Interested Article - Кайал

Современный кайал в виде карандаша

Кайал — контурный мягкий косметический карандаш для подводки глаз, в традиционный состав которого входят натуральная сажа или измельчённые минералы и антисептические вещества растительного происхождения.

История

Ёмкости для хранения кайала, 4 век до н. э., Лувр , Париж

«Кайал» происходит от араб. كُحْل‎ (kuḥl) ‎ — «сурьма, антимонит», которое, в свою очередь, заимствовано из аккад. 𒉌𒌓𒋆𒁉𒍣𒁕 (guḫlu) с тем же значением.

Кайал известен с античности в Южной Азии, на севере Африки и Среднем Востоке. В состав античного кайала входили молотые галенит , антимонит , малахит . Использовать кайал начали приблизительно 4—3 тысячи лет до нашей эры в доисторический период — гробницы тасийской культуры и нулевой династии Египта имеют изображения с подведёнными глазами. Изначально кайал использовался знатными женщинами, а затем — и мужчинами, чтобы защитить глаза от вредного воздействия солнца — поверье, что чёрный цвет притягивает на себя все солнечные лучи, существует до сих пор. Глаза начали красить даже новорождённым младенцам — от сглаза . В других культурах рисунки кайалом также приобрели ритуальное значение.

Смешивали и хранили состав на так называемых косметических палетках — металлических пластинках с рельефными изображениями и помещали в различные продолговатые ёмкости.

Север Африки

Ёмкость для кайала с картушем Аменхотепа III и его жены Тии .

Египтяне красили всё верхнее веко чёрным галенитом, а нижнее подчёркивали тёмно-зелёным малахитом . В январе 2010 химик Филипп Вальтер проанализировал состав кайала, хранящегося в коллекции Лувра , и нашёл два хлорида свинца , которые не синтезируются в природных условиях. По его мнению, свинец был добавлен египтянами специально в целях профилактики глазных инфекционных болезней .

Женщины из племён берберов и бедуинов рисовали вертикальную линию от нижней губы к подбородку и через крылья носа.

Женщины из Сомали и Эфиопии наносили кайал для защиты от песка, солнца, сглаза .

Запад Африки

Народам хауса и фульбе также был известен кайал . Также он использовался народами туарегов , волофов , мандинков , сонинке , дагомбов , канури и мусульманскими народностями в регионах Сахель и пустыни Сахара .

Красились мужчины, дети, пожилые люди, особенно на свадьбы, курбан-байрам или джума-намаз .

Женщины рисовали такие же вертикальные линии от нижней губы к подбородку.

Юг Азии

В Индии кайал известен под именем сурьма, готовится в домашних условиях и используется женщинами и детьми для сплошной подводки глаз по кругу для охлаждения и защиты от солнца (эти представления существуют на уровне поверий и не имеют под собой физических оснований).

В культуре Панджаби сурьма используется в церемониальной функции для характеристики социального статуса во время праздников или религиозных событий мужчинами. Макияж делает жена брата или мать.

Женщины ставят точки на лбу ( бинди ) себе и детям от сглаза. Исполнители танцев Бхаратанатьям используют кайал для подводки глаз и бровей, чтобы придать мимике выразительность.


Вред «натурального» кайала

Нанесение бинди

Современные ингредиенты и способы приготовления кайала разнятся. В Северной Африке и на Среднем Востоке в домашних условиях всё ещё используют сульфид свинца , на западе на мануфактурном производстве — древесный уголь, аморфный углерод (сажа). Растительные масла и масла семян, орехов, смолы часто являются связующими компонентами.

Курдский «домашний» кайал

Появляется много данных о вреде длительного использования косметики с сульфидом свинца ( анемия , высокое кровяное давление, катаракта ) и данных, что сульфид свинца в косметике не впитывается в кровь и потому безвреден .

Китайские исследователи искали научные доказательства тому, что сульфид свинца вокруг глаз бережёт зрение от воздействия солнца . Они выяснили, что плёнка с нанесённым сульфидом свинца имеет высокую степень поглощения и низкую — проводимости ультрафиолета.

В 1990-е были проведены масштабные анализы азиатской косметики — почти все карандаши содержали до 84 % свинца. Образцы из Омана и Каира содержали галенит .

Десятилетие спустя, в Египте и Индии в трети образцов в составе кайала, произведённого на продажу, нашли свинец, а остальных двух третях — уголь, цинкит куприт , гётит , силиконы или тальк , гематит , сурик и растительные масла.

