Это
служебный список
статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из
проектов
.
Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии.
«
Петрушка
», русские потешные сцены в четырёх картинах (1910―1911, редакция 1948), либретто А. Бенуа. Первое исполнение ― 13 июня 1911, Париж,
театр Шатле
, под управлением
Пьера Монтё
.
«
Весна священная
» (
фр.
Le Sacre du printemps
,
англ.
The Rite of Spring
), сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением Пьера Монтё
«
Соловей
», опера в трёх действиях (1908―1914), либретто автора и
по одноимённой сказке Андерсена. Первое исполнение ― 26 мая 1914, Париж, Гранд-опера, под управлением Пьера Монтё.
«
Байка про лису, петуха, кота да барана
» (
фр.
Renard: Histoire burlesque
, 1915―1916). «Весёлое представление с пением и музыкой». Либретто автора по русским сказкам из сборника А.Н. Афанасьева. Первое исполнение ― 18 мая 1922, Париж, Гранд-опера.
«
Свадебка
» (
фр.
Les Noces
), русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1921―1923), либретто автора по русским народным песням из сборника
П. В. Киреевского
. Первое исполнение ― 13 июня 1923, Париж, под управлением Эрнеста Ансерме. Существует в нескольких авторских редакциях, на русском, французском и английском языках.
«
История солдата
» («Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая»;
фр.
L'Histoire du Soldat
) для трёх чтецов, танцовщицы и инструментального ансамбля (1918), либретто
Ш. Ф. Рамю
по русской народной сказке. Первое исполнение ― 28 сентября 1918, Лозанна, под управлением Эрнеста Ансерме.
«
Пульчинелла
», балет с пением в одном действии по музыке
,
Перголези
и других композиторов (1919―1920), либретто Л. Мясина. Первое исполнение ― 15 мая 1920, Париж, Гранд-опера, под управлением Эрнеста Ансерме.
«
Мавра
», комическая опера в одном действии (1922), либретто Б. Кохно по поэме А. С. Пушкина «
Домик в Коломне
». Первое исполнение ― 3 июня 1922, Париж, Гранд-опера, под управлением Гжегожа Фительберга.
«
Царь Эдип
», опера-оратория для чтеца, голосов, мужского хора и оркестра (1926―1927), либретто Ж. Кокто по трагедии Софокла. Первое исполнение в концерте ― 30 мая 1927, Париж, под управлением автора; первая постановка ― 23 февраля 1928, Венская государственная опера.
«
», балет в двух сценах (1928). Первое исполнение ― 27 апреля 1928, Вашингтон, Библиотека Конгресса, под управлением Ханса Киндлера
«
», балет в четырёх сценах по музыке Чайковского (1928), либретто автора на основе сказок Андерсена. Первое исполнение ― 27 ноября 1928, Париж, Гранд-опера, под управлением автора
«
Персефона
», мелодрама в трёх сценах для чтеца, тенора, хора и оркестра (1933―1934), либретто А. Жида. Первое исполнение ― 30 апреля 1934, Париж, Гранд-опера, под управлением автора.
«
» (
фр.
Jeu de cartes
), балет «в трёх сдачах» (1936―1937), либретто автора. Первое исполнение ― 27 апреля 1937, Нью-Йорк, Метрополитен-опера, хореография Джорджа Баланчина, под управлением автора.
«
», балет в трёх сценах (1947). Первое исполнение ― 28 апреля 1948, Нью-Йорк, Городской центр музыки и драмы, под управлением автора.
«
Похождения повесы
» (
англ.
The Rake's Progress
), опера в трёх действиях с эпилогом (1947―1951), либретто Честера Коллмена и
Уистена Одена
по картинам
Уильяма Хогарта
. Первое исполнение ― 11 сентября 1951, Венеция, театр Ла Фениче, под управлением автора.
