Аббасидский халифат
- 1 year ago
- 0
- 0
Аббасидский халифат ( Багдадский халифат ; араб. الدَّولَةُ العَبَّاسِيَّةُ , al-Khilāfah al-Abbāsiyyah ) — феодальное теократическое государство , существовавшее с 750 по 945 и с 1194 по 1258 год, с правящей династией Аббасидов .
В состав Багдадского халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет , Иран , Северная Африка и Пакистан . Аббасидская империя была одной из самых крупнейших империй в истории человечества и имела территорию более 11 млн кв. м . До завоевания халифата Буидами в 945 году вёл самостоятельную политику . После взятия в 1055 году Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью .
В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздроблённости халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов- гулямов , династия постепенно пришла в упадок.
Халиф аль-Мансур перенёс столицу государства из Эль-Куфы в Багдад — новый город, который он построил на реке Тигр . В период с 836 по 892 годы столицей халифата был город Самарра . Во время правления халифа Аль-Муктадира (X век) Багдад территорию 43 750 джерибов, что равняется примерно 13 тысячам гектаров . Население средневекового Багдада 900 годов оценивают в 900 тысяч человек , а население 1100 годов оценивают в 1 миллион 200 тысяч человек .
Претендуя на верховную власть , Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды , хотя и происходили из племени курайшитов , к роду исламского пророка Мухаммеда , то есть к Хашимитам , не принадлежали. Сами Аббасиды же вели своё происхождение от его дяди аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммеда, Абдуллаху , и отцу Али , Абу Талибу . Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды смогли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов . Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом . Ибн ат-Тиктака писал, что он получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.
С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Эль-Куфа , однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнён. Имамат перешёл к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим , иранец по происхождению. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстранённых к этому времени от власти арабов- кальбитов , но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты , уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдёт к потомкам Али.
Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году . В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — , а после его гибели — его брат Абуль-Аббас ас-Саффах . 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде . 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.
Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет , где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — ( 750 ) и Абу Муслима ( 755 ).
К 751 году арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину. Несмотря на сопротивление Западно-Тюркского каганата , им удалось захватить его южную часть и включить в состав халифата. С проникновением арабов в регионе постепенно начал распространяться ислам. В июле 751 года произошла Таласская битва между войсками Аббасидского халифата и карлуков с одной стороны, и армией танского Китая за контроль над Средней Азией . Результатом битвы стала победа Аббасидов с карлуками, что положило начало распространению ислама в Мавераннахре и Центральной Азии , а также арабскому влиянию на участках Великого шёлкового пути в регионе.
Первым изменением, которое сделали Аббасиды под руководством аль-Мансура , было перемещение столицы империи из Дамаска в недавно основанный город Багдад в Ираке , поближе к их персидской базе поддержки мавали , которая удовлетворяла их требование о меньшем арабском доминировании в империи. Багдад был основан на реке Тигр в 762 году. Кроме того, была учреждена новая должность визиря для делегирования центральной власти, а ещё большие полномочия были переданы местным эмирам .
Это в конечном счёте означало, что многие халифы Аббасидов были низведены до более церемониальной роли, чем при Омейядах, поскольку визири стали оказывать большее влияние, а роль старой арабской аристократии постепенно заменялась персидской бюрократией . Во времена аль-Мансура контроль над аль-Андалусом был потерян, а шииты восстали и потерпели поражение год спустя в битве при Бахамре .
Аббасиды сильно зависели от поддержки персов в их свержении Омейядов. Преемник Абу аль-Аббаса аль-Мансур приветствовал мусульман неарабов при своём дворе. Хотя это помогло объединить арабскую и персидскую культуры , оно оттолкнуло многих их арабских сторонников, особенно Хорасанских арабов, которые поддерживали их в их битвах против Омейядов. Эти трещины в их поддержке привели к немедленным проблемам. Омейяды, находясь вне власти, не были уничтожены. Абд ар-Рахман I , единственный оставшийся в живых член королевской семьи Омейядов, которая была почти полностью уничтожена, в конце концов отправился в Испанию, в город Ко́рдову , где в 756 году утвердился в качестве эмира независимого Кордовского эмирата . В 929 году Абд ар-Рахман III принял титул халифа, основав Кордовский халифат в качестве соперника Багдаду как законной столице Исламской империи.
