Interested Article - Ренков, Николай Степанович

Никола́й Степа́нович Ренко́в ( 22 апреля [ 5 мая ] 1906 , Рыльск , Курская губерния 19 июля 1988 , Москва ) — советский кинооператор, один из крупнейших специалистов в области комбинированных съёмок фильмов. Автор учебных пособий и статей.

Биография

Родился 22 апреля ( 5 мая ) 1906 года в Рыльске Курской губернии . Учился во ВХУТЕМАСе , но, прервав учёбу, поступил на операторское отделение Государственной школы кинематографии (к августу 1930-го ставшего киноинститутом ГИК ). Получив диплом, в том же 1930 году приступил к работе на ещё строящейся киностудии « Мосфильм ». Дебютом стала работа мультоформителем в экспериментальном фильме Григория Александрова « Интернационал » . На студии произошла судьбоносная встреча с Александром Птушко , объединив их на годы совместной работы.

Видимо, творческие устремления, художественный темперамент, а главное, желание создавать «волшебные фильмы», у Птушко и Ренкова во многом совпадали, и Птушко приглашает начинающего оператора снять кукольную короткометражку «Властелин быта», а затем и полнометражный художественный фильм « Новый Гулливер », где главными героями должны были стать актёр и куклы.

Это был первый в мировой практике опыт создания художественного фильма, где живые и кукольные персонажи соединялись не монтажно, а действовали в одном кадре. Оригинальная творческая задача потребовала от оператора выработки и освоения абсолютно новых приёмов и способов съёмки, чтобы соединять движущегося актёра, снимаемого с частотой 24 кадра/с , с покадровой анимацией. В процессе подготовки пришлось провести множество расчётов масштабных и пространственных соотношений между куклами и актёром, подобрать необходимый характер и темп движения кукольных персонажей, чтобы получить одновременно жизнеподобные и гротесковые образы героев фильма — жителей Лилипутии. Для перемещения камеры при покадровых съёмках кукол были изготовлены специальные конструкции, позволяющие делать не только наезды, отъезды или проезды, но и имитировать съёмку с операторского крана. Особое внимание уделялось расчетам глубины резкости, чтобы при съемках кукол резкостные соотношения между первоплановыми куклами и куклами в глубине кадра соответствовали распределению резкости при съёмках актёра. На актёра и кукол нужно было устанавливать одинаковый по характеру, но совершенно разный по интенсивности световой рисунок.

Дмитрий Масуренков , «Мастера визуальных эффектов» 2006

Выпущенный на экраны в 1935 году фильм вызвал значительный резонанс в кинематографическом мире: за техническое новаторство с похвалой о фильме отзывался Чарли Чаплин .

В 1939−1941 годах помимо съёмок на студии Ренков вёл научно-исследовательскую работу в НИКФИ в области освоения стереоскопического кино и совершенствования комбинированных съёмок. В 1940 году вместе с А. Птушко снял первый советский стереоскопический фильм «Выходной день в Москве» . Поставил ряд инструктивных фильмов: «Дорисовка», «Перспективное совмещение» и др.

В 1941−1944 работал в составе ЦОКС , куда осенью 1941 года был эвакуирован «Мосфильм» . А также над картинами Тбилисской и Бакинской киностудий («Георгий Саакадзе», «Подводная лодка Т-9»).

В 1945 году привлёк к работе на студии младшего брата — А. С. Ренкова , сперва ассистировавшего ему на картине « Повесть о «Неистовом» , а со временем также ставшего оператором комбинированных съёмок ( что стало причиной многих неточностей даже в таких энциклопедических изданиях, как Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич , где работы одного приписали другому ).

Член Союза кинематографистов СССР . Создатель комбинированных съёмок в более чем 50 кинофильмах .

Умер 19 июля 1988 года . Похоронен на Хованском кладбище [ источник не указан 374 дня ] .

Избранная фильмография

Оператор

Мультипликация

Комбинированные съёмки

Сценарист

Художник

Награды

Библиография

  • Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Марковин. — М. : Госкиноиздат, 1941. — 135 с. — 2000 экз.
  • Птушко А., Ренков Н. Комбинированные и трюковые киносъёмки / Н. Гарвей. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 256 с. — 4500 экз.
  • Ренков Н. Как снимается кинофильм / Н. Гарвей. — учебное. — М. : Госкиноиздат, 1948. — 112 с. — 5000 экз.
  • Ренков Н. Блуждающая маска // « Советский экран » : журнал. — 1957. — Июнь ( № 11 ). — С. 16—17 . — ISSN .

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 октября 2018. 5 октября 2018 года.
  2. от 28 января 2019 на Wayback Machine // Первые в кино
  3. Майоров Николай. . . Первые в кино (24 ноября 2016). Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  4. Логотип YouTube
  5. . Дата обращения: 28 ноября 2018. 28 ноября 2018 года.
  6. Справочник Союза кинематографистов СССР. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. — С. 159. — 544 с. — 6000 экз.
  7. , с. 351.
  8. . gi-kursk.ru . Дата обращения: 19 февраля 2023.
  9. Логотип YouTube

Литература

  • Кинословарь в двух томах / Гл. ред. С. И. Юткевич. — Энциклопедии. Словари. Справочники. — М. : Советская энциклопедия , 1970. — Т. 2. — С. [419–420] (стб. 1–2). — 1423 с. — 82 000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 351. — 640 с. — 100 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Ренков, Николай Степанович