Interested Article - Россинский, Владимир Илиодорович
- 2020-12-31
- 1
Владимир Илиодорович Россинский (1874/1875—1919) — русский художник-портретист, график, книжный иллюстратор и театральный художник, один из интереснейших оформителей отечественной торгово-промышленной рекламы конца XIX — начала XX века.
Биография
Родился в Москве 26 декабря 1874 ( 7 января 1875 ) года в доме купца Хлудова на Швивой Горке , в приходе Космы и Демьяна в Старых Кузнецах. Крещен в Московской Козьмодемьянской церкви. При крещении восприемниками были: «потомственный почётный гражданин и кавалер Давыд Иванович Хлудов и вдова московского мещанина Ольга Андреевна Комарова; крестил священник Матвей Соловьёв с причтом».
Предки Владимира Илиодоровича Россинского по отцовской линии служивые дворяне из Рязанской губернии. Его дед — Иван Леонтьевич Россинский (1788—1831) родом из Коломны, дворянин, надворный советник, участник войны 1812 года . Участвовал в заграничных походах: был при блокаде Магдебурга и Гамбурга . После войны имел звание капитана, служил квартальным надзирателем в Коломенской полиции.
Отец — дворянин, надворный советник Илиодор Иванович Россинский родился 2 октября 1827 года в Коломне . Участвовал в обороне Севастополя в период Крымской войны 1854-55 гг. , в составе 94-й Дружины государственного ополчения Рязанской губернии в чине прапорщика. Окончил Московский университет, получив юридическое и медицинское образование, с 1861 года работал судебным следователем в Рязанской губернии и в канцелярия Рязанского губернского прокурора. Осенью 1869 года определен надзирателем Московского Воспитательного Дома , где занимался вопросами охраны жизни детей-сирот, распределенных по деревням Московской губернии. Илиодор Иванович непрерывно разъезжал по своему округу и в одну из поездок простудился и 20 февраля 1886 г. умер от воспаления легких.
Мать — Ольга Ефимовна (1853—1949) родилась в Москве. Ее мать Ольга Александровна в девичестве Прибылова из семьи купцов Прибыловых. После смерти мужа осталась с пятью детьми, старшему из которых Владимиру шел 12 год, младший, Федор, только родился, Илиодору — 10, Марии — 5, Борису — 2.
В 1891 году, после нескольких лет учёбы в 1-м Московском кадетском корпусе , он поступил в МУЖВЗ . Ещё до поступления в кадетский корпус, по своей инициативе, 14-летний подросток отправил несколько своих работ И. Е. Репину и обратился к нему с просьбой: "Скажите пожалуйста, только без всякого поощрения, как Вы думаете, что есть у меня способности ?"; после двухлетней переписки Владимир Россинский получил от него рекомендательное письмо к В. Д. Поленову , возглавлявшему в ту пору Московское училище живописи, ваяния и зодчества . В разное время его учителями были В. Д. Поленов , К. А. Савицкий , А. Е. Архипов , Н. А. Касаткин , И. П. Прянишников , С. А. Коровин , Л. О. Пастернак , В. Е. Маковский , А. С. Саврасов ; испытывал он влияние Н. Н. Ге ; его «хорошо знал и подбадривал Серов ». В училище вместе с ним учились Сулержицкий , Борисов-Мусатов , М. В. Якунчикова , Е. Чичагова , которая впоследствии стала его женой, Т. Толстая . На других отделениях в ту пору учились А. Голубкина , С. Конёнков , Е. Кругликова . С перерывами Россинский более восьми лет посещал занятия — сначала в качестве вольного слушателя, затем ученика и, наконец, завершил образование в 1899 году .
Работал в издательстве « Посредник », оформителем на парфюмерной фабрике Анри Брокара , где вместе с А. Голубкиной создал ряд портретов членов семьи Брокара. В 1914 году В. Россинским создано рекламное издание « Т-ва Брокар и Ко » «Календарь Москвички», с представлением по месяцам всей поставляемой фирмой продукции. В 1906 году он начал писать декорации к спектаклю МХАТа « Горе от ума » А. С. Грибоедова, сделал ряд зарисовок исполнителей в костюмах и гриме: Артёма — в роли Петрушки, Германовой — в роли Софьи, Станиславского — в роли Фамусова, Качалова — в роли Чацкого, Лилиной — в роли Лизы, Москвина — в роли Загорецкого и др. В это же время, в 1907 году, В. Россинский создал портреты артистов МХАТа Германовой и Качалова без грима и театральной среды, такими, какими они были в жизни в ту пору. Тогда же, в 1906—1907 годы, были сделаны зарисовки к «Жизни человека» Л. Андреева , находящиеся в Бахрушинском музее , и цветную литографию к ней «Сцену приёма гостей», которая хранится в Литературном музее Москвы .
