Interested Article - Герой

Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Геро́й (от др.-греч. ἥρως — доблестный мужчина, предводитель), в женской форме — героиня человек , который вызывает восхищение за великие деяния, исключительные смелость , доблесть или мужество на войне, прославленный воин; объект крайнего восхищения и преданности (кумир); главное действующее лицо традиционных мифов ( героические мифы ), эпоса и легенд , наделённое сверхчеловеческими силами; главное действующее лицо литературного произведения ( литературный герой ), пьесы, фильма и т. д.; лицо, которое привлекает к себе общее внимание в течение определённого времени (герой дня, герой газетной хроники и т. п.); центральная фигура события, исторического периода или движения; человек, по своему характеру и поступкам выражающий какую-нибудь среду или эпоху ( герой нашего времени ) ; личность, идеализированный образ которой стал частью национального политического мифа , служащего персонализации истории ( национальный герой ) .

Первоначально слово относилось к категории персонажей греческой мифологии . Позднее термин был распространён на близких персонажей других мифологий: мифологическая, эпическая или легендарная фигура, часто божественного происхождения, наделённая огромной силой или неестественными способностями , шумеро-аккадский Гильгамеш , греческие Ахиллес и Одиссей , англосаксонский Беовульф , ирландский Кухулин , французский Роланд , русский Илья Муромец и др. Героические мифы строятся вокруг биографии мифологического героя и повествуют о чудесном рождении героя, испытании его старшими родичами или враждебными демонами, поисках жены и брачных испытаниях, борьбе с чудовищами и других подвигах, смерти героя . Испытания составляют важнейший элемент героических мифов . Героический миф является важнейшим источником формирования героического эпоса и сказки .

По своему значению для коллективной памяти общества герои, мученики , жертвы и злодеи относятся к одной категории, являясь фигурами, устанавливающими моральные и социальные границы. Их истории и характеристики «хорошие» или «плохие» помогают установить моральный кодекс и построить символические границы, структурирующие общество, классифицирующие объекты, людей и практики и определяющие его модель мировосприятия. Как конструкции, эти фигуры конкурируют на повествовательном уровне. Воображаемое поле героики отражает состояние реальных властных отношений и тем самым определяет структуру пространства власти .

Терминология

Этимологами даны различные толкования слова; выделяются функции защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, «оберегать», «спасать»), сближается с именем богини Геры — Hra .

В большинстве европейских языков слово «герой» греческого происхождения ( порт. Herói , фр. Héros , англ. Hero ). Однако у этого слова имеются аналоги тюркского ( кирг. Баатыр ) и иранского ( тадж. Қаҳрамон ) происхождения.

Мифология

Тесей , убивающий Минотавра , и Афина . Краснофигурный килик , мастер Эйсон, 425—410 годы до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид

Биографическое начало героического мифа может быть сопоставлено с космическим началом космогонического мифа . Эпизодом упорядочивания хаоса в героическом мифе является формирование личности героя, который в дальнейшем поддерживает космический порядок. Мифологические сюжеты отражают инициацию, рассказывая об обязательным уходе или изгнании героя из его социума и странствиях в иных мирах, где персонаж удаётся обрести духов-помощников и победить демонических духов-противников, а иногда и пройти через временную смерть — его глотает и выплёвывает чудовище; он умирает и воскресает , что является инициационными символами. Испытания, которые иногда принимают форму выполнения «трудной задачи», могут быть инициированы отцом, дядей героя, будущим тестем, племенным вождём, небесным божеством, например, богом-Солнце, и др. В некоторых сюжетах мотивацией для изгнания героя служат его проступки, нарушение табу , в том числе совершённый им инцест — кровосмешение с сестрой или женой отца или дяди, также угроза власти его отца-вождя .

Герой в греческой мифологии — сын или потомок божества и смертного человека. В Древней Греции существовал культ умерших героев . Исследователи относят формирование образа героя к классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии — 2-е тысячелетие до н. э., расцвет — середина 2-го тысячелетия до н. э., в который происходили укрепление патриархата и расцвет Микенской цивилизации .

