Сын солдата
Семёновского полка
. 3 августа 1762 года, вместе с братом
Архипом
был принят в
Академию художеств в Петербурге
, В 1764 году учился в «лакирном классе», вероятно, росписям по лакам. Затем его переводят в класс «живописи птиц, зверей, цветов и плодов», был учеником
И. Ф. Гроота
. В 1769 году получил 2-ю серебряную медаль, 30 июля 1770 года — 2-ю золотую медаль за написанный по программе пейзаж «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных ея величества, а под оными — несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями», получает право на пенсионерскую поездку в Европу.
В Париже (1770—73) учился у
Жана-Батиста Лепренса
, по указанию которого занялся копированием пейзажей с известных мастеров и писанием эскизов для большой картины (ноябрь 1771 года). В 1772 году пишет композиции «Пастух с пастушкой» (в
Третьяковской галерее
сохранилось два красивых подготовительных рисунка, выполненных в мягкой живописной манере) и «Домашнее упражнение во дворе» («Доение коровы», 9 × 12 см,
Русский музей
).
«В картине „Доение коровы“ показана жанровая сценка в сарае. Изображая её по чужеземной натуре, Иванов, очевидно, стремился внести в неё по воспоминаниям национальные русские черты. Картина эта обнаруживает развивающееся дарование молодого художника, его интерес к простой, обыденной жизни. Реалистические тенденции, стремление к естественности обращают внимание Иванова и на наследие старых голландских и фламандских жанристов. Ими в это время под влиянием
Дидро
увлекались молодые передовые французские художники, ища опору своим демократическим и реалистическим устремлениям. Иванов таким образом включается в передовое художественное движение. Мягкая живописная манера картинки, её красивая рыжевато-оливковая гамма свидетельствуют о росте мастерства Иванова»
Из Парижа 19 июня 1773 года, вместе с братом Архипом, отправляется в Рим, где рисует с натуры пейзажи, изучает и копирует произведения признанных мастеров пейзажной живописи. В 1776 году посылает в Академию Художеств копию с Бенедетто Кастильоне и несколько рисунков, сделанных с натуры. В последние годы своего пребывания за границей Иванов много путешествует, побывав в Сицилии, Испании, Швейцарии, пишет пейзажи с натуры. По возвращении в Россию в августе 1779 года был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики.
В 1780 году был прикомандирован к светлейшему князю
Г. А. Потёмкину
. Иванов должен был изображать по указанию князя «все местности и события, чем либо замечательные»
. Сделал многочисленные рисунки
Кавказа
,
Крыма
и других мест России. Работал в
батальном жанре
(изображения
штурмов Очакова
и
Измаила
). 20 июля 1785 года был произведён в академики.
Франсиско Миранда
, бывший в Крыму в свите Потёмкина в январе 1787 года во время подготовки к
Таврическому вояжу
Екатерины II
, писал: "
мы немного полюбезничали с князем [Потёмкиным], который показал мне крупномасштабные карты этой страны и четырех ее губерний, исполненные недавно русскими умельцами, а также картину г-на Иванова, превосходного российского художника-пейзажиста, с изображением того места, куда, как полагают, была перенесена
Ифигения
"
.
Последней работой Иванова на юге была, вероятно, «Смерть Потемкина в Молдавии 5 октября 1791 года», гравированная с его рисунка
Г. И. Скородумовым
и — в меньшем размере — Н. Соколовым
. После смерти Г. А. Потемкина вернулся в Санкт-Петербург. Был хранителем рисунков императорской коллекции в
Эрмитаже
, с 1800 года преподавал в Академии художеств в классе батальной живописи, с 1804 года — также и в классе ландшафтной живописи.
Михаил Матвеевич Иванов был женат на вдове Г. И. Скородумова Марии Ивановне
.
Гравюра
С. Шифляра
«Штурм Измаила 11(22) декабря 1790 года» (разукрашенная версия). Выполнена по акварельному рисунку М. М. Иванова. В основу рисунка легли натурные зарисовки, сделанные художником во время боя.
