Мир искусства (социология)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» — картина российского художника Бориса Кустодиева , начатая в 1910 году, но оставшаяся незаконченной. В настоящее время эскиз окончательного варианта картины, подписанный и датированный 1916–1920 годами, находится в Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв . Ж-1864); там же находится ряд отдельных этюдов.
Художественное объединение « Мир искусства » возникло в середине 1890-х годов из кружка студенческой молодежи, главным образом из выпускников гимназии К. И. Мая . Первым публичным выступлением общества стала «Выставка русских и финляндских художников», организованная в Музее Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в 1898 года мирискусником Сергеем Дягилевым , который в том же году при участии других членов объединения создал журнал « Мир искусства », под эгидой которого с 1899 по 1903 год состоялось пять художественных экспозиций . Наперекор академизму и передвижничеству мирискусники утверждали в своём творчестве приоритет эстетического начала в преобразовании окружающей действительности и стремились к синтетическому восприятию искусства, выдвигая на передний план требование художественной индивидуальности. Именно культивируемые ими утонченное декоративное стилизаторство, изящная орнаментальность, графическое начало, мотивы рококо и ампира сформировали эстетику русского модерна . В 1903 году объединение «Мир искусства» фактически распалось и официально прекратило своё существование, а большая часть его членов вошла в Союз русских художников . В 1904 году Дягилев приступил к устройству Таврической выставки портретов и пригласил к этому делу Кустодиева . Он был признан членом-учредителем нового общества, а также избран бывшими мирискусниками в число экспонентов петербургской выставки Союза. В 1905 года Кустодиев на постоянной основе стал участвовать в экспозициях Союза русских художников, в который он вступил только в 1907 году . Парадоксальным образом Кустодиев был экспонентом и московского Союза русских художников, и петербургского «Мира искусства», хотя тянуло его больше на просторы поволжских городов и тихие улочки Замоскворечья . В 1910 году группа петербургских художников во главе с Александром Бенуа по причине разногласий эстетического толка вышла из Союза и снова образовала «Мир искусства» . В 1910 году Кустодиев стал учредителем и членом этого возобновлённого общества . Его сближение с обновленным «Миром искусства» объясняется тяготением художника к бытовавшему среди мирискусников соединению реальности и фантастики, а также стремлению ухода от переутонченности и вялости к народным традициям .
Под впечатлением от раскола Союза и учредительного собрания нового «Мира искусства», Кустодиев задумал создать групповой портрет участников этого объединения в качестве дани памяти своим друзьям . Подготовительные этюды он писал в 1910—1916 годах , в том числе в квартире Бенуа , в гостях у Мстислава Добужинского , а также у себя дома на Мясной улице , где все мириискусники собирались за столом и позировали при весёлой атмосфере . Групповой портрет как единое полотно из отдельных этюдов-портретов Кустодиев создал в 1916—1920 годах в качестве эскиза к будущей огромной картине размерами 2,5 x 4 метра с фигурами натуральную величину, заказанной Грабарём от имени Третьяковской галереи , но он так и остался незаконченным . В настоящее время и этюды, и групповой портрет хранятся в Государственном Русском музее .
Картина размерами 52 x 89 см написана маслом на холсте . Справа внизу подпись : «Б. Кустодиевъ/1916—1920» . На портрете в порядке слева направо изображены: Игорь Грабарь , Николай Рерих , Евгений Лансере , Борис Кустодиев , Иван Билибин , Анна Остроумова-Лебедева , Александр Бенуа , Георгий Нарбут , Кузьма Петров-Водкин , Николай Милиоти , Константин Сомов , Мстислав Добужинский . Все художники запечатлены серьезными и творчески одухотвореными в увлечённом горячем споре, в объединяющем их всех обсуждении дальнейшей судьбы общества . Каждый изображён индивидуальной и яркой личностью, со своим особым выражением лица и выразительной позой . Картина живописует собрание художников в непринуждённой, но изысканной обстановке гостиной квартиры Добужинского . Грабарь сидит во главе стола и держа в руках раскрытую книгу, вслушивается в общую беседу. Рядом с ним погружённый в свои думы сдержанный мудрец Рерих. Справа от Грабаря, спиной к зрителю сидит сам Кустодиев, беседующий с повернувшейся к нему Остроумовой-Лебедевой. Около неё — Петров-Водкин, экспансивно вставший со своего места и будто порывающийся что-то сказать. На другом конце стола, там, где расположились Добужинский, Сомов и Милиоти, находится самый центр беседы. К ней прислушиваются сидящие в центре Бенуа и Лансере. За спиной Бенуа стоят Нарбут и Билибин, который поднялся с рюмкой, желая какой-нибудь шуткой привлечь внимание своих коллег . Картина представляет собой беспрецедентный для того времени художественный проект — групповой портрет художников, коллег-единомышленников, попытки создания которого не предприняли даже передвижники .