Депортация балкарцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Этногенез балкарцев — процесс формирования современного балкарского народа .
Интерес к истории происхождения тюркоязычных балкарцев и карачаевцев историки, этнографы и путешественники по Кавказу проявляли с XVII века . Изучение проблематики осложнено отсутствием письменных источников и летописей на этапе формирования балкаро-карачаевской общности .
В научной среде принято считать, что формирование балкарцев и карачаевцев как современных этносов проходило на территории Центрального Кавказа и завершилось в XIII-XIV вв . Однако касательно этносов, участвовавших в образовании балкарской народности, существуют разногласия.
Первые исторические сведения о карачаевцах и балкарцах в российских источниках датируются XVII веком. В 1639 году посол московского царя Федот Елчин со свитой ехал в Сванетию через Баксан . В отчёте посол указал, что останавливался на ночлег у предводителей карачаевцев братьев Крымшамхаловых .
В 1690 году послы царя Алексея Михайловича Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев по дороге к имеретинскому царю Александру проезжали балкарские земли . В их отчете впервые упоминается название «болхарцы».
В 1694 году католический миссионер Арканджело Ламберти написал о балкарцах книгу. В своей работе он указывал на гуннское происхождение балкарцев. То же самое в свих заметках утверждал и путешественник Жан Шарден .
Развитие в изучении происхождения карачаевцев и балкарцев произошло после середины XIX века. Этим вопросом занимались военный историк П.Г. Бутков , инженер, лингвист и этнограф П.К. Услар , академики М. М. Ковалевский , В.Ф. Миллер , А.Н. Самойлович , профессора Ф.И. Леонтович , А.М. Ладыженский и другие.
С 22 по 26 июля 1959 года в городе Нальчике, Кабардино-Балкарская АССР, проходила научная конференция, посвященная вопросу происхождения балкарцев и карачаевцев. По её итогам определились основные теории этногенеза балкарцев и карачаевцев: болгарская , аланская , хазарская и кыпчакская . Большинство современных ученых сходятся на верности всех обозначенных концепций с ведущей ролью кыпчаков (половцев, куманов) в процессе карачаево-балкарского этногенеза.
В антропологической литературе нет единой точки зрения на характер антропологических особенностей половцев . Большинство исследователей предполагают их европеоидный облик. В китайских источниках указывается, что "у кыпчаков голубые глаза и рыжие волосы" . Косвенно это утверждение подкрепляется этимологией русского слова "половцы" в словаре Максимиллиана Фасмера : языковед- славист указывает на связь этнонима с др.-русск. половъ - «светло-желтый» (точки зрения А.И. Соболевского и А.И. Преображенского) . Д. А. Расовский в статье «Происхождение половцев» (1935 год) отмечал, что версия, указывающая на европеоидный облик кипчаков, долго оспаривалась, поскольку у критиков этой версии сложился стереотип о том, что половцы и все тюрки принадлежат к монголоидной расе , но в итоге её начали считать общепринятой . Между тем, сериям черепов кочевников дозолотоордынского и золотоордынского времени из Северного Причерноморья , определяемым как половецкие, свойственна неоднородность расового состава и большая или меньшая доля монголоидной примеси. Морфологическое разнообразие этих материалов не исчерпывается наличием европеоидных и монголоидных черепов, а определяется наличием черепов со смешанным комплексом признаков.Заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы профессор Виктор Звягин, изучив с помощью новых технологий останки владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (XII век), мать которого была половчанкой, по результатам компьютерного анализа измерительных признаков черепа князя, пришёл к такому выводу :
«Мнение проф. М. М. Герасимова (1949 год) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа ».
Что касается золотоордынского периода, несмотря на исторически засвидетельствованные факты активного проникновения на Центральный Кавказ монгольских племён , в современном населении Балкарии и Карачая не обнаруживается сколько-нибудь ощутимой монголоидной примеси. Присутствие в Балкарии отдельных представителей или групп центральноазиатского происхождения в золотоордынское и постзолотордынское время не сыграло значительной роли в формировании антропологических особенностей его населения более позднего времени. Биологическое смешение если и имело место, то носило спорадический характер .
Современные балкарцы и карачаевцы по своим антропологическим особенностям обнаруживают между собой наиближайшее сходство, и входят, наряду с представителями других к авказских этнических групп , в круг популяций понтийского антропологического подтипа , с той или иной степенью выраженности кавкасионных особенностей .
Согласно классификации тюркских языков , карачаево-балкарский язык входит в кавказскую (в зарубежной тюркологии - черноморско-каспийскую) подгруппу половецко-кыпчакских языков тюркской группы .