В 756 году халиф Аббасидов аль-Мансур послал более 4000 арабских наёмников для оказания помощи династии Тан в восстании Ань Ши против Ань Лушаня . Аббасиды, или «чёрные флаги», как их обычно называли, были известны в хрониках династии Тан как «Тази в чёрном одеянии» ( кит. трад. 黑衣大食 , пиньинь hēiyī Dàshi ) («Тази» — заимствование из перс. عرب tāzī — «араб»). Аль-Рашид направил посольства к династии Тан и установил с ней хорошие отношения . После войны, эти посольства остались в Китае с халифом Харуном аль-Рашидом , заключившим союз с Китаем . Несколько посольств аббасидских халифов к китайскому двору были записаны в анналах Тан, наиболее важными из которых были посольства Абуля-Аббаса аль-Саффаха , первого аббасидского халифа, его преемника Абу Джафара и Харуна аль-Рашида.
В последней половине VIII века аббасидскому руководству пришлось немало потрудиться под руководством нескольких компетентных халифов и их визирей, чтобы преодолеть политические трудности, вызванные разветвлённой природой империи и ограниченными коммуникациями по всей её территории, а также провести административные изменения, необходимые для поддержания порядка . Именно в этот ранний период династии, в частности во время правления аль-Мансура, Харуна аль-Рашида и аль-Мамуна, была создана репутация и власть династии .
Аль-Махди возобновил борьбу с византийцами , а его сыновья продолжали конфликт до тех пор, пока императрица Ирина не попросила мира . После нескольких лет мира император Никифор I нарушил договор, а затем отразил многочисленные вторжения в течение первого десятилетия IX века. Эти атаки продвинулись в горы Тавра, кульминацией которых стала победа в битве при Красосе и массированное вторжение 806 года, возглавляемое самим Рашидом .
Флот Рашида также оказался успешным, захватив Кипр. Рашид решил сосредоточиться на восстании Рафи ибн аль-Лайта в Хорасане и умер там же . В то время как Византия боролась с правлением Аббасидов в Сирии и Анатолии, военные действия были минимальными, поскольку халифат сосредоточился на внутренних делах, его правители проявляли большую автономию и использовали свою растущую власть, чтобы сделать свои позиции наследственными .
В то же время Аббасиды сталкивались с проблемами ближе к дому. Харун аль-Рашид набросился на Бармакидов , персидский род, роль которых в управлении государством значительно возросла, и убил их большую часть . В тот же период несколько фракций начали либо покидать империю для других земель, либо брать под свой контроль отдалённые части империи, удалённые от Аббасидов. Правление аль-Рашида и его сыновей считалось вершиной правления Аббасидов .
После смерти Рашида империя была расколота гражданской войной между халифом аль-Амином и его братом аль-Мамуном, который пользовался поддержкой Хорасана. Эта война закончилась двухлетней осадой Багдада и смертью аль-Амина в 813 году . Аль-Мамун правил в течение 20 лет относительного спокойствия, перемежавшегося с восстанием, поддержанным византийцами в Азербайджане Хуррамитами . Аль-Мамун также был ответственен за создание автономного Хорасана и продолжающееся отражение византийских набегов .
Аль-Мутасим пришёл к власти в 833 году, и его правление ознаменовало конец сильных халифов. Он укрепил свою личную армию тюркскими наёмниками и быстро возобновил войну с византийцами. Его военные походы были в целом успешными, завершившись громкой победой в разграблении Амория . Его попытка захватить Константинополь провалилась, когда его флот был уничтожен штормом . Византийцы возобновили боевые действия, разграбив Дамиетту в Египте. Аль-Мутаваккиль ответил тем, что снова послал свои войска в Анатолию , грабя и мародёрствуя, пока они не были окончательно уничтожены в 863 году .
