Interested Article - Ихилов, Михаил Мататович

Михаи́л Мата́тович Ихи́лов ( 7 ноября 1917 , Куба 1998 ) — советский историк, этнограф, кавказовед.

Биография

Родился 7 ноября 1917 года в г. Куба (совр. Азербайджан) в семье горских евреев . Детство и молодость его прошли в г. Дербенте Дагестана. Кроме иврита , русского и азербайджанского языков, Ихилов прекрасно владел и лезгинским языком .

Окончил исторический факультет педагогического института. Участник Великой Отечественной войны — закончив артиллерийское училище, воевал в Прибалтике и на Ленинградском фронте. Несколько раз был тяжело ранен .

После войны стал заниматься историей и этнографией. Работал в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР . Окончил аспирантуру в московском Институте этнографии АН СССР . В 1949 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую истории, культуре и быту горских евреев. Его статьи о горских евреях вошли во всесоюзные сборники «Народы Кавказа» и «Народы СССР» .

Ихилов участвовал в многолетних экспедициях по изучению этнографии народов Дагестана, в ходе которых собрал обширный полевой материал. Объездил все лезгинские села Азербайджана , собирая материалы о кубинских лезгинах. В 1957 году в «Учёных записках ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР» вышла его научная статья «Кубинские лезгины», а через некоторое время — и одноимённая книга .

Хорошо знал историю Кавказа, Турции , Ближнего Востока , Ирана , античного и арабского мира. Основные его работы посвящены истории Дербента, истории горских евреев и этнографии народов Дагестана .

Критика

В 1967 году была опубликована монография М. М. Ихилова «Народности лезгинской группы», представляющая собой историко-этнографическое описание лезгин, табасаранов , рутулов , цахуров и агулов с древнейших времён до начала XX века. Работа основывалась преимущественно на полевом историко-этнографическом материале, собранном автором в течение 1951—1962 гг. в Дагестане и Азербайджане. Помимо полевого материала были использованы статьи и сведения, опубликованные в досоветской и советской историко-этнографической литературе, привлечены некоторые материалы, хранящиеся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР и в республиканских архивах, а также сведения о предках современных народов лезгинской группы, оставленные античными и средневековыми авторами .

В частности, в своей книге автор высказал взгляды на родственные связи между пятью языками лезгинской группы северокавказской языковой семьи (в принципе соответствующие современным научным представлениям (см. работу А. С. Касьяна , согласно которой, правда, отделение языков от общих предков происходило в более ранние исторические периоды, чем это представлялось Ихилову). Процессы выделения самостоятельных языков рассматривались автором во взаимосвязи с вопросами этногенеза и ранней этнической истории соответствующих этносов — носителей этих языков.

В 1990-е годы именно взгляды Ихилова на этногенез и раннюю этническую историю дагестанских народов были подвергнуты сомнению. Так, учёный историк-кавказовед табасаранского происхождения, доктор исторических наук М. Р. Гасанов в своей книге «Очерки истории Табасарана» обвинил Ихилова в «пролезгинской» позиции, якобы обусловленной свойственной для советской исторической науки тенденцией консолидации малых народов в более крупные этнические общности . По мнению Гасанова, все современные дагестанские языки, входящие в лезгинскую группу (в том числе табасаранский ), происходят непосредственно от общедагестанского праязыка, а не от пралезгинского языка . Гасанов утверждает, что «табасаранский язык, который лингвисты по родству относят к языкам лезгинской группы, близок и к остальным дагестанским языкам: даргинскому, лакскому, аварскому» . По словам Гасанова, работа Ихилова «фактически насаждала национальный нигилизм, то есть сознательное отречение от родного языка, национальной культуры, традиций, обычаев и т. д.» .

Гасанов особо выделяет тезисы Ихилова, которые он считает ошибочными :

  • « К началу нашей эры создались необходимые условия для образования родственных племён: лезгин, аварцев, даргинцев и других. Впоследствии, в результате внутреннего процесса отпочкования, из среды родственных племён выделяются отдельные племена… Спустя сотни лет у обособившихся албано-лезгинских племен появились своеобразные говоры, диалекты и языки. Вероятно, так сформировались табасаранский, рутульский, агульский и цахурский языки »;
  • « Полторы-две тысячи лет тому назад не было таких языков, как табасаранский, рутульский, агульский, цахурский, они сложились сравнительно недавно из обособившихся лезгинских племенных диалектов ».

Примечания

  1. .
  2. .
  3. от 2 апреля 2022 на Wayback Machine , Институт языкознания РАН (Москва)
  4. Магомед Раджабович Гасанов. Очерки истории Табасарана. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. — С. 18. — 244 с.
  5. Магомед Раджабович Гасанов. Очерки истории Табасарана. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. — С. 31—32. — 244 с.

Публикации

  • Ихилов, М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов / ДФ АН СССР, ИИЯЛ им. Г. Цадасы. — Махачкала, 1967. — 370 с.

Ссылки

  • Данилова, Светлана . stmegi.com (2011 -02-11). Дата обращения: 12 сентября 2014. Архивировано из 13 сентября 2014 года.
  • Седагет Керимова . // Газета «Самур». — 2012. — Вып. 1(248) .
Источник —

Same as Ихилов, Михаил Мататович