«
», балет (1957). Первое исполнение ― 17 июня 1957, Лос-Анджелес, под управлением
Р. Крафта
. Первая постановка ― 1 декабря 1957, Нью-Йорк, Городской центр музыки и драмы, под управлением Р. Ирвинга
«
» (
англ.
The Flood
), библейская опера для солистов, актёров, чтеца и оркестра (1961―1962). Первое исполнение ― 14 июня 1962 на телеканале CBS, под управлением автора и Р. Крафта. Первая сценическая постановка ― 30 апреля 1963, Гамбургская государственная опера, под управлением Крафта.
Оркестровые произведения
Симфония Es-dur, op. 1 (1905―1907). Первое исполнение: вторая и третья части ― 14 (27) апреля 1907, Петербург, под управлением
Гуго Варлиха
, полностью ― 22 января (4 февраля) 1908, там же, под управлением
Ф. Блуменфельда
.
Фантастическое скерцо, ор. 3 (1907―1908). Первое исполнение ― 24 января (6 февраля) 1909, Петербург, под управлением
А. И. Зилоти
.
«Фейерверк» (
англ.
Fireworks
), ор. 4. Первое исполнение ― 9 (22) января 1910, Петербург, под управлением Зилоти.
«
Погребальная песнь
», op. 5. Первое исполнение ― 17 (30) января 1909, Петербург, под управлением Ф.Блуменфельда
Первая редакция (1910). Первое исполнение ― 23 октября (5 ноября) 1910, Петербург, под управлением Зилоти.
Вторая редакция (1919). Первое исполнение ― 12 апреля 1919, Женева, под управлением
Эрнеста Ансерме
Третья редакция (1945). Первое исполнение ― 24 октября 1945, Нью-Йорк, под управлением Яши Горенштейна
«
Песнь соловья
». Симфоническая поэма на материале оперы «Соловей» (музыки 2-го и 3-го актов). Первое исполнение ― 6 декабря 1919, Женева, под управлением Эрнеста Ансерме
Сюита из балета «
Пульчинелла
» для камерного оркестра (1922; 2-я ред. 1949; 3-я ред. 1965). Первое исполнение ― 22 декабря 1922, Бостон, дирижёр Пьер Монтё
Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов (1923―1924). Первое исполнение ― 22 мая 1924, Париж, автор и оркестр под управлением С. Кусевицкого.
Каприччио для фортепиано с оркестром (1928―1929). Первое исполнение ― 6 декабря 1929, Париж, автор и оркестр под управлением Э. Ансерме.
Симфония псалмов
(
англ.
Symphony of psalms
), хоровая симфония (1930). Первое исполнение ― 13 декабря 1930, Брюссель, под управлением Э. Ансерме
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (1931). Первое исполнение ― 23 октября 1931, Берлин,
Самуил Душкин
и оркестр под управлением автора.
Дивертисмент (из балета «
»; 1934). Первое исполнение ― 4 ноября 1934, Париж, под управлением автора.
«Дамбартон Оукс»
(
англ.
Dumbarton Oaks
), концерт для камерного оркестра (1937―1938). Первое исполнение ― 8 мая 1938, Вашингтон, под управлением
Нади Буланже
.
Симфония in C (
англ.
Symphony in C
) (1938―1940). Первое исполнение ― 7 ноября 1940, Чикаго, под управлением автора.
«
» для камерного оркестра (1940―1942). Первое исполнение ― 8 февраля 1942, Лос-Анджелес, под управлением автора.
«Цирковая полька для молодого слона» (
англ.
Circus Polka
, 1942). Первое исполнение ― 13 января 1944, под управлением автора.
«4 пьесы в норвежском духе», также «Четыре норвежских впечатления»
(
англ.
Four Norwegian Moods
, 1942). Первое исполнение ― 13 января 1944, под управлением автора.
Ода (
англ.
Ode. Elegiacal chant
, 1943). Первое исполнение ― 8 октября 1943, Бостон, под управлением С. Кусевицкого.