Другим типом мифологического персонажа, прямо не связанным с собственно героем, является культурный герой , функции которого — добыча или создание различных предметов человеческой культуры (огня, культурных растений, орудий труда), обучение людей охоте, ремеслу, искусству, введение социальной организации, брачных правил, магических предписаний, ритуалов, праздников и др. В архаичном сознании представления о природе и культуре не разделены друг от друга, поэтому культурный герой наделяется также ролью организации устройства мифологического космоса. Он вылавливает землю из первичного океана , устанавливает небесные светила, регулирует смену дня и ночи, времён года, приливы и отливы, участвует в появлении, формировании и воспитании первых людей и др. Общий мотив — преодоление изначального хаотического состояния мира, бессознательное или сознательное упорядочение мира и культуры. Одной из главных задач культурного героя является также сохранение уже установленного порядка, защита человеческого мира от чудовищ и демонов .

Сказки

Владимир Пропп , анализируя русские сказки , пришел к выводу, что в сказке всего восемь драматических персонажей, из которых один является героем . Его анализ широко применяется и к фольклору других народов. Действия, которые попадают в сферу такого типа героя, включают: выезд на поиски; реакция на испытание дарителя; женитьба на принцессе (или похожей фигуре).

Пропп различал искателей и жертв-героев . Злодей мог инициировать проблему, похитив героя или изгнав его; это были жертвы-герои. С другой стороны, антагонист мог ограбить героя или похитить кого-то из близких ему людей, или, без вмешательства злодея, герой мог понять, что ему чего-то не хватает, и попытался найти это; эти герои — искатели. Жертвы могут появляться в сказках с героями-искателями, но сказка не следует за ними обоими .

Национальный герой

Будь героем! , почтовая марка СССР, 1941

Национальным героем считается личность, идеализированный образ которой стал частью национального политического мифа , служащего персонализации истории . Сложность исторических и политических процессов нивелируется в исторической картине общества и сводится к ряду образов. Обращение к национальным героям выстраивает историческую традицию и преемственность, и «современность воспринимается как результат достижения мифологически преображённого человека» . Конструирование образов национальных героев происходит, в частности, в рамках написания национальной истории , что делает такие сочинения уязвимыми для скептической критики .

Нарратив о национальных героях, как и другие политические мифы, выполняет значимую для общества функцию. Национальные герои воспринимаются как «воспитатели народа» .

С одной стороны, определяющим для отнесения к числу национальных героев является представление о себе соответствующей нации, а также заслуги личности перед нацией. Причисление к национальным героям не обязательно основывается на действительных заслугах, а прежде всего на их восприятии нацией. Национальным героям приписывается основание, освобождение или защита нации. Речь может идти и об общности, которая не представляет собой нацию, но, по крайней мере, имеет общую социальную основу. Статус национального героя может меняться с течением времени, так как приписываемые ему заслуги также могут меняться или пересматриваться под влиянием социальных и политических изменений .

Общественное признание имеет решающее значение для отнесения к числу национальных героев. При изменении социальных и политических условий личность может перестать считаться национальным героем. Историк (нем.) писал в 1968 году, что национальный памятник — это лишь то, что считается памятником. Историк (нем.) считает, что это утверждение можно применить и к статусу национальных героев. Со временем меняются политические и социальные условия, возникают и распадаются государства, меняются и представления о заслугах национальных героев .

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. , s. 27.
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. , с. 325.
  12. , s. 30.
  13. .
  14. , pp. 375—398.

Литература

энциклопедии и словари

исследования

  • Луков Вл. А. // Информационный гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». — 2011. — № 2 (март — апрель) .
  • Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — М. : Лабиринт, 1998.
  • Gölz, Olmo (2019). . helden.heroes.héros, Special Issue 5: Analyzing Processes of Heroization. Theories, Methods, Histories / Ed. by N. Falkenhayner, S. Meurer and T. Schlechtriemen : 27—38. из оригинала 4 сентября 2021 .

национальный герой

  • Добровольский Д. А. // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А. О. Чубарьян ; Институт всеобщей истории РАН . — М. : Аквилон, 2014. — С. 325. — ISBN 978-5-906578-03-7 .
  • (нем.) : Nation und Nationalismus in Deutschland 1770—1990, Beck, München 1996, ISBN 3-406-34086-5
  • (нем.) : , in: (нем.) 11-2007, S. 26—31.
  • Dieter Langewiesche (2004): «Vom Scheitern bürgerlicher Nationalhelden» In: Historische Zeitschrift, Vol. 278, No. 1, 2004, pp. 375—398.
  • Johanna Pink (2020): «Nationalheld» In: Compendium heroicum. Hg. von Ronald G. Asch, Achim Aurnhammer, Georg Feitscher u. Anna Schreurs-Morét, publiziert vom Sonderforschungsbereich 948 «Helden — Heroisierungen — Heroismen» der Universität Freiburg (open access)

Ссылки

Источник —

Same as Герой