Interested Article - Чилтон, Нола

Нола Чилтон ( англ. Nola Chilton , имя при рождении Силия Тругер , англ. Celia Truger ; 1922 , Бруклин , Нью-Йорк , США 8 октября 2021 , Сдот-Ям , Израиль ) — американская и израильская театральная актриса, режиссёр и театральный педагог, пионер экспериментального и документального театра в Израиле. Лауреат национальных премий, в том числе Премии Израиля (2013).

Биография

Силия Тругер родилась в 1922 году в Бруклине в бедной семье иммигрантов из Одессы . В ряде источников сообщается, что её мать умерла от туберкулёза , когда девочке было 12 лет, и Силию растил отец , занимавшийся гравировкой ювелирных изделий и торговавший едой на улице ; на сайте Премии Израиля , напротив, указано, что именно отца она потеряла первым, в возрасте 5 лет .

Силия с детства любила читать, а поучаствовав в школьной театральной постановке, решила стать актрисой . Вышла замуж в 17 лет. Училась драматическому искусству у режиссёра Ли Страсберга . Играла многочисленные роли в театре и кино, работала также моделью , но в определённый момент пришла к выводу, что хочет быть не актрисой — «рабыней» и «игрушкой» в чужих руках, — а режиссёром, принимающим самостоятельные решения . Тругер начала работу в Актёрской студии Страсберга, где занималась постановкой спектаклей и наставнической работой с молодыми актёрами. В это время она взяла себе сценический псевдоним Нола Чилтон, впоследствии превратившийся в повседневное имя . В 1953 году основала с режиссёром Ли Немецем школу сценического искусства . Среди начинающих актёров, с которыми работала Чилтон, были Майкл Кейн и Дастин Хоффман , сыгравший в её офф-офф-бродвейской постановке «Тупик» в 1960 году . Первый театр, в котором готовилась постановка этой пьесы о страдающих от нищеты молодых людях, счёл её слишком радикальной, и с помощью автора пьесы, драматурга Сидни Кингсли , её удалось перенести на другую сцену .

Постабсурдистскую театральную постановочную технику Чилтон позже, в 1963—1973 годах, её ученики воплотили в виде — экспериментальной театральной студии, в спектаклях которой затрагивались проблемы искусства, общества и политики . В начале 1960 годов она также впервые обратилась к идее документального театра , однако воплотить её смогла лишь позднее . Посетив в 1961 году с туристическим визитом Израиль , Чилтон в 1963 году переехала в эту страну на постоянное место жительства, поселившись в Кирьят-Гате . Некоторое время она сотрудничала с тель-авивским театром « Камери » (уже в 1963 году поставив там «Лето семнадцатой куклы» Рэя Лоулера ), но вскоре разочаровалась в тель-авивских театральных кругах , в дальнейшем предпочитая работать в стороне от сценического мейнстрима, в маленьких городах и посёлках. В Израиле Чилтон вторично вышла замуж за писателя Джона Ауэрбаха, удочерила двухлетнюю девочку , а затем переехала на север страны — вначале в кибуц , затем в Мааган-Михаэль и наконец в Сдот-Ям .

С первых лет в Израиле активно занималась преподаванием сценического искусства, в 1965 году основала студию актёрского мастерства при театре « », вела занятия в театре «Камери», , театральной школе «Бейт-Цви», создавала региональные группы в кибуцах и мошавах . В 1970-е годы участвовала в создании отделения сценического искусства в Тель-Авивском университете (с 1988 года профессор ). Среди учеников Чилтон — Мони Мошонов , , режиссёры Ицик Вайнгартен и Даниэла Михаэли и другие .

Одновременно с преподавательской деятельностью работала над давно задуманным масштабным проектом документального театра , с конца 1960-х годов сотрудничая с молодыми драматургами , Одедом Котлером , Ициком Вайнгартеном . В 1970 году Котлер, перебравшийся из Тель-Авива в Хайфу со своей студией «Актёрская сцена», организовал постоянное сотрудничество между этой студией, театром Хайфы и Чилтон . В спектаклях Чилтон, поставленных в этот период, поднимались проблемы положения израильских арабов («Сосуществование», 1970), пожилых людей («Грядущие дни», 1971), женщин в военное время («Что я думаю о войне», 1971) и межэтнических отношений внутри еврейского большинства в Израиле («Нервы», 1976). В рамках концепции документального театра она развивала идеи американского Живого театра и режиссёров Ричарда Шехнера и , используя выразительные средства театра (жест, движение, грим, костюмы, декорации, музыку) для усиления социальных заявлений. Хотя это направление называлось документальным театром, режиссёр прибегала к приёмам «разрушения реализма»: развитие сюжета «Нервов», построенный по канонам телевизионного репортажа, перемежали танцы и хореографические номера на традиционную восточную и современную музыку, а на сцене отсутствовали декорации .

В 1978 году перенесла свою режиссёрскую деятельность с группой актёров в Кирьят-Шмону , где при участии местной молодёжи поставила спектакль «Велосипед на год»; в дальнейшем эта постановка легла в основу экранизации режиссёра . В Кирьят-Шмоне были поставлены также спектакли «Наим» (по роману А. Б. Иехошуа «Любовник») и «Эндшпиль в Кирьят-Гате» (по одноимённому рассказу Джона Ауэрбаха, мужа Чилтон). После расставания с театром Хайфы Чилтон также создала труппу в Эйн-Ходе , а в 1980-е годы в новом театре Котлера в Неве-Цедеке ставила спектакли « Пуримская вечеринка Адама» (по роману Йорама Канюка ), «Избитые женщины» и «Пять» (о женщинах — заключённых концлагеря) . Экспериментальные постановки и сценические обработки творчества современных израильских писателей чередовались с успешными спектаклями в репертуарных театрах по классическим произведениям — « », « Наш городок », « О мышах и людях », « » .

Скончалась в октябре 2021 года у себя дома в кибуце Сдот-Ям, оставив после себя дочь и внучек .

Признание

Творчество Нолы Чилтон и её заслуги в сфере преподавания отмечены рядом израильских премий, среди которых :

  • Премия в области сценического искусства министерства образования Израиля (1972)
  • Премия «Скрипка Давида» (1974, за спектакль «Что я думаю о войне»)
  • Театральная премия имени Мескина (1979)
  • Театральная премия Израиля (2000)
  • Премия Израиля (2013)

В 2013 году ученики Нолы Чилтон сняли о ней документальный фильм «Молитва человека: история Нолы Чилтон» (режиссёр ) .

Примечания

  1. (ивр.) . Ха-Бама . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  2. Hannah Brown. (англ.) . Jerusalem Post (10 октября 2021). Дата обращения: 21 января 2022. 25 января 2022 года.
  3. Tamar Rotem. (англ.) . Haaretz (12 апреля 2013). Дата обращения: 21 января 2022. 30 ноября 2021 года.
  4. (ивр.) . Премии Израиля . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  5. Stephi Wild. (англ.) . Broadway World (10 октября 2021). Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  6. Dan Urian. (англ.) . The Shalvi/Hyman Encyclopedia of Jewish Women (23 июня 2021). Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  7. Ран Бокер. (ивр.) . Ynet (8 октября 2021). Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Чилтон, Нола