Симфония в трёх частях (
англ.
Symphony in three movements
), вариант перевода: Симфония в трёх движениях (1945). Первое исполнение ― 24 января 1946, Нью-Йорк, под управлением автора.
Скерцо в русском стиле (
фр.
Scherzo à la russe
), вариант перевода: «Русское скерцо». Первая редакция (1944) инструментована для джаз-бенда
П. Уайтмена
, вторая (1945) — для обычного оркестра, третья (1954) — для двух фортепиано. Первое исполнение ― 24 марта 1946, Сан-Франциско, с оркестром под управлением автора.
Базельский
концерт (
англ.
Basle Concerto
) для струнных; альтернативное название: Струнный концерт в Ре (
англ.
Concerto in D for String Orchestra
) (1946). Первое исполнение ― 27 января 1947, Базель, под управлением
Пауля Захера
«Движения» (
англ.
Movements
)
для фортепиано с оркестром (1958―1959). Первое исполнение ― 10 января 1960, Нью-Йорк, М. Вебер и оркестр под управлением автора
Вариации памяти
Олдоса Хаксли
(
англ.
Variations Aldous Huxley in memoriam
, 1963―1964). Первое исполнение ― 17 апреля 1965, Чикаго, под управлением
Роберта Крафта
Канон на тему русской народной песни (Canon on a Popular Russian Tune; 1965)
«Подблюдные
. Четыре русские крестьянские песни для женского хора» (
англ.
Four Russian Peasant Songs
(1917); редакция 1954 — для хора и четырёх валторн):
У Спаса в Чигисах
Овсень
Щука
Пузище
«Отче наш» для хора без сопровождения (1926); редакция 1949 г. под названием
Pater noster
, с латинским текстом
«Символ веры» для хора без сопровождения (1932); редакция 1949 г. под названием
Credo
, с латинским текстом
«Богородице Дево радуйся» для хора без сопровождения (1932); редакция 1949 г. под названием
Ave Maria
, с латинским текстом
«Вавилон» (
англ.
Babel
). Кантата для чтеца, мужского хора и оркестра (1944)
Месса, для смешанного хора и ансамбля духовых (1948). Премьера: 27 октября 1948, Милан. Исполнители: хор и оркестр театра «Ла Скала» под управлением Э. Ансерме.
Кантата на стихи неизвестных английских поэтов XV—XVI веков. (
англ.
Cantata on Anonymous 15th and 16th Century English Lyrics
), для голосов, женского хора и инструментального ансамбля (1952)
Духовная песня в честь святого Марка (
лат.
Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis
) для тенора и баритона соло, хора и оркестра
«Плач пророка Иеремии»
(
лат.
Threni, id est lamentationes Jeremiae Prophetae
) для солистов, хора и оркестра (1957―1958)
Кантата «Проповедь, притча и молитва» (
англ.
Cantata: a Sermon, a Narrative, and a Prayer
), для альта и тенора соло, чтеца, хора и оркестра
Гимн на стихи Т. С. Элиота (
англ.
Anthem: "The dove descending breaks the air"
), для хора без сопровождения (1962)
Интроит
памяти Т. С. Элиота (
англ.
Introitus. T. S. Eliot in memoriam
), для мужского хора и камерного ансамбля (1965, текст — фрагмент стандартного латинского
реквиема
)
«Туча», романс на стихи Пушкина для голоса и фортепиано (1902)
«Как грибы на войну сбирались» для баса и фортепиано (1904)
«Фавн и пастушка». Три песни для меццо-сопрано с оркестром, ор. 2 (1906):
Пастушка
Фавн
Река
Из воспоминаний юношеских годов. Три песенки (для голоса и фп., 1906; для сопрано и ансамбля — редакция 1930 г.):
Сороченька
Ворона
Чичер-Ячер
Два романса для меццо-сопрано и фортепиано, ор. 6 (1908?)