Распад единого Арабского халифата , начавшийся ещё при последних Омейядах , при Аббасидах продолжился.
Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же 756 году. В 777 году от халифата отложился Магриб , где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов . В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикии , основав на её месте одноимённый шиитский эмират . К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикии, признавая власть Багдада лишь формально.
Таким образом, за первые полвека правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида ) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть.
Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида развязали Четвёртую фитну ; победителем из неё вышел аль-Мамун , активно поддерживаемый иранскими аристократами и тюркскими наёмниками. Родовые арабские аристократы после Четвёртой фитны оказались отодвинуты от управления, что вызывало растущее недовольство с их стороны и, как следствие, всё большую опору потомков аль-Мамуна на иранскую аристократию и тюркских наёмников. Однако уже аль-Мутасим не чувствовал себя в безопасности в Багдаде и потому перенёс столицу в специально для этой цели отстроенную Самарру . Так же именно аль-Мутасим настолько не доверял регулярным войскам и наёмникам, что впервые в истории халифата сформировал корпус лично ему подчинённых воинов — гулямов .
Назначение отличившихся иранских аристократов наместниками провинций привело к тому, что восточные провинции Халифата фактически оказались феодами потомков Тахира ибн Хусейна , что позволяет говорить о формировании в 820-х г. н. э. государства Тахиридов . Усиление роли тюркских наёмников привело к полной зависимости халифов от них, формированию корпуса гулямов и неприязни со стороны регулярных войск, что в 860-х вылилось в анархию в Самарре и отложению государства Тулунидов . В то время, как Тахириды формально признавали верховенство Аббасидов, Тулуниды вели активные боевые действия против халифов: так, Ахмед ибн Тулун (в 870-х) и его сын Хумаравейх ибн Ахмед (в 880-х) дважды отвоёвывали у Аббасидов Сирию.
В 885 году от Халифата откололась Армения , восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.
С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов , сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов . После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов , после 1171 года — Айюбидов , а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната , сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада ; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.
Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. 707 — 775 ), аль-Махди ( 775 — 785 ), Харун ар-Рашиде ( 786 — 809 ), аль-Мамуне ( 813 — 833 ). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек , Муканна и др.
В 945 году Багдад захватили дейлемские горцы армии Буидов ( араб. البويهيون , аль-Бувайхийун — Бувейхиды), шиитской династии, основанной в 920—930-е годы. К этому времени владения халифов включали лишь столицу и её окрестности. Основанным ими государством буидские « эмиры эмиров» управляли от имени халифа, имя которого по-прежнему чеканилось на монетах и поминалось в хутбе первым. В действительности Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. Теперь им пришлось обходиться без гвардии, пышного двора и родовых поместий, получая средства с одного поместья, переданного на правах икта .
После завоевания Багдада сельджуками в 1055 году и утверждения Сельджукидов Аббасиды продолжали оставаться преимущественно первосвященниками. В их руках оставалась только духовная власть имама , от которого, согласно традиции, исходила верховная власть светского правителя — эмиры и султаны получали инвеституру и приносили присягу .
Раскол Сельджукской империи после смерти султана Мухаммеда ( 1118 ) между его сыном (основатель Иракского Сельджукидского султаната) и дядей султан Санджаром позволил Аббасидам вести успешную борьбу с противниками — Мазйадитами, шиитской бедуинской династией из Хиллы , иракскими Сельджукидами, с исмаилитами в самом Багдаде. После того, как аль-Мустаршид в 1124 году отказался выплачивать дань султану Махмуду II, Багдад благодаря 30-тысячному войску, созданному халифом на основе народного ополчения, выдержал осаду сельджуков. При аль-Муктафи (1136—1160), считающемся первым самостоятельным правителем со времён Буидов , владения халифата занимали области бассейна Тигра и Евфрата от Тикрита до устья Шатт-эль-Араба и от Куфы до . Преемники аль-Муктафи упрочили политическое и экономическое положение государства. Аль-Мустанджид (1160—1170) разгромил сильных союзников Сельджукидов — Мазйадитов, аль-Мустади (1170—1180) установил дружественные отношения с атабеками Азербайджана и Айюбидами .