Тюркские языки сторонниками гипотез дальнего родства включаются в состав алтайской семьи . Однако эта традиция отвергается современной компаративистикой и не признаётся большинством специалистов , являясь предметом научных споров .
Наиболее древним письменным памятником половецко-кыпчакского языка (исторического варианта кыпчакского языка ), на основе которого сформировались современные карачаево-балкарский, крымскотатарский , кумыкский и ногайский языки, можно считать Кодекс Куманикус , датируемый 1303 годом. В настоящее время манускрипт находится в библиотеке св. Марка в Венеции . Он состоит из двух частей: латино - персидско -куманского (кыпчакского) разговорника и сборника религиозных и фольклорных текстов . Кодекс предназначался для изучения кыпчакского языка католическими миссионерами, торговли и знакомства населения Золотой Орды с христианством. Более 80% лексики в Кодексе Куманикус совпадают по значению с лексикой современного карачаево-балкарского языка. На основе проведенного анализа 80 лексических изоглосс , лингвисты-исследователи выяснили, что язык Кодекса максимально сближается с карачаево-балкарским и кумыкским языками - по 24 изоглоссы, когда с крымскотатарским - 22, ногайским - 16, татарским - 15, казахским - 10 .
Существует еще ряд более поздних памятников, написанных на кыпчакском языке.
Некоторые учёные придерживаются мнения о родстве карачаево-балкарского языка с языком древних болгар . Так, балкарский лингвист А.Х. Соттаев в качестве примера преемственности вымершего тюркского болгарского и карачаево-балкарского языков приводит опубликованный в "Истории Татарии" текст на древнеболгарском языке :
Древнеболгарский текст | Перевод на карачаево-балкарский язык | Перевод на русский язык |
---|---|---|
Итиль суы ака турыр,
Кыя тоби кака турыр, Балык телим бака турыр, Кулинен таки кушарыр. |
Итиль суу агъа турур,
Къая тёбе къагъа турур, Балыкъ телю макъа турур, Кёллени такыр къуршалар. |
Воды Итиля текут,
ударяясь о твердь скалы (берегов), лягушек, рыб стада живут, Ими полон озерный разлив. |
Исследователи Н.И. Воробьев, Л. Заляй, Г.В. Юсупов, изучив надгробные надписи болгарского периода, привели древнеболгарские слова . По мнению А.Х. Соттаева, фонетически эти слова ближе к карачаево-балкарскому языку, нежели к чувашскому. В большей части примеров на древнеболгарском языке отсутствовали свойственные современному чувашскому языку ротацизм и ламбдаизм .
Болгарский | Чувашский | Карачаево-балкарский | Русский |
---|---|---|---|
хур | хёр | къыз | девушка |
айак | ура | аякъ | нога |
айх | уйăх | ай | месяц |
джиаты | çиччĕ (çичĕ. çич) | джети | семь |
Первый словарь балкарского языка (на основе его "цокающего" диалекта) составил в начале XX века венгерский тюрколог В. Прёле . Он также записал фонетико-морфологические очерки и собрал балкарские народные предания.
Исследования намогильных камней выявили их схожесть с традиционными тюркскими « балбалами », что предопределяло некоторые моменты их орнаментального декора. В частности, нижняя часть многих старых надгробных камней «отбита» горизонтальным узорчатым периметром, восходящим к нижним бордюрам указанных «балбалов» .
Исходя из некоторых особенностей погребального обряда древних тюрков, в том числе, и прямых предков балкарцев, кыпчаков , ряд исследователей полагает, что нижний бордюр подобных памятников - не что иное, как условное изображение кресла, на которое тело умершего усаживалось на предварительном этапе процесса похорон.
В части этногенерационной базы традиционного карачаево-балкарского орнамента деревянной утвари - чаш, черпаков, ложек, мотушек для ниток, вальков для белья - прослеживаются детали кобанского типа, зооморфные ручки традиционных чаш и кубков свидетельствуют о сармато-аланских и скифских традициях в национальном прикладном искусстве.
Традиция изготовления войлочных ковров (кийизов) у балкарцев и карачаевцев уходит своими корнями к декоративно-прикладному искусству половцев. Между тем, художественный стиль разновидности ковров бичген кийиз напоминает аналогичную стилистику у чеченцев и ингушей, а также кумыкские ковры арбабаши .
Как пишет А. Кузнецова в своей работе "Народное искусство карачаевцев и балкарцев", тюркская орнаментика, обогащенная многими элементами культуры народов, влившихся в тюркомонголоязычную этносреду, оказала глубокое влияние на художественное творчество народов Северного Кавказа . Произошло смешение кыпчакской культуры с аборигенной, в результате чего образовался особый характер балкарского и карачаевского орнамента .
