Interested Article - Последствия (фильм, 1977)

«Последствия» ( нем. Die Konsequenz ) — западногерманский фильм-драма режиссёра Вольфганга Петерсена , рассказывающий о любви заключённого-гомосексуала и сына тюремного надзирателя. Фильм, в главных ролях в котором снялись Юрген Прохнов и , вызвал острую реакцию в германском обществе, варьировавшуюся от запрета его показа на баварском телевидении до присуждения Прохнову приза за лучшую мужскую роль на Мюнхенском кинофестивале , а авторам сценария — бронзовой премии Адольфа Гримма .

Сюжет

По сюжету чёрно-белого фильма, снятого по автобиографической книге швейцарского писателя , Мартин Курат, 23-летний актёр , отбывает тюремное наказание за совращение несовершеннолетнего . Во время репетиций в тюремном театре он знакомится с 15-летним сыном надзирателя Томасом, который влюбляется в него . Когда Мартин выходит из тюрьмы, они пытаются начать совместную жизнь, но семья Томаса, при поддержке властей и одобрении общества, твёрдо намерена помешать этому и «излечить» юношу любой ценой . Томаса отправляют сначала в спецшколу для молодых людей с физическими и умственными отклонениями, а позже — в психиатрическую лечебницу. Томас в этой неравной борьбе оказывается сломлен, начинает пить и предпринимает попытку самоубийства. Из лечебницы ему удаётся бежать, но любовь уже не вернуть .

Реакция

Острая тематика фильма, в котором героями обычной истории любви вопреки воле общества становятся двое мужчин, вызвала в Германии неоднозначную реакцию. Хотя «Последствия» были сняты по заказу национальной телевизионной компании ARD , один из её местных филиалов — Служба телерадиовещания Баварии — принял решение отказаться от трансляции этой ленты . В связи с этим кинообозреватель журнала Der Spiegel К. фон Умбах отметил, что это же отделение ARD на четыре года раньше отказалось транслировать ещё один фильм, в котором представители сексуального меньшинства были представлены в положительном свете — « Не гомосексуал извращён, а ситуация, в которой он живёт ». Хотя фильм 1973 года, снятый Розой фон Праунхаймом , был намного более провокативен, чем картина Петерсена, последней не удалось избежать общественного скандала . Одной из причин неприятия фильма стали постельные сцены между двумя мужчинами — первые в прайм-тайме немецкого телевидения .

Тем не менее кинокритики сочли возможным отметить художественные качества самого фильма, не сосредотачиваясь исключительно на сопровождавшей его общественной реакции. Фабула картины получила невысокую оценку: режиссёра Вольфганга Петерсена и Александра Циглера, ставшего соавтором сценария, упрекали в недостатке художественной честности и мелодраматичности . Обозреватель Die Zeit Ганс Блюменберг, в целом отзываясь положительно о балансе сценария, тем не менее пишет о «грубой дидактичности» отрицательных персонажей . Критик New York Times Дженет Маслин называет некоторые эпизоды фильма подтасовкой, включая в их число сцену, в которой одноклассники пытаются навязать Томасу секс с прыщавой слабоумной девицей в толстых очках. По словам Маслин, как эта девица, так и внушающие отвращение родители Томаса должны наводить зрителя на мысль о том, что гетеросексуальность — самая ужасная судьба. Кроме того, Маслин отмечает, что исключительность и социальная изоляция гомосексуальных любовников излишне акцентируются — все вокруг как будто сговорились их преследовать, препоны в их жизни громоздятся одна за другой, и почти до самого конца фильма, когда Мартин приходит в гей-бар , ничто не указывает на то, что в Швейцарии и Западной Германии существуют какие-то ещё гомосексуалы .

В то же время техническую часть режиссуры, как и работу оператора, критики хвалят. Маслин отмечает неторопливое, плавное движение камеры в ходе любовной сцены между Мартином и Томасом в начале фильма и пишет, что эти нюансы съёмки, а также искренняя теплота актёров пронизывают черно-белую ленту на этом этапе «розовым светом» . Киновед Кристина Хазе называет фильм реалистичным и строгим, а в нужных местах — безжалостно жёстким . Давая похожую оценку, фон Умбах всё же отмечает, что суть фильма — не бунт, а история любви, что даже постельные сцены в нём целомудренно прикрыты и вуайеристов лента оставит разочарованными . Положительные отзывы критиков коснулись в том числе и игры актёров — сыгравшего Мартина Юргена Прохнова , у которого это была уже четвёртая работа с Петерсеном, и Эрнста Ханнавальда («со скулами топ-модели и ангельски-невинной внешностью» ), для которого роль Томаса стала первой в карьере и которому после неё стали предлагать новые роли в других фильмах .

Награды и номинации

Примечания

  1. Christine Haase. // When Heimat Meets Hollywood: German Filmmakers and America, 1985-2005. — Camden House, 2007. — P. 69-70. — ISBN 978-1-57113-279-6 .
  2. Janet Maslin. (англ.) . The New York Times (28 апреля 1979). Дата обращения: 30 сентября 2015. 11 октября 2015 года.
  3. Klaus von Umbach. (нем.) . Der Spiegel (7 ноября 1977). Дата обращения: 30 сентября 2015. 2 октября 2015 года.
  4. (нем.) . Adolf-Grimme-Institut. Дата обращения: 30 сентября 2015. 24 сентября 2015 года.
  5. Hans C. Blumenberg. (нем.) . Die Zeit (11 ноября 1977). Дата обращения: 30 сентября 2015. 6 декабря 2015 года.
  6. в базе данных IMDb (англ.)
Источник —

Same as Последствия (фильм, 1977)