Пастораль. Песня без слов (
фр.
Pastorale: Chant sans paroles
), для сопрано и фортепиано (1907)
Два стихотворения П.Верлена для баритона и фортепиано (1910; редакция 1951 г. — для мужского голоса и ансамбля):
Белая луна (La lune blanche)
Мудрость (Sagesse)
Два стихотворения К.Бальмонта для сопрано или тенора и фортепиано (1911; редакция 1954 — для сопрано и инструментального ансамбля):
Незабудочка-цветочек
Голубь
Три стихотворения из японской лирики для сопрано и фортепиано (1912―1913):
Акахито (Akahito)
Масацумэ (Mazatsumi)
Цараюки (Tsaraiuki)
«Прибаутки» (
фр.
Chansons plaisantes
,
англ.
Pleasant Songs
) для мужского голоса и фортепиано (1914, позднейшая редакция — для голоса и восьми струнных инструментов). На русские народные тексты из собрания сказок А.Афанасьева:
Корнило
Наташка
Полковник
Старец и заяц
«Кошачьи колыбельные» (
фр.
Berceuses du chat
) для контральто и трёх кларнетов (1915)
Спи, кот
Кот на печи
Бай, бай
У кота, кота
«Детские песенки» (Три истории для детей;
фр.
Trois histoires pour enfants
) для голоса и фортепиано (1917):
Тилим-бом
Гуси-лебеди
Медведь. Сказка с песенкой
Колыбельная для голоса и фортепиано (1917)
Четыре русские песни (
фр.
Quatre chants russes
) для голоса и фортепиано (1919):
Селезень
Запевная
Сидит воробей
Сектантская
«Маленький гармонический Рамюзаний», посвящение Ш. Рамюзу (1937)
Посвящение Наде Буланже для двух теноров (1947)
Три песни из Вильяма Шекспира, для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта (1953):
Musick to heare
Full fadom five
Spring (When Dasies pied)
Памяти
Дилана Томаса
. Траурные каноны и песнь для тенора, струнного квартета и четырёх тромбонов (1954)
Dirge-Canons (Prelude)
Do not go gentle into that good night
Dirge-Canons (Postlude)
Четыре песни для меццо-сопрано, флейты, арфы и гитары (1954):
Селезень (аранжировка № 1 из сб. "Четыре русские песни", 1919)
Сектантская (аранжировка № 4 из сб. "Четыре русские песни", 1919)
Гуси-лебеди (аранжировка № 2 из сб. "Детские песенки", 1917)
Тилим-бом (аранжировка № 1 из сб. "Детские песенки", 1917)
Авраам и Исаак. Баллада для баритона и оркестра (1962―1963)
Элегия Дж. Ф. Кеннеди (
англ.
Elegy for J.F.K.
), для баритона или меццо-сопрано и трёх кларнетов (1964)
Сова и кошечка (
англ.
The Owl and the Pussy-cat
,
фр.
Le Hibou et le chat
), для голоса и фортепиано (1966), на стихи
Эдварда Лира
Камерные произведения
Три пьесы для струнного квартета (1914) (пьесы не имеют заголовков)
Рэгтайм (
англ.
Rag-Time
, 1917―1918). Первое исполнение ― 27 апреля 1920, Лондон, под управлением Артура Блисса.
Три пьесы для кларнета соло (1918)
Дуэт для двух фаготов (1918)
Сюита из «Истории солдата» для скрипки, кларнета и фортепиано (1918―1919)
Концертино для струнного квартета (1920)
Симфонии духовых инструментов (
англ.
Symphonies of Wind Instruments
), памяти Дебюсси; вариант перевода: Симфония для духовых (1920, редакция 1947). Первое исполнение ― 10 июня 1921, Лондон, под управлением С.Кусевицкого
Октет для духовых (1924)
Концертный дуэт (
фр.
