Почётный член Международного общества валторнистов (2019).
Содержание
Биография
Родился 17 октября 1956 года в
Кунцевe
Московской области в семье Фимы Абрамовича Шилклопера (1930—2013) и Серафимы Тимофеевны Шилклопер (урождённой Смирновой, 1933—2000). С 6 лет начал играть на
альтгорне
в духовом оркестре при Доме пионеров Кунцевского района города Москвы.
В 1976—1978 годы, параллельно с занятиями в академии, учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации Юрия Козырева (1933—2001), играл в оркестре
Лаци Олаха
(1911—1989) и в джаз-рок-ансамбле
.
В 1984—1986 годы в джазовом дуэте с
контрабасистом
Михаилом Каретниковым (1946—2006) записал грампластинку «Движение», изданную фирмой
«Мелодия»
в 1986 году. В 1990 году дуэт успешно выступил на
в
Москоу (Айдахо)
.
С 1988 года сотрудничал с пианистом и композитором
Михаилом Альпериным
(1956—2018). Альбом дуэта «Wave of Sorrow», выпущенный в 1990 году
ECM Records
, стал первым альбомом фирмы в российской джазовой дискографии.
Первый концерт дуэта в Западной Европе состоялся в 1989 году. Музыканты получили приглашение выступить на знаменитом норвежском фестивале
. За день до концерта дуэт посетил знаменитую Rainbow Studio в Осло и записал несколько авторских композиций Михаила Альперина с известным звукорежиссёром
.
Днём позже демо услышал продюсер фирмы ECM
и пригласил дуэт для записи альбома. Через год альбом был издан под названием «Wave Of Sorrow» и привлёк внимание европейских критиков. «Композиции Альперина невозможно классифицировать с точки зрения жанра, — писал Томас Ротшильд во „Франкфуртер Рундшау“. — Это большей частью афористичные пьесы, восходящие как к Бартоку, Шнитке или Куртагу, так и к Джарретту или Корреа. Они действительно уникальны, и должны быть услышаны».
Позднее Аркадий Шилклопер участвует в записи ещё трёх ECM-альбомов Михаила Альперина: «North Story» (1997), «First Impression» (1999) и «Her First Dance» (2007)
Moscow Art Trio
В 1990 году к присоединился энтузиаст русского аутентичного фольклора
Сергей Старостин
(вокал, кларнет, этнические инструменты), ансамбль получил название «Moscow Art Trio». Трио регулярно гастролировало и став заметным явлением в этно-джазовом направлении. Альбомы коллектива издавались на российской фирме Boheme Music и на немецком лейбле
, всего выпущено 11 альбомов трио.
Соло
С 1992 года выступает с сольными программами. Программа «Hornology» была записана в
Воскресенском Новоиерусалимском монастыре
в июне 1995 года и издана в 1996 году фирмой RDM, в 1998 году переиздана Boheme Music, a в 1999 году — японской фирмой Triton (
Classicsn).
«Pilatus» (2000)
«Zum Gipfel und zurück. Neue Alphornmusik» (2006)
Pago Libre
С 1995 года сотрудничает с интернациональным квартетом Pago Libre. С этим ансамблем записано 12 альбомов. Начиная с 1998 года всё чаще использует альпийский рог, и по сей день является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте.
В 1998—2002 годы записал 4 альбома с
.
Трио Mauve
В 2000—2004 годы — в трио Mauve с бразильским гитаристом
и австрийским контрабасистом Георгом Брайншмидом (
Georg Breinschmid
). Единственный альбом трио, изданный в 2002 году австрийской компанией «Quinton Records» получил
Hans Koller Preis
(Austrian State Prize) в номинации «Лучший альбом года»
.
Дуэт с Вадимом Неселовским
С 2010 года активно сотрудничает с пианистом Вадимом Неселовским.
Дуэт записал 3 альбома: «Last Snow» (ArtBeat), «Krai» (Neuklang) и «Lustrum»(Neuklang)
Аркадий Шилклопер об альбоме Krai:
«В понятие „край“ вложено достаточно много. Это и родная человеку сторона, и окончание временного периода, и границы пространства. Интересно, что в английском языке есть созвучное слово cry (по-русски читается как „край“), что в переводе означает „плач“.
