Родзянко, Александр Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко ; 22 мая 1915 , имение « Отрада », Новомосковский уезд , Екатеринославская губерния — 17 сентября 1999 , Вашингтон ) — епископ Православной церкви в Америке , епископ Сан-Францисский и Западно-Американский .
Владимир Михайлович Родзянко родился в родовом имении Отрада, которое располагалось поблизости села Попасное Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне Новомосковский район Днепропетровской области).
В семье было 8 детей, среди них Владимир был четвёртым .
Его отец, Михаил Михайлович Родзянко (1884—1956), был выпускником Московского университета, дед же, Михаил Владимирович Родзянко был председателем 3-й и 4-й Государственной Думы Российской империи . Это родство сыграло в судьбе будущего епископа Василия исключительно важную роль.
Мать Владимира — Елизавета Федоровна Родзянко, урождённая баронесса Мейендорф (1883—1985). Протопресвитер Иоанн Мейендорф по материнской линии приходился ему троюродным братом (согласно иным сведениям — двоюродным братом ).
В 1920 году дед и отец вместе со своими семьями были вынуждены покинуть родину и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия ), поскольку деду «удалось узнать, что по решению революционного правительства „вся семья бывшего председателя Государственной Думы до последнего внука“ была приговорена к смертной казни» .
Те страшные годы на всю жизнь запечатлелись в памяти Владимира, но к ним же относится одно светлое воспоминание, связанное с первым посещением маленьким Владимиром храма. Это случилось в Анапе .
В шесть лет к нему приставили гувернёра , бывшего белого офицера, который, желая отомстить его деду за участие в измене царю Николаю II , жестоко издевался над ребёнком. Много позже епископ Василий вспоминал: «Жизнь померкла для меня… У меня не было интереса к жизни».
В 1925 году поступил в Первую классическую русско-сербскую гимназию в Белграде , которую окончил в 1933 году . В том же году поступил на богословский факультет Белградского университета .
Пользовался особым покровительством митрополита Антония (Храповицкого) , с которым состоял в дальнем родстве. В 1926 году познакомился с иеромонахом Иоанном (Максимо́вичем) , который оказал на него огромное духовное влияние. Как вспоминал епископ Василий много позднее иеромонах Иоанн «сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь».
Участвовал в переговорах о примирении между митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским) .
30 июня 1937 года окончил богословский факультет Белградского университета со степенью кандидата богословия .
В том же году сочетался браком с Марией Васильевной Колюбаевой, дочерью священника, бежавшего из СССР .
В 1937—1939 годы по благословению священноначалия Сербской Церкви, получив стипендию от Англиканской Церкви , продолжил образование в аспирантуре при Лондонском университете , где изучал западные вероисповедания и теологию, писал диссертацию на тему «Пресвятая Троица и Её образ — человечество» .
По получении диплома в 1939 года был приглашён в Оксфорд для чтения курса лекций по русскому богословию. Однако этому помешала начавшаяся вторая мировая война . Владимир Родзянко в начале 1940 года возвратился в Югославию. Здесь он преподавал Закон Божий в сербско-венгерской школе в Нови-Саде .
В 1940 году Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) возведён в сан диакона , а 30 марта 1941 года в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде Патриархом Сербским Гавриилом был рукоположён в сан иерея и назначен на сербский приход при средней школе в Нови-Саде .
Был священником на сербских приходах в сёлах Станишич и Милетич в Воеводине , был секретарём Красного Креста . Добрые отношения у него сложились с епископом Бачским Иринеем (Чиричем) .
После оккупации Воеводины венгерскими и немецкими войсками номинально состоял в юрисдикции митрополита Берлинского Серафима (Ляде) Русской православной церкви за рубежом , которому была подведомственна Воеводина . Православные жители Воеводины в годы оккупации подверглись жестоким репрессиям. Священник Владимир принимал участие в сербском сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой украинскую девочку.
После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с Иосипом Броз Тито русские эмигранты начали выезжать в другие страны, многие возвращались на Родину. 3 апреля 1945 года он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I , в котором сообщал о своем желании служить Русской Православной Церкви , однако возвращение на родину так и не состоялось.
В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 года был арестован и приговорён к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудесном обновлении икон в его храме) .
Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями архиепископа Кентерберийского Джефри Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 года Владимир Родзянко был досрочно освобождён из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 году.
В 1953 году по приглашению епископа Николая (Велимировича) , проживавшего тогда в Лондоне , переехал в Великобританию и стал вторым священником в кафедральном соборе во имя святителя Саввы Сербского в юрисдикции Сербской Православной Церкви .
Священник Владимир Родзянко поступил на работу в русскоязычную службу британской радиовещательной корпорации Би-би-си . В 1955 году по его предложению было открыто религиозное радиовещание на СССР и Восточную Европу. Выступал с проповедями на радио Ассоциации «Славянская Библия», «Голос Православия» в Париже и на Радио Ватикана . Он преподавал богословие в Оксфордском университете , в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже .
В 1961 году участвовал в составе делегации Сербской Церкви в 3-й Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (Индия), где познакомился с епископом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) .
С 1968 году возглавлял братство святого Симеона и редактировал журнал Aion .
В марте 1978 года скончалась его супруга, а вскоре в автокатастрофе погиб старший внук Игорь .
