Серге́й Никола́евич Ла́зарев
(род.
4 сентября
1952
,
Ейск
,
Краснодарский край
,
РСФСР
,
СССР
) — российский
парапсихолог
и писатель, пишущий про информационно-энергетические поля человека, деятель «
Нью-эйдж
»
. Автор серий
псевдонаучных
книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания». С 1993 года проводит семинары, лекции и презентации в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России, а также в Германии, Израиле, Польше, Украине, Чехии и других странах
.
По заявлениям С. Н. Лазарева, с начала 1980-х годов начал заниматься
экстрасенсорикой
,
биоэнергетикой
; в 1989 году возглавил секцию дистанционной диагностики и коррекции в
.
С. Н. Лазарев является автором серий
псевдонаучных
книг «
», «Человек будущего» и «Опыт выживания».
С начала 1990-х годов выпущены 12 книг С. Н. Лазарева серии «Диагностика кармы», 7 книг серии «Человек будущего», 7 книг серии «Диагностика кармы (вторая серия). Опыт выживания», 2 книги серии «40 вопросов о душе, судьбе и здоровье», а также 7 внесерийных книг «Здоровье человека. Встреча науки и религии», «Выздоровление души», «Секреты семейного счастья», «Облики гордыни», «Блаженны нищие духом», «Преодоление гордыни», «Лекарство от всех болезней».
Режиссёр, актёр, педагог и литератор
Марк Захаров
в своей авторской программе «Серпантин» (1994) отметил «бесспорные достоинства и большой интерес», вызываемый книгой Лазарева «Диагностика кармы»
. По мнению М. Захарова:
Ко всем прочим достоинствам книги здесь есть ещё одно качество, которое я прежде не встречал, когда встречаешь слово «карма» — вот есть какая-то неразрывная связь с нашим христианским мировоззрением, с православными ценностями, и очень точно, так сказать, растолковано и, так сказать, объяснено вот это вот единство неких открытий
восточной философии
и нашего родного православия.
Однако,
концепции
С. Н. Лазарева критикуются представителями науки. Так, в контексте рассмотрения научного статуса
валеологии
кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Института философии РАН
Л. В. Фесенкова и кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института философии РАН А. Т. Шаталов приходят к выводу (2001) о невозможности объединения на нынешнем этапе развития науки, в рамках построения общей (
интегральной
) теории здоровья, концепции «кармической медицины» С. Н. Лазарева, основанной на идее использования энергии из
потустороннего мира
,
биоэнергетике
, «универсальных законах Космоса», с современной медициной, базирующейся на
общепринятых в науке представлениях
, где «
физическое
определяет
психическое
», а «основа всего —
материя
, физическая,
физиологическая
телесность
»
.
В другой работе (2008) Л. В. Фесенкова, снова обращаясь к вопросу о возможности соединения «кармической медицины» С. Н. Лазарева с обычной медициной, отмечает, что «Лазарев стремится осуществить
целостный
подход к человеку, рассматривая его не только как
организм
. Он лечит не болезнь. Он лечит
всего
человека, причём его духовный план для Лазарева является определяющим», где «
этическая позиция
человека играет главную роль в его здоровье, а нарушения этических норм и духовных параметров может вызвать не только болезнь, но и повлиять на всю его [человека] судьбу». Как указывает Фесенкова, "Лазарев полагает, что механизм
кармы
регулирует единство и взаимоотношения человека со Вселенной, где представления о карме находятся в теснейшей связи с идеей перевоплощения или
реинкарнации
. В представлении Лазарева «
подсознание
и
биополе
— это одно и то же», где любое воздействие на «биополевые структуры» есть воздействие на «подсознание» и все системы физиологической и психической
саморегуляции
. Лазарев считает, что законы этики являются «фундаментальными законами мира», а их нарушение является главной причиной болезней
.
