Interested Article - Умма

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и
См. также
Портал Категория

У́мма ( араб. أمة ‎ — община, нация‎) в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).

Территория Аббасидского халифата и Кордовского эмирата (тёмн.-зел.), VIII век

Определение

В Коране этот термин встречается более 60 раз , обозначая людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей . Так, в 38-м аяте суры аль-Анам («Скот») говорится: « Нет ни одного животного , [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы , которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, — а потом все они будут собраны перед своим Господом » . Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой уммой верующих, но потом разделилось и перестало быть единой общиной. Другие толкователи считали, что человечество когда-то было единой общиной неверующих , следовательно, понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, после прихода пророков из общины неверующих выделилась умма верующих. Большинство исламских богословов придерживается мнения, что к умме можно относить только те общины, которые подчинились пророкам . Основанием для этого служит хадис пророка Мухаммеда : « Каждая умма подчиняется своему пророку » .

Отдельные сообщества, объединённые общей религией, Писанием , отсутствием Писания, ниспосланного в прошлом, называли по имени духовного прародителя и также обозначали термином умма . В доисламские времена этот термин означал веру . В ассоциативном ряду со словом умма находился глагол амма («предшествовать», «быть впереди»), что говорит о содержании в этом термине представления о духовной преемственности.

Умма может состоять как из одного народа, так и из нескольких народов и рас. Согласно исламу, превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности и искренней вере. Примером этому послужило отношение первых мусульман во главе с пророком Мухаммедом к представителям других народов и рас, обладавших равными правами с арабами . Исламская религия никогда не выступала против национальных языков , а также обычаев и традиций различных народов , если те не противоречили шариату . Арабский язык обязателен только в богослужениях, являясь дополнительным объединяющим фактором мусульманской уммы .

Современное расселение мусульман

История

В мединских сурах «уммой» обозначали главным образом мединскую общину , состоявшую из уммы мусульман и иудеев. Основой социальной организации мединской общины являлись отношения зависимости/покровительства ( валя дживар ), которые приобрели абсолютный характер. Все члены общины были связаны этими отношениями и находились при этом под покровительством верховного маула ( вали ) — Аллаха . В доисламские времена существовало представление об отношениях между божеством-покровителем племени и членами племени. Покровителем ( вали ) членов уммы стал и сам Мухаммад , который был передатчиком воли Аллаха .

К концу жизни пророка Мухаммада умма включала практически всё население Аравийского полуострова. После его смерти исламская умма стала земным носителем верховного суверенитета. В ходе исламизации , проходившей в течение нескольких веков, термин «аль-умма» (с определённым артиклем ) стал обозначать всё исламское сообщество мусульман, а без артикля мог употребляться и в отношении всего «сообщества немусульман» — населения дар аль-харб или дар аль-куфр .

В течение VII века мусульманская община стала отождествляться с местом их обитания ( дар аль-ислам ) и халифатом . При этом мусульманин, живущий вне пределов халифата, также принадлежит к умме . До конца XIX века мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман. Появление и развитие идеологии панисламизма и панарабизма привело к возникновению таких понятий, как умма ислами́я («сообщество мусульман») и умма араби́я («арабская нация»). В трудах египтян, отрицающих панарабизм, зафиксировано выражение умма мисри́я («египетская нация»). Термин «умма» продолжает употребляться и для обозначения автономных религиозных общин ( маронитов ) .

Примечания

  1. .
  2. , с. 241.
  3. аль-Анфаль ( Османов )
  4. аль-Бухари. Сахих аль-джами.
  5. ан-Нахль ; Худ
  6. аль-Анфаль
  7. Аль ‘Имран ; Мухаммад
  8. ан-Ниса
  9. , с. 242.

Литература

на русском языке
на других языках
Источник —

Same as Умма