Interested Article - Хозяйка Медной горы

Хозя́йка Ме́дной горы́ ( Малахитница, Азовка-девка [ неавторитетный источник ] , Каменная девка ) — персонаж легенд уральских горняков , мифический образ духа-хозяйки Уральских гор , Гумёшевского рудника («Медной горы») , вымышленный писателем П. П. Бажовым . Получила известность в сборнике сказов « Малахитовая шкатулка » П. П. Бажова. Горный дух и дух-хранитель ценных минералов .

В фольклоре представлялась как прекрасная девушка в платье из «шёлкового малахита », или ящерица с короной, что нашло отражение на гербе города Полевской и клейме полевской меди . В фольклоре иногда ассоциируется с девкой Азовкой .

Облик

Хозяйка Медной горы на почтовых марках (две левых иллюстрации). Россия, 2004 год
Скульптура в музейном комплексе Северская домна

Хозяйка Медной горы предстаёт в образе прекрасной зеленоглазой женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шёлкового малахита » , а порой — в виде ящерицы в короне .

В сказах Хозяйка дважды сама себя называет «каменной», а между тем Степан сообщает, что её «рука, слышь-ко, горячая, как есть живая».

Внешность Хозяйки представлена антропоморфной , нулевоморфной и гибридной ипостасями . Она является в обликах:

  • Необычная прекрасная девушка. Бажов описывал её так:

Девка небольшого росту… Из себя ладная… Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют, тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Гельгардт замечает, что данный образ возник по ассоциации с изломом малахита или открытым выходом углекислой меди (цвет, форма) . Одежда у Хозяйки из особого материала («камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить» ), отливает то медью, то алмазной сыпью. «Её красота и богатство — красота драгоценных камней и металлов рудника», а также признак инфернальности .

  • «Погань» с телом ящерицы и головой человека. Уже само наименование обозначает Хозяйку как «нечистое», сверхъестественное существо.

    «Вместо рук-ног — лапы у её зелёные стали, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья» .

  • Невидимый дух, проявляющийся акустически. Голос Малахитницы необычайно звонок . Она разговаривает на человеческом языке, однако чаще её речь неразборчива и подчёркнуто насмешлива .

    «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей» .

Поведение

Хозяйка Медной горы — владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства . Считалась покровительницей рудокопов .

Хозяйка враждебна начальству и всякого рода барским прислужникам, помогает она лишь смелым и свободолюбивым рабочим. Она самостоятельно распоряжается земными богатствами: по своему желанию может допустить или не допустить разработку, может «увести богатство» или наоборот — подарить его с помощью подвластных ей ящериц. Также в её подчинении имеется бурая кошка , которая ходит в земле под поверхностью, иногда выставляя наружу свои огненные уши .

По всей видимости, Хозяйка полюбила Степана и одарила собственной красотой его дочку Танюшку .

Фольклорная основа персонажа

Сказы, в которых упоминалась Хозяйка Медной горы, были придуманы П. П. Бажовым в ходе создания сборника «Дореволюционный фольклор на Урале», когда составитель сборника В. П. Бирюков посетовал, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Сказы вышли с пометкой, указывающей, что основаны они на устных преданиях, слышанных Бажовым в детстве от горняков в 1892—1895 годах . Детство Бажова проходило в городке Сысерть , где его отец трудился мастером на Сысертском металлургическом заводе . После их семья переехала на Полевской медеплавильный завод . Именно там Павел впервые услышал фольклорные предания от старого шахтёра Василия Алексеевича Хмелинина (дедушки Слышко), работавшего сторожем на дровяных складах и пересказывающего детям рассказы стариков .

« Медная гора » — неофициальное название Гумёшевского медного рудника (от стар. « гуменце » — невысокий пологий холм) .

Все-таки больше всего меня обманула Медная гора. Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала, покрытых хвойным лесом гор, но Медной горы не было. […]

Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нём даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами. Возвратившись с Гумешек, с азартом стал «уличать» отца в обмане, но отец спокойно повторял свое прежнее объяснение:

— Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле.

Бажов П. П. У старого рудника : часть II // Уральские сказы

Образ относится к разряду узколокализованных . Опрошенные в ходе фольклорной экспедиции 1981 года жители Полевской области не слышали о Хозяйке, знали о ней только по сказам П. П. Бажова. В то же время есть рассказчики, знавшие о Малахитнице из устных источников. Они отмечали её принадлежность «Медной горе» в самом Полевском — как «Хозяйку» градообразующего Гумёшевского медного рудника, открытого в 1702 году . В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность — он стал основным поставщиком зелёного поделочного камня — малахита (карбоната меди) — и являлся крупнейшим в то время месторождением медных руд на Среднем Урале , но к середине XX века был выработан.

Образ Хозяйки Медной горы уникален. Такое мнение высказывается многими фольклористами, в частности Лазаревым, Гельгардтом, Блажесом .

О происхождении персонажа «Хозяйка Медной горы» есть следующие гипотезы:

Интерпретации

Анализируя образ Хозяйки с точки зрения психоанализа , М. Н. Липовецкий приходит к выводу о сочетании в нём и танатоса (с преобладанием последнего). Он также обращает внимание на эпизоды, связанные с сопротивлением власти и символической кастрацией. «Хозяйка Медной Горы становится зловещим двойником и антагонистом патриархальной Родины-Матери » .

В сказе «Каменный цветок» (1936) с Хозяйкой Медной горы встречается мастер Данила, которому та помогает раскрыть свой талант. Р. Р. Гельгардт видит в его сюжете аналогию с новеллой Э. Т. А. Гофмана « Фалунские рудники » (1819) .

Экранизация образа

См. также

Примечания

  1. , с. 423.
  2. , с. 247.
  3. .
  4. , с. 217.
  5. , .
  6. , с. 148—149.
  7. , том 1, сказы.
  8. , с. 148-149, со ссылкой на , с. 177.
  9. , с. 148-149, со ссылкой на , с. 183.
  10. , с. 9.
  11. Скопина К. Мастер, кудесник: от 1 ноября 2020 на Wayback Machine . / Клара Скопина // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка./ П. П. Бажов; составитель и автор послесловия Клара Скопина; художник Геннадий Самойлов. — М.: Издательство «Республика», 1992. — 304с
  12. Бобрихин А. А. : [ 30 января 2021 ] // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4). — С. 46—48.
  13. , .
  14. , .
  15. , .
  16. , с. 145.
  17. , с. 225.
  18. .
  19. .
  20. .
  21. , том 1, к сказу «Медной горы Хозяйка».
  22. Бажов П. П. // Дореволюционный фольклор на Урале. — Свердловск : Свердлгиз, 1936.
  23. / под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского и под общ. руководством П. П. Семёнова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского . — СПб. : Издание А. Ф. Девриена , 1914. — Т. 5. Урал и Приуралье. — С. 444. — 669 с.
  24. , с. 9—10.
  25. , с. 146—148.
  26. Перфильев А. В. : [ 8 декабря 2015 ] // Полевской край: Историко-краеведческий сборник. — Екатеринбург : Уралтрейд, 1998. — Т. 1, № 3. — (Уральское краеведение). — ISBN 5-85383-129-1 .
  27. от 15 октября 2016 на Wayback Machine , на сайте Администрации Полевского городского округа
  28. , с. 212–230.
  29. Гельгардт Р. Р. Стиль сказов Бажова: очерки. — Пермское книжное изд-во, 1958. — С. 207—209.

Литература

Ссылки

  • Бажов П. П.
Источник —

Same as Хозяйка Медной горы