Ан-Насир , последний значительный багдадский халиф, включил в состав государства Хузестан , Рей и Хамадан . С помощью хорезмшаха Текеш он покончил с Сельджукидами Ирака. В 1194 году султан пал в битве с хорезмийцами, а его голова была отправлена в Багдад. Вскоре после этого халиф вошёл в конфронтацию с хорезмшахом. Ан-Насир требовал от Текеша, после победы над Тогрулом занявшего Рей и Хамадан, очистить Западную Персию и довольствоваться Хорезмом. Хорезмшах заявил, что его владения, даже со включением Ирака, недостаточны для содержания его многочисленного войска и просил халифа уступить ему ещё Хузестан. Ко времени смерти Текеша (1200) преобладание в Ираке принадлежало хорезмийцам, но после получения известия об этом событии жители восстали и перебили всех находившихся в их области хорезмийских воинов.
В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад , учинив резню в городе. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнён. Из его потомков, по ходатайству жены Хулагу, в живых был оставлен лишь младший сын; о сыне и внуке последнего упоминается в начале XIV века. Эти Аббасиды не имели при монгольском дворе значения даже после обращения ильханов в ислам. Когда прекратился род аль-Мустасима неизвестно.
В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс I поставил в Каире халифа аль-Мустансира , беженца из Багдада, объявившего себя потомком аз-Захира (1225—1226). Вскоре аль-Мустансир пропал без вести в битве с монголами, но халифом в Каире был признан другой претендент, аль-Хаким I , потомок аль-Мустаршида (1118—1135). Каирские халифы в последующие столетия были послушными исполнителями воли султанов, ограничиваясь отправлением придворного и религиозного церемониала. Они занимали этот пост вплоть до завоевания Египта Османской империей (1517), когда османский султан Селим I , приняв титул халифа, отправил Мутаваккиля III в заточение в Стамбул .
Халифы Аббасидского халифата происходили из династии Аббасидов .
№ | Имя | Правление | Примечание | |
---|---|---|---|---|
Могущество | ||||
1 | Абуль-Аббас ас-Саффах | 750—754 | Во время хорасанских волнений против Омейядов наладил отношения с Абу Муслимом и провозгласил себя халифом. Умер от оспы через четыре года после восшествия на престол. | |
2 | Абу Джафар аль-Мансур | 754—775 | Подавил очаги сопротивления Омейядов в Ираке, мятеж в Медине (762 г.) и притязания дяди Абдуллы (774 г.). Основатель Багдада. | |
3 | Мухаммад аль-Махди | 775—785 | Осуществил реформу налогообложения. Особое внимание уделял борьбе с зиндиками . Подавил восстание Муканны (776—783 гг.) и мятеж Алидов в Хиджазе (785 г.). | |
4 | Муса аль-Хади | 785—786 | Добровольно признал власть своего брата Харуна ар-Рашида, однако был отравлен собственной матерью. | |
5 | Харун ар-Рашид | 786—809, 785—786 | Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Стало развиваться сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Он основал в Багдаде университет и библиотеку. Во время правления Харуна ар-Рашида произошли антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях халифата. | |
6 | Мухаммад аль-Амин | 809—813 | Аль-Амин пренебрегал государственными делами, предавался развлечениям, за что не пользовался популярностью в народе. Ввязался в конфликт с братом аль-Мамуном из-за престолонаследия ( Четвёртая фитна ). После осады Багдада войсками аль-Мамуна аль-Амин бежал, но был схвачен и казнён. | |
