Interested Article - Марш Черномора
- 2021-10-07
- 2
« Марш Черномора » — марш из оперы М. И. Глинки « Руслан и Людмила » (1842), один из ключевых и наиболее известных её эпизодов. Датой создания считается 1838 год. Марш представляет собой инструментальную характеристику одного из персонажей оперы, карлика Черномора, лишённого вокальной партии. Часто исполняется как самостоятельная пьеса, в том числе в фортепианной обработке Ференца Листа .
История
В 1836 году состоялась премьера первой оперы Глинки « Жизнь за царя », и уже в конце 1830-х годов он начал работать над второй, на сюжет пушкинской поэмы « Руслан и Людмила » . Марш Черномора стал одним из первых номеров, написанных для этой оперы .
В апреле 1838 года Глинка, занимавший в то время пост дирижёра Придворной певческой капеллы , отправился на Украину с целью набора певчих. Его сопровождали двое помощников: учитель пения Д. Н. Палагин и певчий Н. Н. Шеин . На обратном пути они задержались в Качановке — имении помещика Г. С. Тарновского, у которого был неплохой оркестр . Вспоминая об этой поездке в своих «Записках» (завершённых в 1855 году ), Глинка писал: «В портфеле моем нашлись два №, приготовленные для „Руслана“: Персидский хор — „Ложится в поле мрак ночной“ — и марш Черномора, обе эти пьесы слышал я в первый раз в Качановке; они были хорошо исполнены, в марше Черномора колокольчики заменили мы рюмками, на которых чрезвычайно ловко играл Дмитрий Никитич Палагин» . Глинка не уточняет, когда именно были созданы эти номера; сохранившиеся автографы также не датированы. Во всяком случае, марш Черномора был создан до поездки на Украину, то есть до апреля 1838 года .
В общей сложности работа над оперой заняла около шести лет: партитура была завершена в 1842 году. В то время в Петербурге выступал с концертами знаменитый Ференц Лист . Ещё в 1842 году он познакомился с партитурой оперы, а в 1843 году побывал на одном из спектаклей. Впоследствии Лист создал собственную фортепианную транскрипцию марша Черномора, благодаря чему этот номер стал известен в Европе и обрёл популярность .
Состав оркестра
2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета , 2 фагота , контрафагот , 4 валторны , 2 трубы , 3 тромбона , колокольчики , струнные ; духовой оркестр .
Общая характеристика
Марш Черномора звучит в четвёртом акте оперы . Относительно этого эпизода в партитуре имеется подробная авторская ремарка: «Появляется шествие: из глубины сцены выходят музыканты (духовой оркестр). За ними идут рабы и подвластные Черномора, наконец, и сам волшебник Черномор — старик-карлик с огромнейшей бородой, которую несут на подушках арапчата» . Примечательно, что Черномор лишён вокальной характеристики; его портрет рисуется исключительно инструментальными средствами . По словам Б. В. Асафьева , Глинка создаёт «…неуловимо изменчивый и причудливый образ восточного деспота, хилого, но властного, ум которого признаёт лишь рабское подчинение и жаждет иметь к своим услугам лишь пленённую красоту» .
Марш состоит из главной части и трио, после которого вновь повторяется главная часть . О появлении Черномора возвещают фанфарные возгласы труб. Марш звучит грозно, помпезно — и вместе с тем угловато, гротескно. Яркая оркестровка — пиццикато струнных, стаккато деревянных духовых, мерцающее звучание колокольчиков — рисует картины волшебного царства . Многие авторы, писавшие о музыке Глинки, отмечали свойственное этому маршу смешение страшного и смешного, зловещего и комического . Г. А. Ларош , признавая общую карикатурность образа Черномора, замечает тем не менее, что марш этого персонажа «проникнут какою-то колоссальной, чудовищною силой» . Б. В. Асафьев также полагает, что марш Черномора «жуток при всей своей причудливости» . По его мнению, «интонации „черноморности“» составляют в опере основной контраст темам «солнечности, человечности, мужественности и любви» .
Л. В. Кириллина усматривает в марше Черномора преемственность с традициями французской оперы и балета, в частности, номерами, призванными воплотить иноземное, необычное, гротескное. Таким прообразом могли, в частности, послужить «воинственные» танцы скифов из парижской оперы Кристофа Виллибальда Глюка « » (1779). По словам Кириллиной, «гротескный марш Черномора» восходит к «янычарской музыке» скифской сюиты Глюка .