Русский военный лагерь вблизи
Карасу-Базара
в Крыму, 1783 год
Примечания
Описан и воспр. в изд.:
Врангель Н. Н.
/ Сост. бар. Н. Н. Врангель. —
СПб.
: Тип. «Сириус», 1908. — С.
. — [2], X, 140 с., 28 л. ил. : ил. — (
Старые годы
; приложение).
Исаков С. К.
: [Каталог] / [Сост. С. К. Исаков]; Имп. Акад. художеств. Музей. —
Пг.
, 1915. — С.
. — VIII, 306, XL с., 2 л. ил. л. ил. : ил.
: Живопись, рисунок, скульптура XVIII–XXI в. : альбом / Науч.-иссл. музей Рос. акад. художеств; авт.-сост. Н. М. Балакина, В.-И. Т. Богдан, Т. П. Бородина, Е. Н. Литовченко, П. И. Попова. —
СПб.
: Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас» ; Лики России, 2009. — С. 24–25. — 240 с. : портр., цв. портр. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-87417-305-0
.
(неопр.)
. art19.info. Дата обращения: 15 ноября 2016. Архивировано из
26 декабря 2016 года.
, стб. 381.
Франсиско де Миранда.
Путешествие по Российской империи. —
М.
: Наука, 2001. — С. 67-68.
См.:
Капарулина О. А.
К истории создания гравюры Г. И. Скородумова «Смерть светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического в Бессарабских степях» / О. А. Капарулина // Страницы истории отечественного искусства : сб. науч. тр. / Гос. Русский музей. —
СПб.
: Palace Editions, 2004. — Вып. X : XII–XX век. — С. 144–152. — 308 с. : ч/б ил. —
ISBN 5-93332-142-7
.
, стб. 385.
Литература
Очерк жизни и творчества
Фёдоров-Давыдов А. А.
Михаил Матвеевич Иванов. 1748–1823 / А. Фёдоров-Давыдов. —
М.
: Искусство, 1950. — 28 с., 4 л. ил. — (Массовая библиотека).
Статья
Капарулина О. А.
: Путевые альбомы Михаила Матвеевича Иванова в собрании Русского музея / Ольга Капарулина //
Наше наследие
: иллюстрированный историко-культурный журнал. —
М.
: Наше наследие, 2008. — № 86. — С. 126–135. —
ISSN
.
Словари и энциклопедии
Иванов, Михаил Матвеевич // Елева — Кадышев / гл. сост. и библиограф
О. Э. Вольценбург
; авторы ст.: Л. А. Беспалова, С. В. Бутарыгина, Н. М. Воронина … [и др.]. —
М.
: Искусство, 1983. — С. 426–427. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] /
Акад. художеств СССР
,
НИИ теории и истории изобраз. искусств
; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер,
Б. В. Веймарн
… [
и др.
]
; 1970—, т. 4, кн. 1).
Кондаков C. Н.
:
в 2 т.
/ составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 80. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.
Коновалов Э. Г.
Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. —
М.
: Эксмо, 2012. — С. 255. — 618, [1] с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-699-53614-6
. —
OCLC
.
Моисеева С. В.
Иванов Михаил Матвеевич / С. В. Моисеева //
Три века Санкт-Петербурга
: энциклопедия :
в 3 т.
/ руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. —
СПб.
: Филологический факультет СПбГУ ;
М.
: Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 391. — 668, [2] с., [12] л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. —
ISBN 5-8465-0052-8
. —
ISBN 5-8465-0146-X
.
Собко Н. П.
// Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. : С древнейших времен до наших дней (IX–XIX в.в.) : (С 1867 по 1892 г. включит.) / Сост. на основании летописей, актов, арх. документов, автобиогр. заметок и печ. материалов Н. П. Собко. —
СПб.
: Тип. М. М. Стасюлевича, 1895. —
. — [2] с. — Стб. 377–385. — 536 стб. : ил. —
OCLC
.