Первоначально подобное хранилище было либо в виде ниши
, либо в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу. В
Мишне
и Талмуде шкаф для свитков
Торы
называется
тева́
(
תבה
)
, а ниша, в которую он помещался —
хéйхал
(«чертог»)
.
Существует многовековая традиция изготовления и украшения ковчега:
На ранних изображениях такого ковчега
отчётливо видны внутренние отделения, в каждом из которых хранится в горизонтальном положении свиток.
В XII веке, по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в которых свитки Торы помещались вертикально, как в наше время. На миниатюрах рукописей XIV—XV веков испанского, итальянского и немецкого происхождения появляются изображения подобного 2-ярусного шкафа, в верхнем ярусе которого хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.
В XVII веке в Голландии и
Германии
начала XVIII века все ковчеги изготовлялись в
барочном стиле
с
колоннами
,
пилястрами
,
фронтонами
и вазами
. Оттуда этот стиль вскоре проник и в Восточную Европу. Где на ковчеге изображались львы, птицы, дельфины, орлы и олени.
Ковчеги в мавританском стиле (купола, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины XIX века
.
Несмотря на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы:
искусно вышитая золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату или шёлку завеса
паро́хет
(
פָרֹכֶת
), которая символизирует
парохет
Святая святых
Храма
;
нер тамид
(
נֵר תַּמִיד
— «постоянный светильник»), в память о храмовой
меноре
, которая должна была гореть всю ночь возле
парохет
и также называлась
нер тамид
.
сами свитки Торы, которые также богато украшаются;
часто по бокам стоят колонны, называемые
Яхин и Боаз
, которые напоминают о колоннах при входе в святилище Храма Соломона;
в некоторых случаях над
парохет
помещают полосу из материи, которая должна напоминать крышку Ковчега Завета —
капо́рет
.
К классическим мотивам арки Ковчега относятся также корона, скрижали, пара ревущих львов — символ колена
Иегуды
и власти Всевышнего,
Маген Давид
, Менора, а также Древо жизни
.
Арон ха-кодеш
в синагогах
диаспоры
всегда обращён к
Земле Израиля
, в Израиле — к
Иерусалиму
, а в самом Иерусалиме — к
Храмовой горе
. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Земли Израиля, Ковчег стоит у восточной стены синагоги. Место у Ковчега и с ним вся восточная сторона (
мизрах
) считаются в синагогах самыми почётными. У ковчега молится
кантор
, перед ковчегом выступает с речами и
раввин
.
В старину евреи верили, что
арон ха-кодеш
обладает чудодейственными свойствами.
[
источник не указан 1421 день
]
Иногда женщины произносили молитвы о здоровье детей или заболевших родственников, держась за завесу
арон ха-кодеша
[
источник не указан 544 дня
]
. Распространён также обычай, вне
общинных
служб раскрыв дверцы ковчега и положив голову между свитками Торы молиться (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей опасности). И в наши дни молитвы, имеющие особо важное значение, произносятся общиной перед раскрытым ковчегом, который символизирует открытые небесные врата. Когда дверцы ковчега — открыты, молящиеся обычно стоят. Открытие и закрытие ковчега считается важным обрядом. Вынос Торы сопровождается чтением библейских стихов
«И было, когда Ковчег продвигался…»
(
Чис.
).
Например, изображение на монетах, чеканенных в годы восстания
Бар-Кохбы
(131—135), а также ниша первоначальной синагоги в
Дура-Европос
, самой ранней из известных (конец II — начало III веков)
В Библии это слово используется для обозначения
Ноева ковчега
и корзины, в которую был положен младенец
Моисей
Тосефта, Мегила 3:5
Стенные росписи, золочённые стеклянные блюда III—IV веков из еврейских катакомб
и
Монтеверде
в
Риме
Особенно богатой отделкой отличаются ковчеги синагог в
Праге
(Альтнойшул, XIV век), в
Модене
(1505)
Так, ковчег в стиле барокко сефардской синагоги
Амстердама
(1675) занимает почти всю ширину
нефа
Типичный пример — ковчег синагоги на улице Виа Фарини во
Флоренции
(1882)