Interested Article - Амшенцы
- 2021-06-23
- 1
Амше́нцы , амше́нские армяне , хамше́нские армяне ( арм. Համշենցիներ ); хемши́ны , хемши́лы ( тур. Hemşinli ) — субэтническая группа армян , исповедующая ислам в Турции и частично христианство , проживающая на юго-восточном побережье Чёрного моря – от провинции Самсун в северной части Турции до юга России. Существуют также значительные общины в провинции Измит в западной Турции, в различных городах Средней Азии и Казахстане , среди иностранных рабочих в Германии . Небольшая часть также живёт в Армении . Общая численность амшенцев может достигать 800 тыс. человек. [ источник не указан 217 дней ] .
Говорят на диалектах и говорах армянского и турецкого языков.
История
Армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами в 791 году свои владения в Артазе , переселили 12 000 семей в пределы Византийской империи . Гевонд , автор конца VIII века сообщает:
Лишившись всего имущества, голые, босые, голодные, нуждающиеся в пище, хотя уже и поздно, они решили перейти в страну греческую. Число их, говорят, было до 12,000 мужей с женами и детьми. Предводителями их были Шапухр, из рода Аматуни, Хамам, сын его и другие из вельмож армянских и их всадников. Немилосердые неприятели погнались за ними и настигли их на пределах Иверии, в области Ког; но были разбиты и обращены в бегство; а сами они перешли реку Акампсис, которая, протекая по стране тайкской на северо-запад через Егерию, впадает в Понт . По переходе их через реку, слух о них скоро дошел до императора Константина, который призвал их к себе, наградил почестями вельмож и их всадников; а остальной народ поселил в плодоносной и богатой стране .
Они основали город Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Хамамшен и далее в (таково армянское и местное название; официальное турецкое название — Hemşin). Этническая группа, практически отрезанная от остальной части армянского этноса , сохранила особый диалект. Амшенцы, особый народ с некоторыми традиционными чанскими характеристиками, между VII—XI веками были арменизированы Багратидами из Испира [ привести цитату? 497 дней ] .
Большинство амшенских армян были христианами и принадлежали Армянской апостольской церкви . В 1461 году Амшен был захвачен турками . После османского завоевания на протяжении XVI — XVIII веков значительное число амшенцев приняло ислам , однако сохранило свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли восточные районы Трапезундского вилайета Османской империи .
Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон , Гиресун , Орду , Самсун , на запад Турции ( Адапазары , Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи . Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века , в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции , большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.
Среди амшенцев, переселившихся на черноморское побережье Кавказа, выходцев из Амшена практически нет; преобладают самсунцы, трапезундцы и ордуйцы. При знакомстве принято интересоваться «происхождением» собеседника. Считается, что трапезундские амшенцы, внешне более светлые, относительно высокие, с «крупными» чертами лица, добродушны, меланхоличны и немного ленивы, в то время как амшенцы из Орду и Самсуна — активные, даже агрессивные, к тому же неисправимые сквернословы. Согласно шутливой традиции, при выборе мужа предпочтение отдаётся именно выходцам из Орду и Самсуна как более предприимчивым и способным обеспечить семью, а жениться надо на девушках из Трапезунда, скромных и покладистых в отличие от своенравных и «языкастых» девушек из Орду и Самсуна.
Группы и подразделения
Амшенцев принято делить на следующие группы:
Западная группа , или баш-хемшины , проживают в основном в горных деревнях ила Ризе . Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины хемшилов проживают далеко на западе Турции в илах Стамбул , Эрзурум , Сакарья , Дюздже , Коджаэли и Зонгулдак . Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый hемшинче .
Восточная группа , или хопа-хемшины также исповедует ислам суннитского толка и проживает в иле Артвин , большей частью в городе Кемальпаша (Макриали), в районе Хопы, а также в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка.