Duo concertant
) для скрипки и фортепиано (1931―1932).
Прелюдия для джаз-банда (
англ.
Preludium for Jazz Band
, 1936―1937; редакция 1953). Первое исполнение ― 18 октября 1953, Лос-Анджелес, под управлением Крафта
Элегия для альта (1944)
Эбони-концерт (
англ.
Ebony Concerto
; вариант перевода: Чёрный концерт), для
кларнета
и джаз-оркестра (1945). Первое исполнение ― 25 марта 1946, Нью-Йорк,
Вуди Герман
и ансамбль под управлением
Уолтера Хендла
.
Септет для струнных, духовых и фортепиано (1952―1953)
Эпитафия к надгробию Макса Эгона (
англ.
Epitaphium for the Tombstone of Prince Max Egon zu Fürstenberg
), для флейты, кларнета и арфы (1959)
Двойной канон памяти Рауля Дюфи (
англ.
Double Canon "Raoul Dufy in memoriam"
) для струнного квартета (1959)
Колыбельная для двух блокфлейт (1960)
Фанфары для двух труб (
англ.
Fanfare for Two Trumpets
, 1964)
Произведения для фортепиано
Скерцо (1902)
Соната f-moll (1902)
Этюды, ор. 7 (1908)
Вальс цветов (Цветочный вальс) для фп. в четыре руки (1914)
Три лёгкие пьесы в четыре руки (1914―1915)
Марш
Вальс
Полька
Детский вальс (1916?)
Мадрид. Этюд для пианолы (1917)
Пять лёгких пьес в четыре руки (1917)
Andante
Испанская
Балалайка
Неаполитанская
Галоп
Рэгтайм (1918)
Piano-Rag-Music (1919)
Концертино в четыре руки (1920)
Пять пальцев. Восемь легчайших мелодий на 5 нот (1921):
Andantino
Allegro
Allegretto
Larghetto
Moderato
Lento
Vivo
Pesante
Соната для фортепиано (1924):
I. <четверть> = 112
II. Adagietto
III. <четверть> = 112
Серенада in A (1925):
I. Hymne
II. Romanze
III. Rondoletto
IV. Cadenza finale
Концерт для двух фортепиано (1932―1935)
I. Con moto
II. Notturno. Adagietto
III. Quattro variazioni
IV. Prelude e Fuga
Танго (1940)
Соната для двух фортепиано (1943―1944)
I. Moderato
II. Theme with variations
III. Allegretto
Переложения, обработки
На протяжении всей жизни Стравинский обрабатывал и перерабатывал собственные и (реже) чужие сочинения. Наиболее часто обработка представляла собой переложение раннего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов. В некоторых случаях обработке сопутствовала переделка оригинальной музыки (расширение, сокращение, варьирование и т.п.), в таких случаях говорят о «редакции». Помимо собственных Стравинский обрабатывал сочинения других композиторов в тех же весьма подвижных границах — от «простой» инструментовки (духовные песни
Х. Вольфа
) до полномасштабного авторского переосмысления («Пульчинелла» на музыку
Дж. Б. Перголези
).
«Дубинушка» (
англ.
Song of the Volga Boatmen
) для духовых и ударных инструментов. Переложение русской народной песни (1917)
Гробница Клода Дебюсси (
фр.
