Джованни ди Паоло
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Паоло Ломаццо ( итал. Giovanni Paolo Lomazzo , 26 апреля 1538 , Милан — 27 января 1592 , Милан) — итальянский живописец периода маньеризма , поэт, коллекционер и теоретик искусства .
Художник родился в семье выходцев из ломбардского города Ломаццо . Племянник другого известного ломбардского художника-маньериста — Гауденцио Феррари . Ломаццо был учеником Джованни-Баттиста делла Черва в Милане, который учился у Гауденцио Феррари, стал его главным помощником, а затем унаследовал его мастерскую .
Дж. П. Ломаццо работал в Милане, Лоди и Пьяченце . Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело . Одной из первых живописных работ Ломаццо был цикл фресок, созданных в подражание работе известного леонардеска Бернардино Луини в церкви Санта-Мария-Нуова в Каронно-Пертузелла (Варезе). Ломаццо прославился тем, что написал большую копию с фрески « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делла Паче в Милане (1560 , разрушена во время Второй мировой войны). Успех ему принесла деятельность портретиста, но большинство произведений не сохранилось. Во Флоренции Ломаццо некоторое время служил хранителем картинной галереи герцога Козимо Медичи .
К концу 1560-х — началу 1570-х годов Ломаццо расписал несколько алтарей для миланских церквей в монументальном и строгом стиле. Самой значительной работой Ломаццо-живописца считается цикл росписей Капеллы Фоппа в церкви Сан-Марко в Милане на сюжеты из истории святых Петра и Павла (1573). Вскоре после завершения этого предприятия из-за болезни глаз художник вынужден был оставить живопись. Остаток своей жизни провёл, диктуя литературные труды и трактаты об искусстве.
Джован Паоло Ломаццо умер после длительной болезни девять лет спустя, в своем доме в Порта-Тичинезе 27 января 1592 года. Его учениками были Джованни Амброджо Фиджино, Кристофоро Чокка и Джироламо Чокка.
Ломаццо составил обстоятельную панораму истории живописи ломбардского маньеризма, чем существенно дополнил картину, созданную флорентийцем Джорджо Вазари . Он написал два трактата, которые стали важными вехами в истории теоретического искусствознания. Его первая работа, «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры» (Trattato dell’arte della pittura, scultura ed architettura, 1584), была интерпретирована австрийским историком искусства Юлиусом фон Шлоссером в сочинении «Литература по искусству: Пособие по источниковедению новой истории искусства» (Die Kunstliteratur. Ein Handbuch zur Quellenkunde der neueren Kunstgeschichte, 1924) как «руководство к концепции декора, которую Ренессанс частично унаследовал от классической античности». В трактате обосновываются основные идеи искусства маньеризма и его формальные приёмы: удлинённые пропорции фигур, эмоциональная напряжённость, чёткость и экспрессивность контуров, контрастные цветовые отношения. Особое значение Ломаццо придавал так называемой « змеевидной линии » ( итал. linea serpentinata ), выражающей напряжённое пластическое движение. Такая S-образно изогнутая линия придаёт изображаемым фигурам характерный изгиб, который с точки зрения классических пропорций кажется манерным и избыточным, но художники-маньеристы оценивали его, как и прочие новации, положительно и обозначали термином ( лат. artificio — умелость, искусность) .
В другом трактате, «Идея храма живописи» (Idea del tempio della pittura, 1590), Ломаццо предлагает интерпретацию природы творческой личности согласно теории четырёх темпераментов. В трактате также приводится описание некоей картины, изображающей храм на семи колоннах в качестве «семи столпов живописи», которые олицетворяют Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Полидоро да Караваджо, Андреа Мантенья, Тициан и Гауденцио Феррари. Наряду с трактатом Федерико Цуккаро «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), теоретические работы Ломаццо составляют первую законченную эстетическую теорию искусства маньеризма .
Ломаццо — автор необычных стихотворений в виде диалогов, якобы сочинённых группой художников, музыкантов, ремесленников и актёров, которые тайно собрались под эгидой Вакха и импровизировали на различные темы. Эти стихотворения были изданы в двух сборниках: «Гротески» (Grotteschi) и «Арабески» (диал.: Rabìsch). В них Ломаццо, демонстрируя свою эрудицию, приводит цитаты из Каббалы , «Оккультной философии» Агриппы Неттесгеймского и других необычных источников. Дж. П. Ломаццо был членом игровой, в духе маньеризма, «Академии носильщиков из долины Бленио», или «Академии мужланов» (Accademia dei Facchini della Val di Blenio), поэтому его стихи написаны на диалекте жителей области Тичино (на севере Италии) как у «носильщиков, прибывших в Милан из долин Тичино, в частности из области Бленио». Ломаццо был провозглашён «аббатом» Академии. В роли аббата он изобразил себя на портрете, в подражание Караваджо, с венком из плюща, циркулем и тирсом (посохом) Вакха (1568, Милан, Пинакотека Брера). В Академию входили миланские художники, музыканты, ювелиры, театральные актёры и поэты, писавшие на местном «грубом» диалекте (отсюда и название кружка). Вакх был богом-покровителем «Академии» .