Восточные амшенцы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:
- Турцеванцы (в том числе джермакци) — наиболее многочисленная группа
- Ардлецы
- род Топалоглу (отдельная группа, причисляющая себя к хопа-хемшилам)
Северную группу составляют потомки неисламизированной части амшенцев, которые покинули Хамшен в период обращения в ислам остального населения и обосновались поначалу в районах Самсуна (Джаник, Куршунлу, Чаршамба), Орду , Гиресуна и Трабзона (в долине Кара-дере, «Чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи , в Абхазии и Адыгее . Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и предпочитают называть себя по местностям в Турции, откуда прибыли их предки. Как и амшенцы восточной группы, они говорят на амшенском диалекте, называя его hяйрен (армянский). Среди особенностей диалекта — «оканье», замена звука «р» на «й», использование суффикса «-уш» вместо «-ел» при образования глагольного инфинитива и «-ал» - в неопределенной форме глагола и др.
Амшенцы северной группы подразделяются на следующие локальные подгруппы:
- Джаник-ордуйцы (в том числе уньецы, термецы, чаршампацы, фатсацы)
- Трабзонцы (в том числе мала)
Современное положение амшенцев в мире
Амшенцы Турции
В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев (хемшилов) в Турции. Первый игровой фильм на хемшинском диалекте, «Моми» («Бабушка»), был снят в 2000 году. Амшенский певец (Gökhan Birben), представитель Западной группы, и лазский певец Кязым Коюнджу также поют на хемшинском диалекте. В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на хемшинском, под названием «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova — Hamşetsu Ğhağ).
Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (то есть «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы ), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации.
Месут Йылмаз , бывший премьер-министр Турции, уроженец Стамбула, происходит частично из западно-амшенской семьи. Другие известные амшенцы — министр образования (Ahmet Tevfik İleri), родившийся в деревне (Гомно), и (Murat Karayalçın), лидер (SHP) и бывший мэр города Анкара. Амшенцем был главный визирь Османской империи (Damat Mehmet Ali Pasha).
В последнее время в местах традиционного расселения амшенцев в Турции возросло число туристов, которых привлекает красота таких мест как Ризе , Хопа и . Многие амшенцы возмущены таким внезапным туристическим бумом, из-за которого подвергаются опасности местная природа и культура. «Айдер начал вырождаться после того, как дорога соединила его с соседним городом » — говорит местный амшенский активист Сельчук Гюней, который считает своей целью охрану родных мест — долины (Fırtına, Furtuna), находящейся по соседству.
Амшенцы в России и бывшем Советском Союзе
В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошёл Батумский округ , на территории которого располагались двенадцать хемшильских сел.
25-26 ноября 1944 хемшилы вместе с греками , курдами , турками -месхетинцами были депортированы из Аджарии как «неблагонадежное население» в Киргизию и Казахстан . Большинство из них поселили малыми группами в Южной Киргизии (главным образом, в районе Оша и Джалалабада ), небольшую часть — в Чимкентской и Джамбулской областях Казахстана. В 1956 их освободили от административного надзора, но не дали вернуться в те места, откуда они были высланы.
В 1982—1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули около 200 хемшильских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.
В конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению . Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.
После распада Советского Союза большинство амшенцев жили в относительном спокойствии, однако амшенцы Абхазии оказались втянутыми в грузино-абхазскую войну на стороне абхазов.
В Краснодарском крае амшенцев, как и турок-месхетинцев , не прописывали и не выдавали им российских паспортов. С 2000 несколько сот амшенцев-мусульман, переселившихся из Казахстана и Киргизии в Краснодарский край (в основном в район Апшеронска ), пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но получили отказ. Амшенские организации обратились в защиту своих собратьев с письмами в адрес российского посла в Ереване с просьбой о помощи российских федеральных властей в предоставлении амшенцам-мусульманам законного статуса.
Среди амшенцев-христиан растёт интерес к своей культуре и истории. В 2006 в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». Научно-информационный и культурный центр начал работу по восстановлению культурного наследия амшенцев, проживающих в регионе. В Сухуме издаётся газета «Амшен».