Далее Л. В. Фесенкова отмечает, что
:
Представления Лазарева о человеке и мире находятся в вопиющем противоречии с научными данными. Он игнорирует представления современной медицины о закономерностях функционирования человеческого тела, отрицает открытия
генетики
, полагая, что передача
наследственной информации
происходит через полевые структуры материи, которые передаются детям от родителей. Все научные авторитеты он бестрепетно отвергает. Для него не существует ни
Ламарка
, ни
Дарвина
, ни
Эйнштейна
, ни других гигантов науки, воззрения которых лежат в основе современных представлений о мире.
Деятельность С. Н. Лазарева критикуют представители
антикультового движения
,
христианских
внеконфессиональных
организаций
,
Русской православной церкви
.
Диакон
Андрей Кураев
в 1997 году отметил книгу «Диагностика кармы» как «одну из самых популярных книг последних лет», которая «была воспринята как призыв к самопознанию», и назвал её безнравственной. По его мнению, работа автора является непрофессиональной — из-за заявлений, что человек мог кем-то быть в прошлых жизнях. По мнению Кураева, Лазарев тем самым отрицает положение кармической философии об иллюзорности любого «я» и этим дискредитирует себя как профессиональный философ
.
Православный
богослов
А. Л. Дворкин
в 2002 году причислил «Диагностику кармы» к «оккультным
движениям
и течениям» в ряду «отечественных
сект
»
.
Т. Медведев, Т. Калашникова и доктор медицинских наук, профессор А. С. Гарицын, исследуя в статье «„Диагностика кармы“, или „
Поцелуй Иуды
“» (первоначально опубликованной в газете «Благовест») публикацию С. Н. Лазарева «Диагностика кармы» с медицинской и
православной
позиций
, отмечают:
Подход автора таит в себе и другую серьёзную опасность. Его «легкость» обращения с понятиями из духовной и физической реальностей, из научной и религиозной областей приводит к дальнейшей терминологической путанице <...> Создавая систему «полевой саморегуляции», где основным параметром является любовь, автор открыто указывает свои духовные источники: приёмы
чёрной магии
,
колдовства
, методы
знахарей
, восточные
психотехники
. Причину бедственного положения современного человека Лазарев видит в отступлении от высших этических законов, закрытии «
третьего глаза
» и утрате прежнего «духовного просветления». Причины атрофии «третьего глаза» остаются неуточнёнными. Выход из сложившейся ситуации автор видит в изменении мировоззрения человека, очищении кармы каждого и человечества в целом через коррекцию полевых структур группой лиц со светлой кармой.
В
2019 году
, в рамках
IV конкурса
«
На Благо Мира
», в номинации «Познавательная литература», С. Н. Лазарев был награждён специальным призом — малой статуэткой — за книгу «Человек будущего. Воспитание родителей. Ответы на вопросы»
.
В
2020 году
С. Н. Лазарев, в рамках
V конкурса «На Благо Мира»
, стал лауреатом первой премии в номинации «Познавательная литература» за книгу «Преодоление гордыни»
.
В 2021 году С.Н. Лазарев, в рамках VI
конкурса «На Благо Мира»
, стал лауреатом второй премии в номинации «Познавательная литература» за книгу «Рецепт счастья"»
Библиография
На русском
Книги
Диагностика кармы
Диагностика кармы. Кн. 1. Система полевой саморегуляции. —
СПб.
: Сфера, 1993. — 155 с. —
ISBN 5-88250-005-2
.
Диагностика кармы. Кн. 3. Любовь. —
СПб.
: Акад. парапсихологии, 1996. — 153 с. —
ISBN 5-900819-01-9
.
Диагностика кармы. Кн. 4. Прикосновение к будущему. —
СПб.
: Акад. парапсихологии, 1997. — 205 с. —
ISBN 5-900819-02-X
.
Диагностика кармы. Кн. 5. Ответы на вопросы. —
СПб.
: [б. и.], 1998. — 282 с. —
ISBN 5-900694-04-6
.
Диагностика кармы. Кн. 6. Ступени к Божественному. —
СПб.
: [б. и.], 1999. — 254 с. —
ISBN 5-900694-05-4
.
Диагностика кармы. Кн. 7. Преодоление чувственного счастья. — [б. и.], 2001. — 256 с. —
100 000 экз.
—
ISBN 5-900694-06-2
.
Диагностика кармы. Кн. 8. Диалог с читателями. —
СПб.