Современная косметика

Карандаши для глаз западных производителей косметики, маркируемые kohl , не имеют ничего общего с традиционными азиатскими кайалами — они не содержат свинца, сажи (некоторые фирмы всё же включают её в свой состав), растительных масел. Если маркировка указывает на допустимость попадания на слизистую оболочку глаза, кайалом можно рисовать по линии роста ресниц на нижнем веке с его внутренней стороны. Пудра-кайал, лишь имитирующая азиатские порошки, при соприкосновении с влажной линией века преобразуется в стойкий крем.

Хотя кайал зрительно уменьшает глаза, он добавляет выразительности взгляду. Более мягкий, чем контурный карандаш, он даёт менее стойкую и непривычно толстую растушёванную линию, что может быть ошибочно принято за некачественность товара. Выпускается различных оттенков, иногда двух цветов с разных сторон карандаша.

Интересные факты

Теда Бара с макияжем традиционным кайалом
  • Однокоренное к слову « алкоголь » — происходит от арабского الكحل (al-kuħl) «порошкообразная сурьма » . С XVII века значение слова в европейских языках расширилось — им стали обозначать все продукты возгонки .
  • Актриса немого кино Теда Бара всегда использовала кайал на съёмках.
  • Капитан Джек Воробей , главный персонаж фильма Пираты Карибского моря , использовал кайал, так как Джонни Депп ассоциировал странническую жизнь бедуинов и пиратов.
  • В песне Miss Sarajevo группы U2 , упоминается кайал «Is there a time for kohl and lipstick? / a time for curling hair / is there a time for High Street shopping? / to find the right dress to wear».

Примечания

  1. Studies in Ancient Technology, Volume III, (Brill Archive), p.18.
  2. Anal. Chem., 2010, DOI: 10.1021/ac902348g
  3. National Geographic от 22 августа 2012 на Wayback Machine
  4. Katheryne S. Loughran, ’’Somalia in word and image’’, (Foundation for Cross Cultural Understanding: 1986), p.166.
  5. Sergew Hable Selassie, ’’Ancient and medieval Ethiopian history to 1270’’, (Printed by United Printers: 1972), p. 26.
  6. Alan Donovan, My journey through African Heritage, (Kenway Publications: 2004), p. 62.
  7. . Дата обращения: 5 августа 2012. 3 декабря 2012 года.
  8. Alkhawajah A. M. «Alkohl use in Saudi Arabia: Extent of use and possible lead toxicity» Tropical Geographical Medicine, 1992 Oct; 44 (4):373-7.
  9. Al-Saleh I, Nester M. DeVol E., Shinwari N., Al-Shahria S. «Determinants of blood lead levels in Saudi Arabian schoolgirls» International Journal of Environmental Health, 1999 Apr-Jun; 5(2):107-14.
  10. Nir A., Tamir A., Nelnik N., Iancu T.C. «Is eye cosmetic a source of lead poisoning?» Israel Journal of Medical Science, 1992 Jul; 28 (7): 417-21.
  11. Rahbar M.H., White F., Agboatwalla M., Hozhbari S., and Luby S. «Factors associated with elevated blood lead concentrations in children in Karachi, Pakistan» Bulletin of the World Health Organization. 2002, 80 (10):769-775.
  12. Mahmood Z. A., Zoha S. M., Usmanghani K., Hasan M. M., Ali O., Jahan S., Saeed A., Zaihd R., Zubair M., Pak. J. Pharm. Sci., Vol.22, № 1, January 2009, pp. 107—122. KOHL (SURMA): Retrospect and prospect
  13. Li-Yun C., Wen H., Jian-Feng H. and Jian-Peng W. (2008). Influence of deposition voltage on properties of lead sulfide thin film. American Ceramic Society Bulletin,87(6): 9101-9104
  14. Hardy A. D., Vaishnav R., Al-Kharusi S. S., Sutherland H. H., Worthing M. A., J Ethnopharmacol. 1998 Apr; 60(3): 223-34. Composition of eye cosmetics (kohls) used in Oman
  15. al-Hazzaa S. A., Krahn P. M., Int Ophthalmol. 1995; 19 (2): 83-8. Kohl: a hazardous eyeliner
  16. Parry C., Eaton J., Environ Health Perspect. 1991 Aug; 94: 121-3. Kohl: a lead-hazardous eye makeup from the Third World to the First World
  17. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 71.
Источник —

Same as Кайал