Численность хемшилов в Российской Федерации — 1,5 тыс. человек. Большинство живёт в Краснодарском крае (1 тыс. чел), наиболее компактно — в Апшеронском и Белореченском районах , а также в Каменском районе Ростовской области и Грибановском районе Воронежской области .
Культура
Амшенцы известны как рассказчики забавных анекдотов, загадок и историй. Некоторые из анекдотов, рассказываемых амшенцами-мусульманами, основаны на более древних армянских рассказах, претерпевших «дехристианизацию».
Свои танцы амшенцы сопровождают самобытной музыкой, используя тулум (понтийскую волынку, Западная,ранее также Северная группа), кеменче (народную понтийскую скрипку), шимшир-кавал (самшитовую флейту, Восточная группа) и хамшна-зурну (амшенскую зурну, Северная группа).
Традиционными занятиями амшенцев Турции является выращивание чая и кукурузы , животноводство и пчеловодство . Амшенцы северной группы, проживающие на юге России и в Абхазии, занимаются выращиванием цитрусовых, табака, кукурузы, чая, разведением тутового шелкопряда , а также рыбной ловлей. Некоторые из амшенцев (как мусульмане, так и христиане) известны в местах проживания как видные кондитеры, держатели ресторанов и транспортники. Амшенцы Турции являются отменными оружейниками.
Признание в армянском обществе
Большинство армян признаёт амшенцев, как мусульман, так и христиан, армянами.
В октябре 2005 года в г. Сочи состоялась научная конференция по вопросам Амшена. Конференция была организована Институтом истории Академии наук Республики Армения, Московской региональной общественной организацией «Русско-армянское содружество» (комиссия Ай Дата АРФ Дашнакцутюн) при содействии Армянского научного информационно-культурного центра «Амшен» и газеты армян России «Еркрамас».
Учёные из разных стран (Армении, России, США, Германии и Ирана) собрались для обсуждения истории Амшена. В докладах рассматривались такие темы, как «Состояние Понта и Армении в период с 1914 по 1921 год», «Геноцид армян Амшена с 1915 по 1923 гг.», «Армяне Абхазии на стыке столетий», «Амшен: историко-географический обзор». Конференция завершилась выступлениями амшенских музыкальных коллективов Кубани.
См. также
Примечания
- .
- Anthony Gorman and Andrew Newman (Historical Consultants). Hamshenis // (англ.) / Jamie Stokes (Editor). — New York: Infobase Publishing, 2009. — P. 275. — 824 p. — ISBN 978-0-8160-7158-6 .
- Гевонд , История халифов, II
- Bryer, Anthony. Peoples and settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. — Variorum Reprints, 1988. — С. 193.
- . 4 мая 2015 года. // Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- .
Литература
- Աճառեան, Հրաչեա. Քննութիւն Համշէնի բարբառի. Երևան, 1947։
- Բժշկեան, Մինաս. Պատմութիւն Պոնտոսի որ է Սեաւ Ծով. Վենետիկ, 1819:
- Թոռլաքյան Բ. Գ. Համշենահայերի ազգագրությունը // Հայ ազգագրություն և բանահյուսություն. Նյութեր և ուսումնասիրությյուններ. Երևան, 1981. № 13։
- Խաչիկյան Լ. Ս. Էջեր համշինահայ պատմությունից // Բանբեր Երևանի համալսարանի. 1969. № 2. էջեր 115-144։
- Մուրադեան Հ. Համշենցի հայեր. Թիֆլիս, 1901:
- Bryer, Anthony; Winfield, David. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. 2 vols. (Dumbarton Oaks Studies; 20, Washington, D. C.: Dumbarton Oaks, 1985)
- Chirikba, Viacheslav, In: Evidence and Counter-Evidence. Festschrift Frederik Kortlandt. Volume 2, SSGL 33. Amsterdam — New York: Rodopi, p. 51-67 ( ISBN 978-90-420-2471-7 )
- Dumézil, George. Trois recits dans le purler de armeniens musulmans de Hemsin. In: Revue des Etudes Armeniens . Nouvelle seria, t. IV. 1967
- Magnarella, Paul. Yayla. A Pasture above the Clouds. In: The World & I. 1989, May
- Simonian, Hovann, ed. The Hemshin: A Handbook, Curzon Press, December 30, 2006 ( ISBN 0-7007-0656-9 )
- . — Harvard University, 2001. 12 сентября 2006 года.
