Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
регионального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Красноя́рский госуда́рственный худо́жественный музе́й и́мени В. И. Су́рикова — одно из самых значительных собраний предметов изобразительного искусства за Уралом. В фондах музея насчитывается более шестнадцати тысяч единиц хранения .
Здание, в котором располагается музей, признано объектом культурного наследия народов России и охраняется государством .
Свою историю Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова ведёт от 1921 года, когда на заседании Президиума Енисейского Губисполкома было принято постановление об организации в городе картинной галереи. Постановление не было осуществлено, однако на основе собрания художественных произведений, хранившихся с конца XIX века в Городском музее (ныне Красноярский краеведческий музей) был создан отдел искусства и художественной старины имени В. И. Сурикова.
Многие экспонаты тогда были получены из частных собраний (работы М. Ф. Квадаля , Ф. А. Васильева, К. Х. Рейхеля, Г. И. Гуркина). Дарителями музея становились представители известных красноярских фамилий — Матвеевы, Суриковы, Юдины, Гада́ловы.
Значительную часть художественной коллекции краеведческого музея составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П. И. Кузнецовым , помогавшим материально В. И. Сурикову в годы учёбы в Академии художеств .
В 1922 году в отделе насчитывалось около двухсот девяти художественных работ.
Пополнение отдела изобразительного искусства музея неоднократно осуществлялось через Государственный музейный фонд; так, в 1929 году от Государственного Русского музея поступили работы М. К. Башкирцевой , С. Ю. Жуковского , В. Е. Маковского , М. В. Нестерова , И. Е. Репина и других художников. Значительную помощь музею оказывали Министерство культуры СССР , Министерство культуры РСФСР, ведущие музеи страны. Таким образом поступили произведения И. И. Бродского , А. М. Герасимова , Н. Н. Дубовского , К. А. Коровина , В. Д. Поленова . Были получены работы и из частных коллекций.
31 мая 1957 года в ответ на постановление крайкома КПСС и исполкома крайсовета от 29 апреля этого же года выходит в свет распоряжение Совета министров РСФСР об открытии на базе художественных коллекций Красноярского краеведческого музея отдельного музея — Красноярской художественной картинной галереи.
Во исполнение данного распоряжения Совета министров СССР краевое управление культуры обязывалось открыть в срок до 1 ноября картинную галерею, а исполкому Красноярского горсовета предписывалось выделить помещение для размещения галереи.
Галерея открыла свои двери для посетителей 1 мая 1958 года. Она занимала в то время нижний этаж жилого дома № 68 по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий». Общая площадь её составляла шестьсот сорок квадратных метров, площадь выставочных залов — четыреста десять квадратных метров. В основу собрания галереи легли триста произведений искусства русского дореволюционного и частично зарубежного искусства, переданных из Красноярского краевого краеведческого музея.
В первые годы своего существования художественная галерея активно развивалась; планировалось скорое получение достойного здания в центральной части города. Чрезвычайную роль сыграл первый директор Александр Давыдович Спеваковский (1907—1961). В коллекцию музея передали произведения Государственный исторический музей и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Работы закупались и в частных собраниях. С 1983 года галерея имеет статус музея.
В настоящее время музей располагает тремя помещениями, расположенными в разных частях города. В 1982 году галерея получила помещение в историческом центре Красноярска — здесь в настоящее время располагается отдел искусства XX — начала XXI веков. В 1983 году — особняк Веры Гада́ловой, где была размещена экспозиция искусства XVIII — начала XX века. В историческом помещении музея развёрнута экспозиция декоративно-прикладного искусства.
К сожалению, из-за отсутствия достаточных экспозиционных площадей значительнейшая часть коллекции музея не экспонируется, бо́льшую часть экспонатов можно увидеть лишь на организуемых (зачастую один раз в несколько десятилетий) выставках; многие из работ вообще никогда не выставлялись.
В 1985 году было принято решение передать художественному музею великолепное здание дворцового типа бывшей Красноярской духовной семинарии , где в непригодных условиях длительное время располагался гарнизонный военный госпиталь; был подготовлен проект реконструкции здания. Здание так и не было передано; в настоящее время принято решение передать здание Красноярской митрополии .
В 1993 году в музее была открыта реставрационная мастерская .
В 1997 году состоялась выставка в Третьяковской галерее: «Незабываемая Россия — русские и Россия глазами британцев XII—XIX веков» (совместно с Британским советом) .
В 2000 году красноярский музей вошёл в число двадцати лучших музеев России .
