Interested Article - Русское гегельянство

Русское гегельянство представляет собой преломление философских идей Гегеля в русской философской традиции.

Раннее русское гегельянство

Точкой отсчёта русского гегельянства следует назвать 1837 год , когда Михаил Александрович Бакунин познакомил кружок Николая Владимировича Станкевича с учением Гегеля. Бакунин видел в учении Гегеля ( младогегельянство ) обоснование радикальной модернизации России посредством практики бунта ( антитезис мирового развития): « Радость разрушения есть творческая радость », — напишет он в 1842 году в немецком левогегельянском журнале . У Бакунина гегелианство воспринимается всецело как учение об историческом бытии, о диалектике абсолютного духа в его историческом самопроявлении. Таким образом интерес к учению Гегеля появился в контексте западнической моды на «европейскую философию».

Вторым значимым русским гегельянцем стал Виссарион Григорьевич Белинский , который не читал работ Гегеля (поскольку немецкого не знал, а сочинения Гегеля на русский язык в его время ещё не были переведены); тем не менее, он популяризовал тезис Гегеля о том, что « всё действительное разумно » . Имя Гегеля ( нем. Georg Wilhelm Friedrich ) передавалось как «Егор Фёдорович», а символом его философии стал т.н. «философский колпак» . В то же время, в России наметилось неприятие некоторых аспектов учения Гегеля, а именно: диктат всеобщего ( нем. Allgemeinheit ) над личностью.

К середине 50-х годов XIX века — «мода» на Гегеля в России проходит.

Позднее русское гегельянство

Вторая волна гегелянства пришла в России уже в начале XX века. Самостоятельное развитие гегельянских начал мы находим в философских сочинениях Бориса Николаевича Чичерина : он отстаивал идеалы конституционной монархии и полагал, что прогресс человечества заключается в освобождении человеческой личности с помощью правовых реформ. Таким образом он развивал либеральную версию философии Гегеля . Известным русским гегельянцем был Иван Александрович Ильин : автор «Философии Гегеля как учения о конкретности Бога и человека» (1918). Также — значим среди русских гегельянцев Александр Владимирович Кожев , публиковавший свои работы в эмиграции на французском языке; его гегельянство отличает экзистенциальное прочтение, где ареной диалектики выступает личность человека.

Советское гегельянство

В советской философии — гегельянство воспринималось как существенный компонент официального марксизма . Сам Ленин весьма ценил Гегеля за диалектику , которую понимал как «учение о единстве противоположностей» . Вслед за Энгельсом — Ленин настаивал на материалистическом понимании Гегеля и критиковал «ослиные уши идеализма », где диалектика выдаёт не самопознание Абсолютного Духа, а бесконечное самодвижение материи, в котором можно выделить определённые элементы (например, «переход количества в качество и vice versa ») .

В рамках советского марксизма — гегельянское направление развивал Абрам Моисеевич Деборин . Его последователи ( Ян Эрнестович Стэн , Н. Карев, Г. Тымянский и Иван Капитонович Луппол , к которым также примыкал Валентин Фердинандович Асмус ) были глубоко убеждены в том, что философию следует развивать как абстрактную науку путём анализа категорий, используя для этой цели Гегеля, создавшего систему философских категорий . Последователи и сторонники Деборина называли себя «диалектиками» и критиковали своих оппонентов за позитивизм и за недооценку роли случайности в процессе развития . Однако 25 января 1931 года «деборинцы» были осуждены за « меньшевиствующий идеализм » , хотя сам гегелевский метод познания под сомнение не ставился.

Вместе с тем — в 1955 году испытал гонения Эвальд Васильевич Ильенков с формулировкой за «гегельянство»; особенностью философии Ильенкова было убеждение, что идеальное существует объективно (например, в форме стоимости ), а не только «в голове» человека. Также советское гегельянство на этом этапе выступало с позиций « гносеологизма » и оппонировало сторонникам онтологии , которые со времен плехановского марксизма апеллировали к философии Спинозы , истолкованного как материалиста .

Осенью 1974 года — в Москве состоялся Х . Благодаря Александру Георгиевичу Спиркину — гегельянская терминология закрепилась в советских (российских) учебниках по философии.

Переводы Гегеля

Первое время — сочинения Гегеля были знакомы публике в пересказах. Первая статья о его философии была опубликована Петром Григорьевичем Редкиным в журнале « Москвитянин » за 1841 год («Обозрение гегелевой логики»). Первой из гегелевских сочинений была переведена работа по эстетике « Курс эстетики и наука изящного » (Василий А. Модестов, 1847—1869 годы). « Феноменологию духа » — впервые на русский язык перевёл Эрнест Леопольдович Радлов ( 1913 ), а « Науку логики » — Николай Григорьевич Дебольский ( 1916 ).

В переводах Гегеля на русский язык формируется и оттачивается русская философская терминология: бытие ( нем. Sein ) и сознание ( нем. Bewußtsein ), действительность ( нем. Wirklichkeit ), мировоззрение ( нем. Weltanschauung ), отношение ( нем. Verhaltnis ), понятие ( нем. Begriff ), разум ( нем. Vernunft ) и рассудок ( нем. Verstand ), движение ( нем. Bewegung ) и самодвижение ( нем. Selbstbewegung ), снятие ( нем. Aufheben ), становление ( нем. Werden ), сущность ( нем. Wesen ) и явление ( нем. Erscheinung ).

Примечание

  1. . Дата обращения: 29 мая 2014. Архивировано из 13 мая 2012 года.
  2. . Дата обращения: 29 мая 2014. 30 июля 2012 года.
  3. . Дата обращения: 29 мая 2014. 30 мая 2014 года.
  4. . Дата обращения: 29 мая 2014. 15 июня 2013 года.
  5. . Дата обращения: 29 мая 2014. Архивировано из 13 мая 2012 года.
  6. . Дата обращения: 30 мая 2014. 4 марта 2016 года.
  7. . Дата обращения: 29 мая 2014. 30 мая 2014 года.
  8. . Дата обращения: 30 мая 2014. 31 мая 2014 года.
  9. . Дата обращения: 29 мая 2014. 30 мая 2014 года.
  10. . Дата обращения: 30 мая 2014. 31 мая 2014 года.
  11. Владимир Игнатович. . «Пропаганда» (научно-популярный журнал) (5 февраля 2012). Дата обращения: 10 октября 2023. 10 октября 2023 года.
  12. . Дата обращения: 30 мая 2014. 31 мая 2014 года.

Литература

  • Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. – М.: Мысль, 1973
  • Ерыгин А.Н. Гегель и русская мысль (тема истории и культуры). Ростов н/Д, 2003
  • Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов-н /Д., 1999. Часть II, гл.5.
  • Ильин И.А. О возрождении гегелианства // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1993. С.46-53.
  • Коган Л.А. О понятии «русское гегельянство» // Вопросы философии . 1975. № 6
  • Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Русское гегельянство