Interested Article - Пламя Парижа

«Пла́мя Пари́жа» («Триумф республики») — балет в 4 актах 7 картинах Бориса Асафьева (по музыкальным материалам эпохи Великой французской революции ). Либретто Владимира Дмитриева и Николая Волкова по мотивам романа-хроники Ф. Гра «Марсельцы» . Хореография Василия Вайнонена, режиссура Сергея Радлова.

Действующие лица

  • Гаспар, крестьянин
  • Жанна и Пьер, его дети
  • Филипп и Жером, марсельцы
  • Жильбер
  • Маркиз Коста де Борегар
  • Граф Жофруа, его сын
  • Управляющий имением маркиза
  • Мирейль де Пуатье, актриса
  • Антуан Мистраль, актер
  • Амур, актриса придворного театра
  • Король Людовик XVI
  • Королева Мария-Антуанетта
  • Церемониймейстер
  • Тереза
  • Оратор- якобинец
  • Сержант национальной гвардии
  • Марсельцы, парижане, придворные, дамы, офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря

Либретто

Музыкально-сценическое развитие по актам. Действие происходит во Франции в 1791 году.

Пролог

Первое действие открывается картиной марсельского леса, где крестьянин Гаспар и его дети Жанна и Пьер собирают хворост. Под звуки охотничьих рогов появляется граф Жофруа — сын владельца местных земель. Увидев Жанну, граф оставляет своё ружьё на земле и порывается обнять девушку, на крик испуганной дочери прибегает отец. Он хватает брошенное ружьё и направляет его на графа. Слуги графа и егеря хватают крестьянина и уводят с собой.

Первый акт

На следующий день по городской площади стража ведёт Гаспара в тюрьму. Жанна рассказывает горожанам, что отец невиновен, а семья маркиза бежала в Париж. Возмущение толпы растёт. Народ негодует от действий аристократов и штурмует тюрьму. Расправившись с охраной, толпа ломает двери казематов и выпускает на волю пленников маркиза де Борегара. Узники радостно выбегают на волю, Гаспар надевает фригийский колпачок (символ свободы) на пику и втыкает её посреди площади — начинается танец фарандола . Филипп, Жером и Жанна танцуют вместе, стараясь перещеголять друг друга в трудности и изобретательности импровизируемых ими «па». Общий танец прерывается звуками набата. Пьер, Жанна и Жером объявляют народу, что сейчас будет производиться запись в отряд добровольцев для помощи восставшему Парижу. Отряд отправляется в путь под звуки «Марсельезы».

Второй акт

В Версале маркиз де Борегар рассказывает офицерам о событиях в Марселе. Звучит сарабанда . На театральном вечере появляются король с королевой, офицеры приветствуют их, срывая трехцветные повязки и меняя их на кокарды с белой лилией — гербом Бурбонов. После ухода короля они пишут письмо с просьбой оказать сопротивление восставшим. За окном звучит «Марсельеза». Актер Мистраль находит на столе забытый документ. Боясь разглашения тайны, маркиз убивает Мистраля, но тот перед смертью успевает передать документ Мирейль де Пуатье. Спрятав разорванное трехцветное знамя революции, актриса покидает дворец.

Третий акт

Ночной Париж, на площадь стекаются толпы людей, вооружённые отряды из провинций, в их числе марсельцы, овернцы, баски. Готовится штурм дворца. Вбегает Мирейль де Пуатье, она рассказывает о заговоре против революции. Народ выносит чучела королевской четы, в разгар этой сцены на площадь выходят офицеры и маркиз. Жанна дает пощечину маркизу. Звучит "Карманьола", выступают ораторы, народ нападает на аристократов.

Четвёртый акт

Грандиозное празднование "Триумфа республики", на трибуне у бывшего королевского дворца новое правительство. Народное празднество по поводу взятия Тюильри.

Список основных танцевальных номеров

Наталья Осипова в роли Жанны ( Большой театр , 2011)

1-й акт, 2-я картина

Фарандола

Pas de quatre (марсельцы, Жанна и Пьер)

2-й акт

Сарабанда

Придворный балет « Армида »:

  • адажио Армиды и её свиты
  • танец Амура
  • выход Ринальдо
  • дуэт Армиды и Ринальдо
  • их вариации
  • общий танец

Чакона

3-й акт

Контрданс

Овернский танец

Танец марсельцев

Танец басков

Карманьола

4-й акт

Карманьола

Pas de deux

Адажио – Триумф Республики

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

7 ноября 1932 — премьера

Внешние изображения

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен , режиссёр Сергей Радлов , художник-постановщик Владимир Дмитриев , дирижёр-постановщик Владимир Дранишников

Действующие лица

1936 — новая редакция

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен, художник-постановщик Владимир Дмитриев, дирижёр-постановщик

Действующие лица

1950 — новая редакция в 4 актах 5 картинах

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен, художники-постановщики Владимир Дмитриев и

Большой театр

6 июня 1933 — премьера

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен, художник-постановщик Владимир Дмитриев, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

Спектакль прошёл 48 раз, последнее представление 18 марта 1938 года

9 апреля 1947 — новая редакция

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен, художник-постановщик Владимир Дмитриев, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица
  • Гаспар, крестьянин — Лев Поспехин (затем Николай Гербер, Александр Радунский)
  • Жанна, дочь Гаспара — Ольга Лепешинская (затем Суламифь Мессерер, Муза Готлиб)
  • Филипп, марселец — Алексей Ермолаев (затем Асаф Мессерер)
  • Жером, марселец — Виктор Цаплин (затем Александр Царман)
  • Диана Мирель, актриса — Софья Головкина (затем Ирина Тихомирнова, Валентина Лопухина, Галина Петрова, Елена Чикваидзе)
  • Антуан Мистраль, актёр — Вячеслав Голубин (затем Александр Руденко)
  • Тереза, баска — Надежда Капустина (затем Валентина Галецкая, Тамара Ткаченко, Ядвига Сангович)
  • Актёр на празднике — Александр Лапаури (затем Владимир Голубин)
  • Амур — Татьяна Бессмертнова (затем Наталия Орловская, Тамара Тучнина)