В единую концепцию слились сразу несколько основ. Нам нравятся подобные многозначные названия. Они служат подтверждением того, что музыка — искусство абстрактное. Например, в композиции моего авторства „Интрада“ сложно проследить её причастность к названию программы. Но это мне тоже нравится, потому что у аудитории рождаются свои индивидуальные фантазии, а название порой может отвлечь от собственных эмоций, которые могут не совпадать с заглавием произведения».
Дуэт с Jon Sass
С 2011 года сотрудничает с американским тубистом Jon Sass (
Сасс, Джон)
Трио с Christian Zehnder & John Wolf Brennan
С 2011 года Аркадий регулярно выступает в трио со швейцарским мастером обертонного пения Кристианом Цендером (Christian Zehnder) и ирландско-швейцарским пианистом
.
Активно сотрудничает с камерными, симфоническими, духовыми и джазовыми оркестрами.
С 2012 года является послом международной негосударственной гуманитарной миссии «Посольство дельфинов», участвуя в неинвазивных исследованиях возможностей свободных дельфинов и китов — играя для них музыку. В частности, в 2015 году, в рамках проекта «межвидовой диалог», сыграл с дельфинами и китами
джем-сейшен
: сотрудники «посольства» опускали с борта лодки в океан
гидрофоны
, слушая через внешние колонки, что «поют» киты и дельфины в ответ на импровизации Аркадия
.
В 2017 году записал музыку к документальному фильму «
Интратеррестр
», получившему ряд наград международных кинофестивалей.
2004 — «Legend». Live in Belgrade. Moscow Art Trio, Bulgarian Voices «Angelite», Huun-Huur-To. Live Recording at Sava Center in may 2004
2007 — «Moscow Art Trio» and The Norvegian Chamber Orchestra
2012 — «Билингва». Документальный фильм. Режиссёр Анна Тугарева
2013 — «Inspiration and Improvisation]». Arkady Shilkloper talks to Sarah Willis on a Horn Hangout live from Berlin about his amazing career, improvising on the horn and on the alpine horn and even makes Sarah sweat a bit… September 2013
2013 — «Das Alphorn und die Sonne im Gepäck. Arkady Shilkloper auf dem Weg zur JazzBaltica». Dokumentarfilm, Deutschland, 2013, 58:33 Min., Buch und Regie:
Christoph Engel
, Produktion: ZDF, 3sat, Erstsendung: 28. September 2013 bei 3sat.
Награды
1997 — Премия Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз’Ухо» в номинации «Альбом года»: «North Story» (в составе квинтета Михаила Альперина, ECM), «Hornology» (соло, RDM), «Заговор медных» (с собственным «Акустик-квартетом», Ерматель) — по совокупности работ.
1998 — Премия Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз’Ухо» в номинации «Человек года». Музыкант, продемонстрировавший наиболее интересные и значимые для джазового процесса в России творческие усилия.
1999 — Премия Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз’Ухо» в номинации «Человек года». Лучший российский (в том числе и работающий за рубежом) джазовый музыкант.
2000 — Лауреат премии
Джаз-Богема
за выдающееся исполнительское мастерство, новаторство, смелое и плодотворное развитие новых музыкальных жанров, большую просветительскую работу, поддержку молодых музыкантов и достойное представление российской музыкальной культуры на мировой сцене.
2002 —
Hans Koller Preis
(Austrian State Prize) в номинации «Лучший альбом года». Трио Mauve с бразильским гитаристом
(Alegre Corrêa) и австрийским контрабасистом Георгом Брайншмидом (
Georg Breinschmid
) «Quinton Records 0106-2».
2013 — Гран-при на международном конкурсе фольклорной музыки
Еврорадио
им. С. Страчины в Братиславе за запись композиции «Дуэт для одного».
2019 — Консультативный совет Международного общества валторнистов в знак признания значительного вклада в развитии инструмента назначил Аркадия Шилклопера Почётным членом Международного общества валторнистов со всеми правами, привилегиями и почестями.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
26 декабря 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
26 декабря 2015 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
26 декабря 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
26 декабря 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
28 июня 2016 года.
.
JazzPeople
.
из оригинала
23 ноября 2016
.
Айсылу Кадырова.
(рус.)
Газета «Вечерняя Казань»
(15 июля 2016). Дата обращения: 18 марта 2020.
13 декабря 2017 года.
Литература
Болотин С. В.
Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. —
М.
: Радуница, 1995. — С. 318. —
4000 экз.
—
ISBN 5-88123-007-8
.
Петрова, Марта.
. —
М.
: Росмэн-Пресс, 2004. — 208 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-353-01628-9
.