Больница святой Елизаветы
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святой Елизаветы в городе Марбург , федеральная земля Гессен , — памятник архитектуры, одна из старейших готических церквей Германии .
Строительство храма над могилой святой Елизаветы Венгерской у подножия замковой горы в Марбурге началось сразу же по её канонизации в 1235 году. Церковь была освящена в 1268 году, однако возведение башен продолжалось до 1340 года. Как и все храмы Тевтонского ордена , она была посвящена Деве Марии , но в историю вошла как Elisabethkirche . Будучи местом упокоения мощей святой Елизаветы, до реформации церковь была важным центром паломничества , где молились святой Елизавете об исцелении от болезней.
В XVI веке церковь стала протестантской . Филипп Великодушный , желая отвадить от Марбурга католиков , повелел забрать отсюда святые мощи и тайно захоронить их в различных местах. Этого не было сделано, после нескольких десятилетий мытарств останки Святой Елизаветы нашли пристанище в Вене ; а в Марбурге остался только дубовый реликварий в виде церкви, покрытый медью и позолоченным серебром и украшенный сотнями драгоценных камней и жемчужин . Однако ныне это лишь произведение средневековых ювелиров , сакрального значения ковчег уже не имеет.
До XVI века в церкви Святой Елизаветы хоронили ландграфов Гессенских, эта традиция прервалась, когда в 1567 году ландграфство Гессен было разделено наследниками Филиппа Великодушного на четыре княжества. Здесь под скромной могильной плитой упокоились останки Пауля фон Гинденбурга и жены его Гертруды, перенесённые из взорванного в 1945 году Танненбергского мемориала .
Первой выраженной готической постройкой на территории Рейнской области стала церковь Богоматери в Трире , однако в её центрально-симметричной планировке с мощной башней над средокрестием ещё заметно прослеживается романское влияние. Марбургская церковь — более цельная, возвещающая зарождающуюся традицию своеобразной . Она массивнее и основательнее, чем современные ей французские образцы; но в то же время с немецкой строгостью воплощает идею стремления ввысь. Четырёхгранные 80-метровые башни при западном фасаде отчётливо структурированы от самого фундамента и раскрепованы явно выделенными ступенчатыми контрфорсами без украшений. Вместо традиционной розы над главным порталом мы видим высокое стрельчатое окно. В люнете портала — Богоматерь с младенцем Иисусом , который держит в руках земной шар.
Церковь Святой Елизаветы построена из местного песчаника красноватого оттенка. Она трёхнефная в плане, нефы одинаковой высоты (20,5 метров), центральный — вдвое шире, чем боковые. Нефы перекрыты общей крутой двускатной крышей из сланцевого шифера ; тонкая восьмигранная башенка над средокрестием, украшенная флюгером , — также шиферная. Трансепт завершается с двух сторон абсидами , подобными абсиде хора , равной по ширине главному нефу, без деамбулатория .
За кафедрой находится статуя Святой Елизаветы, держащей в левой руке модель церкви, выполненная между 1470 и 1500 годами. Благодаря элегантному облику её называют Французской Елизаветой , принцесса одета в золотую парчу и шёлковую накидку, отороченную горностаем . Из 46 каменных статуй святых, располагавшихся в три яруса в ограде хора, лишь две пережили эпоху иконоборчества — апостол Филипп и апостол Иаков , ныне они стоят у южного портала.
На алтаре церкви стоит распятие , подаренное храму в 1931 году, к 700-летию успения Святой Елизаветы, Эрнстом Барлахом . Когда в 1936 году новые власти Германии причислили его к « дегенеративному искусству », Филиппу Гессенскому , обер-президенту провинции Гессен-Нассау удалось спасти скульптуру от переплавки. После Второй мировой войны распятие вернулось на алтарь.