- Vaux, Bert; LaPorta, Sergio and Tucker, Emily. Ethnographic Materials from the Muslim Hemshinli. In: Annual of Armenian Linguistics. Vol. 17 (1996).
- "Амшен-Понтос": Мат. к ист.-культурологическому словарю понтийских армян / Под ред. М. В. Козуба (Татула). — Вып. 1-4. — Краснодар, 2009-2011.
- Армяне Северного Кавказа: Сб. статей (Studia Pontocaucasica. II). — Краснодар, 1995.
- Волкова Н. Г. Армяне Абхазии: (Вопросы этнокультурных контактов) // Полевые исследования института этнографии. 1979. — М., 1983. — С. 105-114.
- Кузнецов И. В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. — М.: Наука, 1995.
- Кузнецов И. В. Турки-хемшилы или исламизированные армяне? (случай «неясной» этнической идентичности // Диаспора. — 2000. — № 1-2. — С. 226-258.
- Курылев В. П. Некоторые малые этнические группы Южного Казахстана (греки, курды, турки, хемшилы) // Материалы полевых этнографических исследований. 1988-1989 гг. — СПб.: Ин-т этнографии и антропологии АН СССР, СПб. филиал, 1992.
- Марр Н. Я. Материалы по хемшинскому наречию армянского языка // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук. — Т. 1. — Л., 1925. — С. 73-80.
- Меликсет-Беков Л. М. Pontica Transcaucasica Ethnica (по данным Миная Медичи от 1815-1819) // Советская этнография. — 1950. — № 2. — С. 163-175.
- Минасян М. Г. Армяне Причерноморья. Ер., 1990.
- Тер-Саркисянц А. Е. Современный быт армян Абхазии // Кавказский этнографический сборник. — М., 1984. — Вып. 8. — С. 3-21.
- Торлакян Б. Г. Этнография амшенских армян / Пер. с арм. // Амшенская библиотека. № 1. Историко-этнологический сборник. Краснодар, 2002.
- Хемшилы // / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2008. — С. . — ISBN 978-5-287-00607-5 .
- : [ 16 августа 2022 ] / Тер-Саркисянц А. Е. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2015.
Ссылки
- Многоязычный амшенский форум
- . Архивировано из 18 июня 2009 года. на форуме «Open Armenia». Множество полезной информации об Амшене.
- Агаджанян, Михаил . Фонд Нораванк (26 января 2007). 5 марта 2016 года.
- . Архивировано из 23 января 2011 года. статья Артавазда Тулумджяна в журале «Анив»
- эссе Карена Ханларяна (Иран)
- Бондарь Н. И.
- Газета армян России (г. Краснодар) регулярно публикует материалы об Амшенцах.
- В Краснодаре вышел диск с песнями, исполняемые на амшенском диалекте армянского языка
- Симонян Мгер. . Дата обращения: 10 февраля 2010. Архивировано из 3 августа 2013 года.
- — статья в Armeniapedia (англ.)
- (тур.) . Архивировано из 30 ноября 2005 года. — интервью с режиссёром фильма «Моми»
- (тур.) . NTV-MSNBC (21 октября 2005). 12 февраля 2006 года.
- — сайт хемшилов Турции (тур.) (нем.)
- Кузнецов И. В. . Центр понтийско-кавказских исследований.
- 2021-06-23
- 1