Interested Article - Ах ты, ночь ли, ноченька

«Ах ты, ночь ли, ноченька» романс М. И. Глинки на стихотворение А. А. Дельвига . Написан в 1829 году; близок к жанру лирической «русской песни».

История

Как и в случаях многих других произведений Глинки, существует свидетельство самого композитора об истории создания романса. В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) Глинка вспоминал: «Летом того же 1828 года Михаил Лукьянович Яковлев — композитор известных русских романсов и хорошо певший баритоном — познакомил меня с бароном Дельвигом, известным нашим поэтом. <…> Барон Дельвиг передал для моей музыки песню „Ах ты, ночь ли, ноченька“» .

Автограф романса не сохранился. Впервые он был опубликован в 1831 году в «Санкт-Петербургском вестнике»; затем, в 1832 году, перепечатан в «Северном музыкальном альбоме». Впоследствии романс переиздал Ф. Т. Стелловский .

Общая характеристика

В раннем своём творчестве Глинка создал несколько произведений в жанре «русской песни», то есть стилизации романса под народную песню . Примечательно, что четыре из них написаны на стихи А. Дельвига — поэта, которому особо близка была русская песня и который стремился передать её дух и особенности построения в собственном поэтическом творчестве . О. Е. Левашёва , характеризуя эти песни как «своего рода этюды в овладении народной тематикой», отмечает некоторую условность их стилистического облика . Б. И. Загурский считает, что они «весьма ярки по верно усвоенному колориту и интонациям народной песни», однако наиболее характерные особенности народной песни в них отражены не напрямую, а в преломлении через устоявшуюся романсовую традицию .

Размер стихотворения Дельвига — хорей — является определяющим для ритмической организации романса. О. Е. Левашёва видит в его музыке «переосмысление плясового напева»: отчётливый ритм и аккомпанемент «гитарного» типа связывают глинковскую «Ночь» с традицией плясовой песни . М. А. Овчинников также отмечает танцевальное начало «Ноченьки», однако с оговоркой, что «нет в этом танце привычной радости, всё в нём полно тревоги и напряжения» . По Овчинникову, в этой «исповеди „добра молодца“» нашла выражение извечная «грусть-тоска», присущая русскому фольклору и являющаяся неотъемлемой частью народного характера. Простая, незамысловатая мелодия прекрасно передаёт настроение мо́лодца, чьей душе оказался созвучен образ «бурной ноченьки», овеянной печалью и тоской . Б. В. Асафьев , считая этот романс Глинки близким к «сентиментально-альбомной идиллической песенности», отмечает тем не менее глубину, ясность и правдивость музыкального языка Глинки, присущую ему задушевность и теплоту . А. Е. Майкапар называет в числе общих черт «русских песен» Глинки простоту и сдержанность выражения; по его мнению, в «Ноченьке» именно простота фактуры подчёркивает русскую песенную природу глинковского романса . Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов замечают, что «русские песни» Глинки, помимо их самостоятельного значения, стали также для композитора своего рода «оперными этюдами», в которых он овладевал песенной традицией русской оперы .

Исполнители

В числе исполнителей романса в разные годы были А. Ф. Ведерников , С. Я. Лемешев , Ю. А. Гуляев , Б. Р. Гмыря , А. А. Иванов , А. В. Нежданова , Г. А. Писаренко , Н. А. Казанцева и др. .

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 35.
  3. , с. 7.
  4. , с. 166.
  5. , с. 9.
  6. Майкапар А. Е. . Дата обращения: 8 мая 2021. 3 февраля 2020 года.
  7. , с. 167.
  8. , с. 27.
  9. , с. 168—169.
  10. , с. 90.
  11. , с. 89—90.
  12. , с. 248, 255.
  13. , с. 127.
  14. , с. 107—108.
  15. , с. 21.

Литература

  • Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
  • Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1986. — Т. 1. — С. 5. — 160 с.
  • Загурский Б. И. . — М.; Л.: Музгиз, 1948.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
  • Ливанова Т. Н. , Протопопов В. В. . — М. : Музгиз, 1955. — Т. 1. — 404 с.
  • Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
  • Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.

Ссылки

  • . Русская виртуальная библиотека . Дата обращения: 8 мая 2021. 10 мая 2021 года.
  • . Дата обращения: 8 мая 2021. 5 мая 2021 года. (см. раздел «Ах ты, ночь ли, ноченька»)
Источник —

Same as Ах ты, ночь ли, ноченька