Tombeau de Claude Debussy
). Траурный хорал для фортепиано (фортепианное переложение финала сочинения «Симфонии духовых») (1920)
Три фрагмента из балета «Петрушка», для фортепиано (1921)
Сюита № 2 для малого оркестра (1921). Оркестровка ранних фортепианных сочинений. Первое исполнение ― 25 ноября 1925, Франкфурт, под управлением
Германа Шерхена
:
Марш
Вальс
Полька
Галоп
Пастораль, для сопрано, гобоя, англ. рожка, кларнета и фагота (1923). Инструментовка Пасторали для сопрано и фп. (1907)
Сюита № 1 для малого оркестра (1925). Оркестровка ранних фортепианных сочинений. Первое исполнение ― 2 марта 1926, Харлем, под управлением автора:
Andante
Неаполитанская
Испанская
Балалайка
Четыре этюда для оркестра и фортепиано (1928―1929). Инструментовка Трёх пьес для струнного квартета (1914, без названий) и этюда «Мадрид» для пианолы (1917). Первое исполнение ― 7 ноября 1930, Берлин, под управлением Э. Ансерме
Danse / Танец
Eccentrique / Эксцентрик
Cantique / Песнопение
Madrid / Мадрид
Итальянская сюита для виолончели и фортепиано. Переложение музыки балета «Пульчинелла» (1932)
Итальянская сюита для скрипки и фортепиано. Переложение музыки балета «Пульчинелла» (1933)
Пастораль, для скрипки и фп. (1933). Инструментовка и расширенная редакция Пасторали для сопрано и фп. (1907)
Пастораль, для скрипки, гобоя, англ. рожка, кларнета и фагота (1933). Инструментовка и расширенная редакция Пасторали для сопрано и фп. (1907)
Синяя птица (
англ.
Bluebird
). Па-де-де из балета
«Спящая красавица»
П. И. Чайковского, для камерного оркестра (1941)
Танго для камерного оркестра (1941). Инструментовка Танго для фортепиано (1940). Первое исполнение — Бенни Гудмен, июль 1941.
Концертино для двенадцати инструментов (1952). Переложение Концертино для струнного квартета (1920). Первое исполнение ― 11 ноября 1952, Лос-Анджелес, под управлением автора.
Танго для 19 инструментов (1953). Инструментовка Танго для фортепиано (1940). Первое исполнение ― 19 октября 1953, Лос-Анджелес, под управлением Р.Крафта
Вариации на хорал "Vom Himmel hoch", для хора с оркестром (1956). Аранжировка музыки И.-С. Баха (BWV 769)
«Памятник Джезуальдо к 400-летию» (
лат.
Monumentum pro Gesualdo di Venosa ad CD Annum: three madrigals recomposed for instruments
), оркестровка трёх
мадригалов
Джезуальдо
(1960). Первое исполнение ― 27 сентября 1960, Венеция, под управлением автора:
Asciugate i begli occhi (мадригал 14 из Пятой книги)
Ma tu, cagion (мадригал 18 из Пятой книги)
Beltà poi che t'assenti (мадригал 2 из Шестой книги)
Восемь инструментальных миниатюр для пятнадцати инструментов (1962). Инструментовка фортепианной сюиты «Пять пальцев» (1921). Первое исполнение ― 29 апреля 1962, Торонто, под управлением автора.
Две духовные песни
Х. Вольфа
, для сопрано и инструментального ансамбля (1968):
Herr, was trägt der Boden hier
Wunden trägst du...
Утерянные и неопубликованные сочинения
Тарантелла, для фортепиано (1898)
Кантата на 60-летие Римского-Корсакова, для хора и фортепиано (1904)
«Кондуктор и тарантул» для голоса и фортепиано (1906)
Марш для двенадцати инструментов (1915, не опубликован)
Примечания
Встречающийся перевод «moods» как «впечатления» (например, во французском «Impressions norvégiennes») Стравинский резко критиковал как неправильный. В письме к М. Розенталю от 18.8.1945 автор писал: «This is not it at all. By
mood
I mean
modus
(in Latin), as in, for example,
im modo antiquo
». Цит. по: Stravinsky. Selected correspondence. Vol. 2. New York, 1984, p. 347. См. также детальное обсуждение заголовка в
от 20 октября 2021 на
Wayback Machine
.
То есть части (movements) музыкальной формы, (намеренно) без уточнения названий
Несмотря на название, не является переложением одноимённого вальса Чайковского