Interested Article - Патер, Уолтер

Уолтер Хорейшо Патер ( Пейтер ) ( Walter Horatio Pater ; 4 августа 1839 , Лондон 30 июля 1894 , Оксфорд ) — английский эссеист и искусствовед , главный идеолог эстетизма — художественного движения, исповедовавшего девиз « искусство ради искусства » ( Оскар Уайльд , Джордж Мур , Обри Бёрдслей ).

Биография

Уолтер Патер

Уолтер Патер родился 4 августа 1839 года в городе Лондоне в семье голландского врача.

По окончании обучения в Оксфордском университете Патер поселился с двумя незамужними сёстрами в Оксфорде , готовясь принять духовный сан и подрабатывая репетиторством.

Под влиянием чтения художественных трудов Рёскина он заинтересовался итальянским искусством эпохи Возрождения и стал публиковать в еженедельных обозрениях очерки о творчестве Леонардо да Винчи , Пико делла Мирандола , Сандро Боттичелли , Микеланджело и других ярких представителях эпохи. В 1873 г. они были изданы одной книгой под названием «Очерки по истории Ренессанса» ( Studies in the History of the Renaissance ).

Уолтер Хорейшо Патер умер 30 июля 1894 года в Оксфорде.

Творчество

Взгляды, изложенные Патером в «Ренессансе», сблизили его с кружком прерафаэлитов . В заключительном очерке книги Патер повторил тезис Китса , что искусство существует ради собственной красоты, и что оно не признает ни нравственных категорий, ни утилитарного смысла. Над слогом своих текстов Патер работал мучительно, подобно Флоберу , перемарывая каждую страницу десятки раз. В некоторых пассажах его стиль приближается к поэзии: так, его восторженные строки о « Джоконде » иногда включаются в стихотворные антологии.

Боттичелли. Венера и Марс , 1483

Как художественный критик Патер пренебрегал «скучными» доказательствами, тяготея к обобщенной витиеватости с налётом платонизма . Ключом к оценке произведения искусства были для него не морально-назидательные соображения, а внутренние свойства оцениваемой работы, то, насколько тонкие и многогранные эстетические переживания она порождает в наблюдателе. Возмущённый нападками Мэтью Арнольда на Винкельмана за его избыточное восхищение мужской красотой, Патер в соответствующей главе своей главной книги выступает со спорным суждением о том, что гомоэротический подтекст заложен в самой природе искусства.

Со временем круг его интересов расширялся: из-под пера Патера вышли очерки по вопросам древнегреческой эстетики , а в 1885 г. в печати появился философский роман «Марий-эпикуреец», действие которого разворачивается в Риме времени Марка Аврелия . Не чуждый импрессионизма литературный стиль и тонкое художественное чутье Патера повлияли не только на следующее за ним поколение британских «эстетов», но и на искусствоведов Франции, Германии, России ( Павел Муратов , Юлий Айхенвальд ).

Издания на русском языке

  • Воображаемые портреты / Переводы и вступительная статья П. Муратова. — М.: Изд-во К.Некрасова, 1916
  • Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. — М.: Изд. дом Международного университета в Москве , 2006

Примечания

  1. Walter Pater // (англ.)
  2. Walter Pater // (англ.) — 1995.
  3. (англ.) — 2013.

Источники

Ссылки

  • Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXVa. — С. 930–931.
  • в «Сетевой словесности»
Источник —

Same as Патер, Уолтер