Наука логики
- 1 year ago
- 0
- 0
Становление в работе Гегеля « Наука логики » — движение исчезновения бытия в ничто, а ничто в бытии.
В настоящей статье, категории из философии Гегеля обозначены специальным образом. Всего в философии Гегеля можно насчитать около 80 таких категорий .
Обозначения:
В античной философии элеатский философ Парменид утверждал, что есть только бытие . Буддисты утверждали, что есть только ничто . Платон (в диалогах « Софист » и « Парменид ») и Аристотель (в диалоге «Физика») показали, что бытие Парменида превращается в ничто .
Гераклит ввёл понятие становления .
Становление возникает в работе Гегеля « Наука логики » как способ разрешения противоречия между тем, что бытие и ничто есть одно и то же, но при этом полностью противоположны друг другу. Это противоречие разрешается с помощью их непосредственного исчезания друг в друге. Возникающее движение и называется становлением .
Становление , как и наличное бытие , является триадой :
Начало философии должно быть либо опосредованным, либо непосредственным. Гегель выбирает непосредственное .
Абсолютное ( чистое ) знание есть единство опосредования — всех опосредований, которые есть — и чистой непосредственности. Оно есть последний шаг в спекулятивной логике Гегеля. На этом шаге абсолютно непосредственное есть также абсолютно опосредованное. Окончательный шаг, по словам Гегеля, «есть непосредственное, но непосредственное, полученное в результате снятия опосредования. Этот результат есть, следовательно, истина. Он есть в равной степени непосредственность и опосредование». Чистое бытие , следовательно, есть всего лишь одностороннее представление абсолютного знания — сторона непосредственности. Чтобы начать спекулятивную логику Гегеля, абсолютное знание разделяет себя в жесте абстракции (потому что чистое бытие не может быть всего лишь частью какого-либо большего целого). Абсолютное знание , «с полной уверенностью в себе и внутренним спокойствием», отделяется от своего содержания, «позволяя ему поиграть свободно» .
Бытие и ничто принадлежат к сфере чистого (а не наличного ) бытия . Обычно ничто противополагают нечто . Но нечто есть уже наличное бытие , отличное от другого нечто , а здесь речь идет о простом ничто (определение есть уже качество ) .
Чтобы подчеркнуть, что бытие и ничто принадлежат к сфере чистого (а не наличного ) бытия , Гегель отвергает критику Канта , которая была направлена на онтологический аргумент .
Критика Канта была направлена на онтологический аргумент Св. Ансельма, также известный как онтологическое доказательство бытия Бога .
Онтологический аргумент Св. Ансельма в изложении Гегеля: «То, больше чего ни о чем нельзя подумать, не может быть только в мысли. Потому что даже если оно есть …, о нём можно подумать [не только как о том, что есть только в мысли, но также] как о том, что есть в действительности, а это есть что-то большее. Если тогда то, больше чего ни о чем нельзя подумать, есть только в мысли, тогда та самая вещь, больше которой ни о чем нельзя подумать, будет превзойдена в мысли. Однако это невозможно» .
Онтологический аргумент Св. Ансельма в изложении исследователя гегельянства - Давида Карлсона: «Бог („то, больше чего ни о чём нельзя подумать“) не может быть только в нашем воображении. Если бы Он был, то я могу подумать о чём-то большем, чем Бог, существующий только в воображении: Бог, который есть и в пределах, и вне воображения. Если об этом большем Боге (Боге+) можно подумать, тогда Бог+, который уже есть за пределами мысли, окажется только в пределах мысли. Это невозможно - мысль не может выйти за пределы самой себя. Следовательно, мы каким-то образом остаемся с Богом+, который одновременно и мыслим, и есть в области, находящейся за пределами мысли» .
Кант в критике онтологического аргумента утверждает следующее:
Гегель, отвергая критику Канта, утверждает следующее:
Тождество и противоположность бытия и ничто являются не отдельными, а одновременными .
Становление принимает форму двух противоположных друг другу моментов (направлений): возникновения бытия и прехождения бытия .
Наличное бытие есть результат снятия становления .
Становление ( наличное бытие ) опосредует (то есть выражает) внутреннее единство противоположностей ( абсолютное знание — чистое бытие/ничто ). Определённое бытие ( качество ) есть результат снятия становления ( наличного бытия ). В определённом бытии ( качестве ), внутреннее единство противоположностей ( абсолютное знание — чистое бытие/ничто ) стало непосредственным .