2-й взвод 2-й Сапёрной роты — у Посольского подъезда.
После подавления бунта (восстания) Всероссийский император лично распорядился размещением войск на Дворцовой и Адмиралтейской площадях. Лейб-гвардии Сапёрный батальон был до утра оставлен во дворе Зимнего дворца. Николай, возвратившись во дворец, приказал вынести во двор семилетнего великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и передал его на руки гвардейским сапёрам, сказав: «Я желаю, чтобы вы так же любили моего сына, как я сам люблю вас.»
15 декабря Лейб-гвардии Сапёрный батальон, сдав караулы во дворце 1-му батальону лейб-гвардии Преображенского полка , возвратился в казармы.
В благодарность за верность присяге Николай после восшествия на престол сохранил за собой шефство над Лейб-гвардии батальоном. Младший штаб-офицер батальона полковник К. Ф. Бель получил звание флигель-адъютанта (таким образом в Свиту был зачислен следующий по должности офицер после командира, поскольку полковник Геруа уже был флигель-адъютантом). А. К. Геруа в январе 1826 года был произведён в генерал-майоры; 22 августа того же года (в день коронации Николая I) ему было присвоено и звание генерал-адъютанта .
В апреле 1828 года батальон выступил в свой первый боевой поход — против турок . 25 июня 1828 года батальон, переправившись через Дунай у Сатунова , двинулся к Варне и в конце августа и сентябре работал в сапах и минных галереях под этой крепостью, чем оказал немалые услуги, способствовавшие скорейшему взятию Варны . В феврале 1829 года батальон находился под Тулчей , но небольшая часть батальона во главе с его командиром генерал-майором Шильдером была командирована под Силистрию , где организовала ряд взрывов, вследствие которых были разрушены эскарп и куртина и крепость была вынуждена сдаться. Затем батальон в полном составе производил осадные работы против Шумлы .
В январе 1831 года батальон был направлен в поход в Польшу против инсургентов и поступил в отряд генерал-лейтенанта барона Остен-Сакена . Под Остроленкой ими были устроены батареи и плавучий мост через Нарев . 2-я сапёрная рота при отступлении отряда, шла в арьергарде , везде уничтожая за собой, под сильным неприятельским огнём, все мосты и переправы для задержания преследования, а 7 июля находилась в стрелковой цепи в сражении на Понарских высотах . 2-я минёрная рота отличилась 5 мая при Нуре в сражении против 15-тысячного авангарда поляков, в тот же день взвод сапёр под картечным огнём разобрал мост на реке Руше, трижды отбивая вместе с ротой Финляндского полка и с финскими стрелками многочисленные атаки неприятеля; 9 мая у Тыкочина , эта же рота, работая под жестоким картечным огнём, вместе с Финляндским полком, удержала неприятеля при переправе через мост и 14 мая, находясь под огнём 70 орудий поляков, исправила мост под Остроленкой . С 17 по 26 июня батальон исправил дороги и строил переправы по пути Гвардейского корпуса, в начале июля устроил пять мостов и тет-де-пон на переправе через Вислу при Осеке . Во второй половине августа батальон был занят подготовительными работами к штурму варшавского предместья Воли и 25 августа вслед за охотниками вошёл в укрепление, где тотчас занялся прорезыванием амбразур в бруствере бастионного фронта, обращённого на Варшаву . 26 августа батальон, под сильнейшим огнём поляков, прорыл в главном вале Варшавских укреплений дорогу для прохода русских колонн и по взятии Иерусалимских ворот вместе со 2-м сапёрным батальоном занял главный вал и в продолжение ночи устроил на нём батарею на 100 орудий. Утром 27 августа батальон вступил в Варшаву и занялся уничтожением баррикад и засыпкой минных галерей, проложенных мятежниками на улицах города. После окончательного подавления восстания, батальон производил ремонт дорог и мостов в Польше и вернулся в Санкт-Петербург в марте 1832 года.
4 января 1837 года повелено в случае призыва запасных отпускных нижних чинов батальона собирать часть из них на пополнение батальона из ближайших районов, а из остальных сформировать в Москве 1-ю гвардейскую запасную сапёрную роту. В 1840 году при батальоне сформирована учебная гальваническая команда .
23 января 1844 г. в батальоне переименованы 1-я и 2-я минерные роты — во 2-ю и 3-ю сапёрные, а 2-я сапёрная рота Его Императорского Высочества стала 4-й ротой.
С 1850 года л.-гв. сапёрный батальон , составляя бригаду с гренадерским и учебным сапёрным батальонами, был расположен лагерем близ Петергофа .