: [б. и.], 2003. — 192 с. —
50 000 экз.
—
ISBN 5-900694-08-9
.
Диагностика кармы. Кн. 9. Пособие по выживанию. —
СПб.
: [б. и.], 2003. — 192 с. —
ISBN 5-900694-09-7
.
Диагностика кармы. Кн. 10. Продолжение диалога. —
СПб.
: [б. и.], 2005. — 188 с. —
ISBN 5-900694-10-0
.
Диагностика кармы. Кн. 11. Завершение диалога. —
СПб.
: [б. и.], 2005. — 192 с. —
ISBN 5-900694-07-0
.
Диагностика кармы. Кн. 12. Жизнь, как взмах крыльев бабочки. —
СПб.
: Лазарев С. Н., 2007. — 192 с. —
100 000 экз.
—
ISBN 978-5-900694-11-5
.
Сборники
Диагностика кармы. В 2-х тт. Т. 1. Кн. 1. Система полевой саморегуляции; Кн. 2. Чистая карма; Кн. 3. Любовь. —
СПб.
: [б. и.], 2000. — 670 с. —
ISBN 5-900694-06-2
.
Диагностика кармы. В 2-х тт. Т. 2. Кн. 4. Прикосновение к будущему; Кн. 5. Ответы на вопросы; Кн. 6. Ступени к Божественному. —
СПб.
: [б. и.], 2000. — 734 с. —
ISBN 5-900694-07-0
.
Человек будущего
Человек будущего. Первый шаг в будущее. —
СПб.
: Глобус, 2007. — 256 с. —
100 000 экз.
—
ISBN 978-5-900694-13-9
.
Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 1. —
СПб.
: Глобус, 2008. — 240 с. —
100 000 экз.
—
ISBN 978-5-900694-15-3
.
Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. —
СПб.
: Глобус, 2008. — 272 с. —
20 000 экз.
—
ISBN 978-5-900694-17-7
.
Далее авторы также приходят к выводу о
невозможности
[на современном этапе развития науки] общей (интегральной) теории здоровья и в рамках
только лишь
[ныне существующих]
научных
представлений о мире
(с. 112), при этом
позитивно
оценивая в контексте постановки проблемы создания
единой целостной системы здоровья
такую («первоочередную») задачу как «нахождение
общности
в таких, казалось бы альтернативных мировоззренческих системах, как
христианство
и
буддизм
,
индуизм
,
даосизм
» (с. 113—114).
, с. 111—112.
, с. 13.
.
Помимо рассмотрения 1-й и 2-й книг серии «Диагностика кармы» С. Н. Лазарева А. Кураев в работе также анализирует книгу «Лазарев С. Н. Кармические задачи. Пути их решения. — М., 1995», являющуюся
имитацией
(
подделкой
) книг Лазарева С. Н., ошибочно причисляя её к оригинальному авторству С. Н. Лазарева.
.
.
.
(рус.)
// Премия «На Благо Мира». — 2019. — 8 декабря.
(рус.)
// Премия «На Благо Мира». — 2020. — 11 декабря.
16 декабря 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 февраля 2014.
30 июня 2014 года.
Литература
критика
Алфёров К.
// сайт
, 02.2012 г.
Бей И. Г. (
магистр богословия
).
// Астанайский Православный Вестник : газета. —
Астана
: Константино-Еленинский кафедральный собор, 2009. — Июнь (
№ 4
). —
С. 13
.
Бранч К.
: сайт. —
.
Гарицын А. С., Медведев Т., Калашникова Т.
//
/ Сост. Александр Раков, Олег Казаков. —
СПб.
: Диоптра, 1999. — 158 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5853250280
.
Мерзляков М. В.
// электронный Информационный бюллетень «Религия сегодня» : сайт. —
Астана
: Национальный информационный ресурсный центр НПО Республики Казахстан, 2009. —
Вып. 2
. —
С. 50—55
.
Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т.
// Философия здоровья. —
М.
:
ИФ РАН
, 2001. — С. 110—128. — 242 с. —
500 экз.
—
ISBN 5-201-02071-2
.