В 1979 году ушёл с работы на радиостанции Би-би-си, после чего митрополит Антоний Сурожский в Лондоне постриг его в монашество с именем Василий в честь святителя Василия Великого . Он хотел нести монашеский молитвенный подвиг тайно, никому ни сказав, кроме самых близких .
Иеромонах Василий собирался отправиться на Афон , но получил приглашение стать викарием предстоятеля Православной Церкви в Америке . Получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа , был в конце года принят в юрисдикцию Православной Церкви в Америке и определён быть викарием её Предстоятеля .
В январе 1980 года протопресвитер Александр Шмеман писал в своём дневнике о впечатлении, которое архимандрит Василий произвёл на него при наречении во епископа : «Его речь при наречении — о видениях, старцах, чудесах. Лирика и нарциссизм. Явно — он хороший, горячий человек. Но до чего невыносим мне этот сладостно-духовный говорок, присущий православным. Почему этот сладкий тон в христианстве?»
12 января 1980 года в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев был хиротонисан в сан епископа Вашингтонского, викария Митрополита всей Америки и Канады. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор.
С 1 ноября 1980 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский , наместник Успенской женской обители в городе .
25 апреля 1984 года уволен на покой. Увольнение состоялось официально по старости, реально — в связи с консервативной церковной позицией, которая расходилась с точкой зрения большинства клира.
Уйдя на покой, поселился в Вашингтоне , где стал почётным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. Преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской духовных семинариях , сотрудничал с протопресвитером Александром Шмеманом и протопресвитером Иоанном Мейендорфом , другими видными богословами русской эмиграции. Возобновил передачи для России на волнах радиостанций « Голос Америки » и « Радио Ватикана ». С 1991 года принимал активное участие в работе радиостанции «София» (работавшей тогда на волнах Радио 1 ), провёл серию телевизионных бесед на религиозные темы.
До последних своих дней он окормлял православных эмигрантов в Вашингтоне и окрестностях. В конце жизни епископ Василий проводил семинары с группой протестантов, занимавшихся изучением восточных христианских церквей, а затем присоединил своих слушателей к православию.
Уже будучи епископом, в 1981 году он посетил СССР, где был тепло встречен теми, кто уже много лет почитал его как православного проповедника. В последующие годы неоднократно приезжал в Россию.
Протоиерей вспоминал о владыке Василии:
С епископом Василием я познакомился в 1988 году , когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нём можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым.
С 1992 года являлся почётным настоятелем храма «Малого Вознесения» на Большой Никитской улице в Москве .
В сентябре 1997 года был приглашён Юрием Любимовым на репетицию спектакля спектакля «Братья Карамазовы». После репетиции Епископ Василий Родзянко похвалил актёров и поздравил Юрия Любимова с наступающим юбилеем .
В 1998 году стал деканом богословско-философского факультета Университета Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре , читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» ( 1996 ) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».
В 1998 году произнёс короткую проповедь в Феодоровском соборе Царского Села , в которой, в частности, сказал:
Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречётся за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла». Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но всё-таки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед её народом и перед Царской семьёй, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от этого невольного греха.
Тяжело переживал бомбардировки Югославии силами НАТО ; на вопрос как он относится к этому, отвечал: «Так, как если бы бомбили Москву и Россию». Как отмечал Владимир Щербинин, после начала бомбардировок он неожиданно сдал, слёг .
За две недели до его кончины во время телефонного разговора он сказал: «Ноги совсем не ходят… Служил литургию на Преображение, сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился» .
Скончался в ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне от сердечного приступа .
23 сентября 1999 года митрополит Феодосий (Лазор) в сослужении трёх архиереев совершил отпевание епископа Василия в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. В отпевании участвовало многочисленное духовенство при большом стечении молящихся. Он похоронен в Вашингтоне на православном участке .
До 22-х лет, до посещения им Музей естественной истории в Южном Кенсингтоне , Владимир Михайлович Родзянко признавал картину сотворения мира, изложенную в Библии ; он считал теорию эволюции научной фантастикой, которой не существует. Здесь он резко поменял свои взгляды и принял научную картину образования Вселенной и эволюционное учение . В своём основном богословском труде «Теория распада Вселенной и вера отцов», написанном в 1996 году, Василий (Родзянко) изложил своё ви́дение на согласование научной картины мира и Библии . Согласно этому сочинению, сотворение мира в Библии предшествовало большому взрыву и эволюции ; стало причиной возникновения современного нами наблюдаемого тленного мира ― космоса, сменившего изначальное творение, гармоничное и совершенное, описанное в Библии; поскольку мир кардинально изменился из-за , то наука или естествознание не может проникнуть принципиально в познание мира, созданного Богом и описанного в книге Бытия ; утраченный мир или космос вернется только в конце времен , во время второго пришествия Христа .
О владыке Василии был снят многосерийный документальный фильм «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба», в котором он рассказал о своей жизни.
Епископу Василию посвящена одна из глав книги « Несвятые святые » архимандрита Тихона (Шевкунова) .
По воспоминаниям диакона Владимира Василика : «Мне запомнилась удивительное величие Владыки, каким-то непостижимым образом соединенное с сердечной простотой и доступностью. С простым студентом он мог общаться так же, как и с лицами, облеченными саном и властью, и в то же время ты понимал, кто перед тобой» .