7 | Абдуллах аль-Мамун | 813—833, 809—813 | Привлёк к управлению государством учёных и основал в Багдаде Дом Мудрости (Бейт аль-хикма). Симпатизировал мутазилитам и в 827 году официально признал сотворённость Корана. В 831 году аль-Мамун предпринял безуспешную попытку найти сокровища в Пирамиде Хеопса . | |
8 | Ибрахим ибн аль-Махди | 817—819 | В 817 г. жители Багдада подняли восстание против халифа аль-Мамуна и провозгласили халифом Ибрахима ибн аль-Махди. В 819 после нескольких месяцев осады аль-Мамун овладел Багдадом, а Ибрахим ибн аль-Махди бежал. | |
9 | Мухаммад аль-Мутасим | 833—842 | Прекратил кампанию против византийцев и вернулся в Багдад. Осенью 835 года аль-Мутасим перенёс столицу халифата из Багдада в Самарру. Подавил восстание Бабека в Азербайджане. | |
10 | Харун аль-Васик | 842—847 | Во время его правления активизировалась михна. В Багдаде, Самарре и Басре наибольшее влияние среди придворных теологов приобрели мутазилиты. Умер от болезни. | |
11 | Джафар аль-Мутаваккиль | 847—861 | Стремился укрепить авторитет халифской власти, опираясь на консервативную часть исламского общества. Приложил много усилий при строительстве Самарры. Потеснил мутазилитов и прекратил михну. В 851 г. приказал сровнять с землёй мавзолей имама Хусейна ибн Али в г. Кербела. Во время его правления ускорился процесс ослабления халифата. Был убит своими же телохранителями в Самарре. | |
Упадок | ||||
12 | Мухаммад аль-Мунтасир | 861—862 | Придя к власти, халиф аль-Мунтасир обвинил в убийстве и казнил визиря своего отца Аль-Фатха ибн Хакана. Он хорошо относился к Алидам и при нём был отменён запрет на посещение могилы Хусейна ибн Али в Кербеле. Он умер от боли в горле и возможно был отравлен. | |
13 | Ахмад аль-Мустаин | 862—866 | Ахмад аль-Мустаин был избран тюркскими командирами, которые имели фактическую власть в халифате. При нём вспыхнули восстания Алидов в Табаристане, Рее и других областях халифата. | |
14 | Зубайр аль-Мутазз | 866—869 | Захватил власть в результате гражданской войны против аль-Мустаина. Во времена его правления в стране нарастал кризис: оплата, которую требовали тюрки, североафриканцы и другие солдаты, составляла двухлетнему доходу от налогов со всего халифата. Все провинции оказались захвачены узурпаторами или местными командирами. | |
15 | Мухаммад аль-Мухтади | 869—870 | Аль-Мухтади резко сократил расходы на двор. В конце 869 года разгорелся конфликт между тюркскими командирами Мусой и Салихом. | |
16 | Ахмад аль-Мутамид | 870—892 | Разделил государство на западную и восточную части. Эмиром западной части назначил своего сына — Джафара, а восточной своего брата — аль-Муваффака, который стал фактическим правителем халифата. | |
17 | Абдуллах аль-Мутадид | 892—902 | Аль-Мутадид был храбрым и энергичным правителем. Он подавил хариджитов в Месопотамии и вернул Египет под власть халифата. | |
18 | Али аль-Муктафи | 902—908 | Аль-Муктафи считается последним из успешных багдадских халифов. Он сумел укрепиться на троне и вернуть под власть халифата Египет, однако именно при нём стали усиливаться карматы . | |
19 | Джафар аль-Муктадир | 908—929, 929—932 | Аль-Муктадир был слабым правителем, предпочитавшим проводить время в пирушках и гаремных утехах, при нём Арабский халифат перешёл к постоянному упадку, уже более не сменявшемуся подъёмами. При этом была потеряна Северная Африка, отпали Египет и Мосул, бушевали карматы. | |