18 марта 1960 — возобновление

Хореография Василия Вайнонена, постановка Льва Поспехина и Тамары Никитиной, художник-постановщик Владимир Дмитриев, дирижёр-постановщик Юрий Файер

Действующие лица

Спектакль прошёл 63 раза, последнее представление 31 января 1964 года

3 июля 2008 — новая постановка

Внешние изображения

Балет в 2 актах. Либретто Александра Белинского и Алексея Ратманского на основе и с использованием оригинального либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева. Хореография Алексея Ратманского с использованием оригинальной хореографии Василия Вайнонена. Художники-постановщики Илья Уткин и Евгений Монахов, художник по костюмам Елена Марковская, художник по свету Дамир Исмагилов, дирижёр-постановщик Павел Сорокин

Действующие лица

Постановки в других театрах

Постановка в Михайловском театре

22 июля 2013

Балет в 3-х актах

Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева в редакции Михаила Мессерера , сценография и костюмы Владимира Дмитриева в реконструкции Вячеслава Окунева, хореография Василия Вайнонена в редакции Михаила Мессерера, балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, дирижёр-постановщик Валерий Овсяников

Действующие лица
  • Гаспар, крестьянин — Андрей Брегвадзе (затем Роман Петухов)
  • Жанна, его дочь — Оксана Бондарева (затем Анжелина Воронцова, Анастасия Ломаченкова)
  • Жак, его сын — Александра Батурина (затем Ильюша Бледных)
  • Филипп, марселец — Иван Васильев (затем Иван Зайцев, Денис Матвиенко )
  • Маркиз де Борегар — Михаил Венщиков
  • Диана Мирей, актриса — Анжелина Воронцова (затем Екатерина Борченко, Сабина Яппарова, Ирина Перрен )
  • Антуан Мистраль, актёр — Виктор Лебедев (затем Николай Корыпаев, Леонид Сарафанов )
  • Тереза, басконка — Мариам Угрехелидзе (затем Кристина Махвиладзе)
  • Король Людовик XVI — Алексей Малахов
  • Королева Мария-Антуанетта — Звездана Мартина (затем Эмилия Макуш)
  • Актёр на празднике — Марат Шемиунов
  • Амур — Анна Кулигина (затем Вероника Игнатьева)

Библиография

  • Гepшуни Е. Актеры в балете «Пламя Парижа» // Рабочий и театр : журнал. — М. , 1932. — № 34 .
  • Кригер В. Героическое в балете // Театр : журнал. — М. , 1937. — № 7 .
  • Красовская В. «Пламя Парижа» // Вечерний Ленинград : газета. — М. , 1951. — № 4 января .
  • Рыбникова М. Балеты Асафьева. — М. : MУЗГИЗ, 1956. — 64 с. — (В помощь слушателю музыки). — 4000 экз.
  • Рыбникова М. Балеты Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» // . — М. : Гос. муз. изд-во, 1962. — С. 163—199. — 256 с. — 5500 экз.
  • Слонимский Ю. . — М. : Искусство, 1968. — С. 92—94. — 402 с. — 25 000 экз.
  • Армашевская К., Вайнонен Н. «Пламя Парижа» // . — М. : Искусство, 1971. — С. 74—107. — 278 с. — 10 000 экз.
  • Орешников С. Марселец Филипп // . — М. : Искусство, 1974. — С. 177—183. — 296 с. — 25 000 экз.
  • Чернова Н. Балет 1930—40-х // . — М. : Искусство, 1976. — С. 111—115. — 376 с. — 20 000 экз.
  • Мессерер А. «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена // . — М. : Искусство, 1979. — С. 117—119. — 240 с. — 30 000 экз.
  • Кузнецова Т. // Коммерсантъ Weekend : журнал. — М. , 2008. — № 24 .
  • Кузнецова Т. // Коммерсантъ Власть : журнал. — М. , 2008. — № 25 .
  • Тарасов Б. // Утро.ru : газета. — М. , 2008. — № 2 июля .
  • Кузнецова Т. // Коммерсантъ : газета. — М. , 2008. — № 5 июля .
  • Гордеева А. // OpenSpace.ru. — М. , 2008. — № 8 июля .
  • Тарасов Б. // Театрал : журнал. — М. , 2008. — № 10 . (недоступная ссылка)
  • Галайда А. . — СПб. , 2013. — № 18 июля .
  • Федоренко Е. // Культура : газета. — М. , 2013. — № 24 июля .
  • Циликин Д. // Деловой Петербург : газета. — СПб. , 2013. — № 26 июля .
  • Галайда А. // Ведомости : газета. — М. , 2013. — № 31 июля .
  • Наборщикова С. // Известия : газета. — М. , 2013. — № 25 июля .
  • Звенигородская Н. // Независима газета : газета. — М. , 2013. — № 25 июля .
  • Абызова Л. // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — СПб. , 2013. — № 30 июля .

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/p/plam8-parija.html Пламя Парижа] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.

Ссылки

  • на сайте Большого театра
  • - балет "Пламя Парижа" в Большом, эскизы костюмов
  • на сайте «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова
  • на сайте Агентства архитектурных новостей
Источник —

Same as Пламя Парижа