Значение и влияние
Для создания образа зловещего карлика Глинка новаторским образом применил ладовые средства . Г. А. Ларош писал о марше Черномора, что он «не принадлежит ни к какому тону» ; Б. В. Асафьев, называя это произведение «гениальным», замечал, что Глинка в нём «как никто ещё, воспользовался законом интонационно-слуховой аберрации» ; С. М. Слонимский видел в марше Черномора образец «горизонтальной политональности » и первую в европейской профессиональной музыке «сложноладовую структуру» . Вместе с тем так называемая «гамма Черномора» (целотонная), впервые в мировой музыкальной литературе применённая Глинкой для характеристики этого персонажа , именно в марше не встречается .
В литературе неоднократно указывалось на некоторую преемственность музыки Сергея Прокофьева по отношению к традиции, заложенной Глинкой. Так, по мнению И. В. Нестьева , биографа русского и советского композитора, это проявлялось у него в стремлении к «живой натуре, к меткому человеческому портрету и поэтизации природы». Что касается знаменитого марша из «Русланы и Людмилы» с его характерными «угловатыми линиями и резко акцентированной ритмикой», то в нём, по наблюдению Нестьева, находится прямой прообраз «стихии фантастических маршей и шествий Прокофьева» .
В исполнительской практике
Марш Черномора — возможно, самый знаменитый эпизод оперы «Руслан и Людмила» . Он часто исполняется как самостоятельный концертный номер, в том числе в различных аранжировках (как для ансамблей, так и для солистов) . Существует переложение для духового оркестра уменьшенного состава, выполненное в 1880-х годах Н. А. Римским-Корсаковым . Фортепианная обработка Листа известна под названием «Черкесский марш» . Она звучит в фильме 1952 года « Композитор Глинка » режиссёра Григория Александрова , где Ференца Листа играет Святослав Рихтер . Киновед Ростислав Юренев писал в своей рецензии, что последний исполнил марш «с огромным темпераментом», играя не в обычном своём стиле, а в виртуозной, эффектной манере «под Листа» .
Примечания
- , с. 61.
- ↑ , с. 359.
- , с. 61—62.
- ↑ , с. 24.
- , с. 5.
- , с. 83.
- , с. 172—173.
- ↑ , с. 361.
- , с. 63.
- ↑ , с. 235.
- Глинка М. И. Руслан и Людмила. Клавираусцуг / Ред. М. Балакирева и С. Ляпунова. — Государственное музыкальное издательство. — С. 251. — 356 с.
- , с. 233.
- ↑ Дарья Черкасова. . Arzamas . Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
- , с. 159.
- ↑ , с. 178.
- , с. 136.
- , с. 135—136.
- , с. 160.
- , с. 161.
- , с. 209.
- , с. 135.
- , с. 159—160.
- , с. 12.
- , стб. 897.
- , с. 127.
- , с. 607.
- Майкапар А. Е. . Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
- , с. 94—96.
- Рамазанова Н. В. . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 14 мая 2021. 14 мая 2021 года.
- , стб. 295.
- , с. 157.
Литература
- Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
- Васина-Гроссман В. А. // Советская музыка. — 1951. — № 5 . — С. 125—128 .
- Гамма Черномора // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — Стб. 897—898.
- Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Кириллина Л. В. Традиции Люлли и русская опера // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14—17 октября 2014 года / РАМ им. Гнесиных. — М. : ПРОБЕЛ-2000, 2015. — С. 203—221. — 536 с. — ISBN 978-5-98604-481-1 .
- Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1953. — 195 с.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1988. — Т. 2. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
- Мильштейн Я. И. Лист Ференц // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — Стб. 284—296.
- Михеева Л. В., Кенигсберг А. К. Испанские увертюры // 111 увертюр, симфонических поэм, сюит и картин. — СПб. : Культ-информ-пресс, 2002. — С. 364—367.
- Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М. : Советский композитор, 1973. — 713 с.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
- Руслан и Людмила // Сто опер / М. Друскин . — Л. : Музыка, 1987. — С. 231—235.
- Слонимский С. М. Русское чудо (Творчество Глинки) // Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке. — СПб. : Композитор, 2004. — С. 7—35.
- Юренев Р. Н. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. — М. : Искусство, 1981. — 336 с.
Ссылки
- . YouTube .
- . YouTube .
- 2021-10-07
- 2