20 | Абдаллах ибн аль-Мутазз | 908 | В 902 году Абдаллах ибн аль-Мутазз покинул двор, но в смутное время, наступившее после смерти аль-Муктафи, оказался втянутым в династическую борьбу и на один день (17 декабря 908 года) захватил халифский престол. Однако уже на следующий день был свергнут придворной гвардией во главе с собственным племянником и через несколько дней казнён. | |
21 | Мухаммад аль-Кахир |
929,
932—934 |
После убийства аль-Муктадира в 932 году заговорщики, опасаясь мести со стороны сына покойного, предпочли возвести на трон Аль-Кахира. Он тут же развернул такую кампанию террора. Вскоре организовался новый заговор и халиф был схвачен заговорщиками. Так как он отказался добровольно отречься от престола, то его ослепили и бросили в тюрьму на 11 лет. | |
22 | Ахмад ар-Ради | 934—940 | Реальной властью в халифате обладал визирь Ибн Раик. Ар-Ради считается последним «настоящим» халифом, который реально выполнял все положенные халифу религиозные обязанности. Однако в целом халифат при нём продолжал уходить в упадок: отпали Северная Африка с частью Сирии и Месопотамии, в Аравии власть взяли в свои руки карматы и местные вожди. | |
23 | Ибрахим аль-Муттаки | 940—944 | В государственных делах аль-Муттаки целиком зависел от командования армии и не мог на них существенно влиять. В период его правления византийцы дошли до Нисибина. Произошло восстание в Васите. | |
24 | Абдуллах аль-Мустакфи | 944—946 | В период его правления на Багдад напали войска Буида Ахмада ибн Бувайха. Аль-Мустакфи приблизил к себе Буидов и те, увеличив своё влияние, вскоре установили контроль над казной. В 976 г. Ахмад ибн Бувайх заподозрил халифа в заговоре против него и двинул свою гвардию на дворец. В результате халиф был ослеплён и низложен. Продолжилось вторжения византийцев и русов. | |
Под властью Буидов | ||||
25 | Абуль-Касим аль-Мути | 946—974 | Халифу аль-Мути пришлось содержать себя за счёт доходов с некоторых оставленных ему имений, которых едва хватало на то, чтобы оградить себя от нужды. В 974 г. его разбил паралич и он отрёкся от престола в пользу сына ат-Таи. | |
26 | Абу Бакр ат-Таи | 974—991 | Подобно своему отцу, ат-Таи влачил более чем ничтожное существование и иногда был лишён самого необходимого. Он переносил презрение и полное непонимание со стороны шиитских султанов. В 991 г. ат-Таи Буиды сместили его и передали Халифат сыну аль-Муттаки, аль-Кадиру. | |
27 | Аль-Кадир | 991—1031 | Аль-Кадир был добрым, религиозным, милосердным и богобоязненный человеком. Женившись на дочери султана Баха ад-даулы, он сумел в какой-то мере возвратить утерянный блеск аббасидскому халифату. | |
28 | Аль-Каим | 1031—1075 | При аль-Каиме Ирак был завоёван турками-сельджуками. Поскольку сельджуки были суннитами, положение халифов сразу значительно улучшилось. Правда, светской властью сельджукские султаны делиться не собирались. В 1058 г. правитель сельджукской державы Тогрыл I получил от аль-Каима инвеституру на титул султана. Сельджуки предоставили халифам средства на довольно представительную жизнь. | |
Под властью Сельджукидов | ||||
29 | Абдуллах аль-Муктади | 1075—1094 | В 1087 г. аль-Муктади женился на дочери сельджукского султана Маликшаха, которая умерла через два года. В 1092 г. Маликшах прибыл в Багдад, попытался низложить халифа и выслать его из города. Однако, Маликшах тяжело заболел и умер, так и не успев выполнить своё намерение. В период правления халифа аль-Муктади сельджуки восстановили контроль над Антиохией, который ранее Византия отбила у мусульман. Завоевания в Индии позволили установить контроль над новыми территориями. | |