В 2011 году музею было передано здание, где до революции находилось консульство Норвегии , торговая фирма «Братья Ревильон» (проспект Мира, 49), в советские времена размещался факультет университета, позже — научно-исследовательский институт программных средств вычислительной техники, ещё позже — одна из сцен и вспомогательные помещения драматического театра им. А. С. Пушкина , значительно пострадавшее от пожара . С 12 по 16 сентября 1913 года во время своего путешествия в Восточную Сибирь и на Дальний Восток в этом здании проживал норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии , политический и общественный деятель, гуманист , филантроп , лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен .
Заведующая отделом — Болонкина Елена Владимировна
В отделе экспонируются работы:
В составе экспозиции — русская иконопись XVII—XIX веков.
Заведующая отделом — старший научный сотрудник музея Симкина Наталья Вартановна
Отдел насчитывает около семи тысяч единиц хранения.
В отделе искусства XX—XXI веков — собрание произведений русского авангарда: представителей
Коллекция скульптуры представлена работами Владимира Домогацкого , З. М. Виленского, Льва Кербеля , Ю. Л. Чернова, Б. А. Свитина, С. Н. Чехомова, М. В. Переяславца, Олега Комова , Л. М. Евзыковой , Д. Н. Тугаринова, Юрия Злоти и других авторов.
Заведующая отделом — Абальмасова Оксана Александровна
В отделе в части XVIII—XIX веков представлены фарфор, художественные стекло и хрусталь; бронзовое литьё, вышивка и гобелен , мебель и др., также представлено современное российское декоративно-прикладное искусство , современные художественные промыслы .
Отдел насчитывает более двух с половиной тысяч единиц хранения. Коллекцию художественного фарфора составляют авторские произведения художников ленинградской и московской школ фарфора 1960-80 годов — Э. Криммера, Н. Славиной, О. Матвеевой, Э. Еропкина, В. Орехова, Л. Беспаловой-Михалёвой, Л. Афанасьевой, В. Городничева, П. Смирнова и других мастеров; авторские произведения, выполненные в 1950-80-х годах на Ленинградском , Дулёвском, Дмитровском фарфоровых заводах — чайные сервизы, комплекты, вазы. В коллекции представлены скульптурные композиции и статуэтки О. Артамоновой, А. Бржезицкой, Д. Горлова, А. Сотникова.
Отечественное художественное стекло советского периода (1960—1980 года) представлено в собрании музея работами московских, ленинградских, красноярских мастеров стеклоделия и художников из Гусь-Хрустального А. Степановой, Г. Антоновой, С. Бескинской, В. Муратова, Л. и Д. Шушкановых, Е. Чумаковой, С. Рязановой, М. Грабарь, И. Мачневой, А. Москвитина, К. Литвина, Ф. Ибрагимова, Л. Юрген, А. Курилова.
В собрании музея авторские изделия известных художников, работавших в традициях гжельской майолики в 1950-70 годах — Л. Азаровой , З. Окуловой, Н. Квитницкой, Т. Дунашовой, Н. Тихонова, Н. и В. Бидак .
Красноярская коллекция гобеленов представлена работами московских (А. Андреева, Н. Кирсанова, Г. Орлова), грузинских (Г. Кандарели, А. Гогуа), прибалтийских (Д. Версяцкайте-Брогене, М. Гринфелде), красноярских (С. Егоров, И. Алексеева) текстильщиков; работами мастеров Урала и Сибири.
В музее хранятся произведения ювелирного искусства — петербургских, московских, уральских мастеров Т. Алексеевой, В. Поволоцкой, И. Бешенцевой, Н. Гаттенбергер, Н. Елфимова, Г. Бородулина, Р. Бениславского, Б. Гладкова, В. Комарова, В. Храмцова, других мастеров.
В музее несколько десятилетий экспонируются современные отливки, выполненные на Каслинском заводе художественного литья по моделям известных скульпторов XIX и XX веков: А. Соловьёвой, Н. Баха, Н. Лаверецкого, Е. Янсон-Манизер , Е. Вучетича .
Музей располагает великолепным собранием тувинской резьбы по камню 1950-90 годов, произведениями чукотских и якутских резчиков моржового клыка и мамонтовой кости 1960-70 годов.
В фондах музея хранится собрание западно-европейской живописи XVII—XIX веков, среди которых «Польша после боя» Людвига Гедлека, «Портрет дамы в восточном костюме» Жан-Марка Натье , «Танец среди руин» (1607—1669), «Женский портрет» (1843) Эжена де Блааса и другие; произведения европейских художников XX века.