С открытием Крымской кампании ожидалась высадка англо-французского десанта на российском побережье Балтийского моря и батальон производил работы по укреплению берегов Финского залива и обустройству крепостей Кронштадта и Свеаборга , часть офицеров и нижних чинов находилась в Севастополе и приняла участие в обороне этого города .
17 октября 1855 года гвардейская запасная рота переформирована в две — запасную и резервную , которые составили Гвардейский резервный Сапёрный полубатальон .
3 января 1857 года гвардейский резервный полубатальон упразднён и повелено, в случае надобности, формировать резервную роту из бессрочноотпускных .
В ноябре 1876 года два офицера и 52 нижних чина были командированы для устройства минных заграждений на Дунае, ещё несколько офицеров были по своему желанию командированы в армейские сапёрные батальоны Действующей армии . С открытием в 1877 году кампании против турок два офицера и 48 нижних чинов были включены в состав конвоя его величества и приняли участие в переправе через Дунай у Систова . 12 августа 1877 года по случаю выступления батальона в поход против турок сформирована запасная рота, расформированная 14 сентября 1878 года. Прибыв на театр военных действий , батальон в октябре принимал участие в сражении у Горного Дубняка , две роты участвовали во взятии Телиша . В ноябре 1877 года батальон находился в составе отряда генерал-адъютанта Гурко и участвовал во взятии Правецкой позиции и затем в деле под Этрополем . С 17 ноября по 19 декабря 1877 года роты батальона, находясь в отрядах генералов Рауха , Дандевиля и Шувалова , укрепляли позиции в горах против Шандорника— Арабконака ; рота Его Величества (1-я) и 4-я разработали дорогу на Чурьяк, по которой затем совершил обходное движение отряд генерала Гурко; другая рота — Его Высочества (3-я) строила дорогу на Златицкий перевал и спуск в Клис-Киой. 23 декабря 1877 года роты батальона приняли участие в занятии Софии , после чего принимали участие в преследовании войск Сулеймана-паши и занятии Этрополя. В середине января 1878 года 2-я рота была включена в отряд графа Шувалова и наступала на Адрианополь , после чего 12 февраля вступила в Сан-Стефано . В сентябре 1878 года батальон в полном составе вернулся в Санкт-Петербург.
3 января 1879 года сформирована 5-я сапёрная рота. 1 ноября 1894 года эта рота была переформирована в военно-телеграфную роту и в неё переведены специалисты из расформированного 1-го военно-телеграфного парка.
3 февраля 1916 года батальон был развёрнут в Лейб-гвардии Сапёрный полк , и 20 мая 1918 года полк расформирован.
Вот, скажем, там, где улица Восстания упирается в улицу Салтыкова-Щедрина, в бывшую Кирочную. Тут некогда, перед церковью Космы и Дамиана при лейб-гвардии саперном батальоне, возвышался в садике, на глыбе грубо обтесанного гранита, бронзовый или чугунный орел. Он напоминал о воинских деяниях не командира, не какого-то генерала, а всего батальона, то есть в конечном счете — солдат. Я не знаю, в каких битвах отличился батальон, но думается, пролитая кровь русского солдата всегда заслуживает памяти и уважения. А может быть, батальон этот нес службу под Шипкой; мы ведь сейчас вместе с болгарами благоговейно чтим память героев Шипки… А возможно, речь шла о подвигах 1812 года или о Севастополе…
— Успенский Л.В. Одни ушли, другие живут рядом // Записки старого петербуржца. — Л. : Лениздат, 1970.
Нагрудный знак батальона — золотой двуглавый орел, стоящий на серебряных камнях. На постаменте золотая дощечка с надписью: «Подвигам Лейб-гвардии Саперного батальона». Знак представляет собой копию памятника, поставленного по повелению Императора Николая І перед лагерем батальона.
Шефы или почётные командиры :
( Командующий в дореволюционной терминологии означал временно исполняющего обязанности начальника или командира. С 1820-х годов должности командира гвардейского полка соответствовал чин генерал-майора, и при назначении на эту должность полковников они оставались командующими до момента своего производства в генерал-майоры).
В 1812 г. при формировании батальона, он был размещен в казармах, выходящих на Преображенскую ул. Проходящий перпендикулярно к нынешней улице Радищева, Сапёрный пер. получил своё название от находящегося рядом батальона. Сохранившиеся до нашего времени здания казарм Лейб-гвардии Сапёрного батальона построены в классическом стиле (сейчас это дома № 35, 37, 39 по улице Радищева).
Лагерь батальона изначально, с 1850 года, развернутый для бригады, включавшей также гренадерский и учебный сапёрный батальоны, находился под Петергофом . Затем в 1868 году он переместился к селу Усть-Ижора Шлиссельбургского уезда , где впоследствии возник посёлок Сапёрный .