30 | Ахмад аль-Мустазхир | 1094—1118 | Аль-Мустазхир был добродетельным человеком, образованным, милосердным справедливым человеком. Он писал стихи и выслушивал жалобы своих подданных. При нём в Багдаде царило благополучие, но в восточных областях мусульманского мира начались первые Крестовые походы. | |
31 | Абу Мансур аль-Мустаршид | 1118—1135 | В 1125 г. между халифом аль-Мустаршидом и сельджукским султаном Масудом произошли военные столкновения, в результате чего аль-Мустаршид Биллах потерпел поражение, был пленён и выслан в одну из крепостей Хамадана. Дядя Масуда, султан Санджар, попросил его освободить аль-Мустаршида и публично извиниться. Масуд согласился выполнить просьбу дяди и тогда султан Санджар послал к халифу своих представителей и солдат для того, чтобы те сообщили ему о примирении. Среди солдата была группа ассасинов-батинитов, которая проникла в шатёр халифа. Когда охрана узнала об этом халиф и несколько его приближённых были убиты, но солдатам удалось перебить всех убийц. | |
32 | Абу Джафар ар-Рашид | 1135—1136 | После вступления на престол, сельджукский султан Масуд потребовал с молодого халифа 400 тысяч динаров, которые его отец обязался выплатить ему в период пленения. Халиф ар-Рашид отказался выплатить эту сумму и обратился за помощью к эмиру Мосула Имадуддину Занги. В это время в Багдад приехал Сельджукид Дауд и ар-Рашид объявил его султаном. В результате отношения между Масудом и халифом ещё более ухудшились и Масуд с большой армией вошёл в Багдад. Самому халифу пришлось бежать вместе с Имадуддином Занги в Мосул. | |
33 | Мухаммад аль-Муктафи | 1136—1160 | Он пришёл к власти в возрасте 41 года, в результате низложения сельджукский султаном Масудом своего племянника ар-Рашида Биллаха. Его женой была сестра султана Масуда. В 1139 г (542 г. х.) халиф аль-Муктафи Лиамриллах объявил своим наследником своего сына Юсуфа аль-Мустанджида. В 1146 г. (549 г. х.) был убит фатимидский халиф аз-Захир Биллах. Халиф аль-Муктафи призвал Hуруддина Занги воспользоваться этим и совершить поход на Фатимидов, окончательно низложив эту династию. Однако в тот период Hуруддин Занги был занят войной с крестоносцами и Византией. Установив контроль над Дамаском, Занги превратил своё государство в могущественную силу. | |
34 | Юсуф аль-Мустанджид | 1160—1170 | Халиф аль-Мустанджид был добродетельным, справедливым и образованным человеком. Он писал стихи и изучал науки, в том числе астрономию. Во времена его правления были значительно уменьшены налоги и таможенные пошлины. В Сирии и Египте шли ожесточённые войны между крестоносцами и мусульманами. В связи с упадок государства Фатимидов, мусульманскими армиями командовал только атабек Hуруддин Занги. | |
35 | Аль-Мустади | 1170—1180 | Не обладал достаточной военной силой, чтобы реально править государством. Сохранял формальные полномочия халифа. Аль-Мустади снизил налоги, построил множество мечетей и школ. | |
Могущество | ||||
36 | Ахмад ан-Насир | 1180—1225 | Вёл борьбу с сельджуками и хорезмшахами. | |
37 | Аз-Захир | 1225—1226 | Во время правления аз-Захира он снизил налоги и создал сильную армию. | |
38 | Аль-Мустансир | 1226—1242 | Построил в Багдаде Медресе Мустансирия. Отбил атаку монголов на Багдад, а в последующем был занят усилением армии и укреплением фортификаций столицы халифата. | |
39 | Аль-Мустасим | 1242—1258 | Во время похода Хулагу на Халифат аль-Мустасим ничего не предпринял, а лишь посылал монголам угрозы и оскорбления. В 1258 году Багдад был взят монголами, а Аль-Мустасим — казнён. |