С апреля 1909 года состоял членом « Московского общества любителей художеств », его поручителями были известные и уважаемые художники: Н. И. Боткин, Л. О. Пастернак , А. Е. Архипов . Посещал собрания кружка « Среда » , написал портреты ряда его членов: И.А. Бунина , Л. Н. Андреева ( Н. Д. Телешов охарактеризовал этот портрет как «один из самых удачных по сходству» ), Е. П. Гославского , С. В. Рахманинова , Ф. И. Шаляпина , М. Ф. Андреевой , В. Н. Фигнер и др. В настоящее время эти работы находятся в различных музеях Москвы и в семейном архиве. Более 75 графических и живописных работ находится в музее им. А. А. Бахрушина .
Особое место в творчестве Владимира Россинского занимал Л. Н. Толстой . Альбом рисунков художника «Последние дни Толстого» (М.: издание Товарищества скоропечатни А. А. Левенсон, 1911), переиздан музеем « Ясная Поляна » к 85-летию со дня смерти Л. Толстого. Другой альбом рисунков издан Россинским совместно с В. Васнецовым и посвящён Москве .
В последние годы жизни жил в Москве в « Доме Нирнзее » .
Семья
- Жена: Елена Дмитриевна Чичагова (1874—1971), дочь московского архитектора Дмитрия Николаевича Чичагова , — русская и советская художница ..
- Дочь: Россинская Татьяна Владимировна (1910—1991) — архитектор.
- Внучка: Россинская (Пармёнова) Елена Ивановна (1938—2013) — кандидат философских наук.
- Правнук: Пармёнов Алексей Борисович 1962 г.р. — архитектор, прож. в г. Москве.
Галерея
-
Портрет Фёдора Шаляпина. Холст, масло. 65х100 см (незаконченный).1900.
-
Девушка в русском сарафане. 87,5х52,5. Холст, масло. 1902.
-
Портрет Ф. М. Достоевского. Бумага, карандаш. 51х47. 1906.
-
Мой летающий брат. Портрет Б.И. Россинского . 190х75. Холст, масло. 1911.
-
Лист из альбома - Последние дни Л.Н. Толстого. Толстой открывает дверь в комнату дочери. Бумага, карандаш. Авторская литография. 44х30,5. 1911.
-
Лист из альбома — последние дни Л.Н. Толстого. За последней работой (Оптина пустынь). Бумага, карандаш. Авторская литография. 29х45 см. 1911.
-
Портрет князя Александра Шервашидзе (Чачба) . 89х63. Холст, масло. 1913.
-
Портрет В. Н. Фигнер. Авторская литография. Бумага, карандаш. 19х15. 1916.
-
Автопортрет. Бумага, уголь, пастель. 26х20. 15 ноября 1916 года.
-
Портрет С. В. Рахманинова. Авторская литография. Бумага, карандаш. 234х174. 1917.
Примечания
- Некоторые источники ошибочно указывают — 1897-й, когда он выбыл из училища и стал преподавателем рисования, но в 1898 году вернулся в училище.
- ↑ , с. 38.
- Загл. виньетка, титул и рис. пером Б. Зворыкина ; рис. в красках: В. Васнецова [и др.]; обл. В. Россинскаго; текст С. Н. А. и Е. И. В.; пер. на фр. и англ. яз. исполнены шк. Берлица, на нем. яз. исполнены Ф. А. Гретман.
- Бессонов, В. А., Янгиров, Р. М. Дом Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10). — М. : Интеллект-Центр, 2012. — С. 355. — 432 с. — ISBN 978-5-89790-913-1 .
Источники
- Семейный архив художника
Литература
- Сорокина Г. В. // Московский журнал. — 2013. — № 9 . — С. 85—96 . — ISSN .
- Телешов Н. Д. . — М. : Советский писатель , 1950. — 358 с. — 30 000 экз.
Ссылки
- 2020-12-31
- 1