Общую тюркскую основу имеет и . Рацион балкарцев состоял в основном из мясо-молочной продукции и мучных изделий.
Вопросы этногенеза балкарцев и карачаевцев в научном сообществе рассматриваются в едином контексте . Формирование карачаевского и балкарского народов является сложным и до конца не изученным процессом. Согласно общепринятой концепции, карачаево-балкарская этническая основа сформировалась в условиях взаимодействия множества древних народов, от племен кобанской археологической культуры до половцев . Древнейшим субстратом материальной и духовной культуры тюркоязычных балкарцев и карачаевцев, также как ираноязычных осетин и кавказоязычных вайнахов, прослеживаемым археологически, связывают с кобанской культурой - наиболее яркой и хорошо изученной. Иранский пласт фиксируется в осетино-карачаево-балкарской этнокультурной общности. Критерием принадлежности их культур к кругу аланских древностей служит сходство с соответствующими элементами культуры осетин. Эта общность рассматривается как отражение аланской доминанты в процессе формирования этих этносов. В свою очередь тюркское «наследие», как правило, связывают с продвижением в горы кыпчаков (половцев), которое и предопределило образование на Северном Кавказе тюркских языковых анклавов - Балкарии и Карачая. Именно антропологические данные могут засвидетельствовать переселения людей и возникновение брачных контактов . Роль аланского компонента в сложении антропологических особенностей балкарцев на имеющихся материалах не прослеживается, в отличие от аланской доминанты в формировании морфологических особенностей не только осетин, но и некоторых других средневековых северокавказских этносов. Таким образом, по имеющимся данным, в академической науке принято считать, что роль аланов в этногенезе балкарцев ограничилась по большей части культурным воздействием, что отразилось в сохранении у балкарцев некоторых культурно-этнографических традиций, свойственных аланам .
Тюркский компонент в этногенезе балкарцев ассоциируется у разных авторов с отдельными группами болгар , хазар и тюркизированных алан . Все эти исторические этносы, по мнению большинства учёных, в той или иной степени в разное время приняли участие в этногенезе балкарцев и карачаевцев. Ключевую роль в этнической истории балкарцев и карачаевцев сыграли половцы (кыпчаки).
Древнейшую основу материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев, прослеживаемую археологически, связывают с кобанской культурой . В ходе множества археологических исследований ученые проследили связь древнего кобанского населения горной и предгорной частей центрального Кавказа с современными карачаевцами и балкарцами. Например, в результате научных экспедиций в окрестностях сел. Кызыл-Кала и в местности Тамгацик Карачаево-Черкесского НИИ в 1960 году и Кабардино-Балкарского НИИ в 1959 году в 1960 году в Верхнем Чегеме , были обнаружены захоронения эпохи бронзы (II в. до н.э.) и позднекобанской культуры (рубеж VII и VI вв. до н.э.). Подобные погребения и содержащийся в них инвентарь характерны и для погребений аланского времени (V—XII вв. н.э.), и для карачаево-балкарских могильников XVII—XVIII вв .
Аланы на рубеже нашей эры возглавили союзы кочевников- сарматов , населявших степи Поволжья , Предкавказья , Приуралья , а также Восточное Прикаспие до Аральского моря .
Как свидетельствуют исторические источники, аланы проникали в горы Кавказа и Закавказья, а также в Переднюю Азию уже в первые века нашей эры, во время военных походов. В 70-х годах IV века аланы были разбиты центральноазиатскими кочевниками гуннами. Аланы частично влились в гуннские племена, частично — ушли в горы Кавказа. Уже в конце IV в. н.э. горы и предгорья Северного Кавказа были заселены аланскими племенами. Поселившись в горах, в частности — на территории современных Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, обитавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры. По мнению ряда учёных, роль аланского компонента в сложении антропологических особенностей балкарцев на имеющихся материалах не прослеживается, в отличие от аланской доминанты в формировании морфологических особенностей не только осетин, но и некоторых других средневековых северокавказских этносов .
Между тем, советский языковед и иранист В.И. Абаев писал:
Балкарцы , карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате , аланский субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт, на который может смело опираться каждый, кто занимается историей и культурой карачаевского и балкарского народов. С другой стороны, ясно, что аланский субстрат не решает проблему этногенеза балкарцев и карачаевцев в целом. Аланский субстрат вступил в действие где-то между X и XIV вв., когда произошло заселение горных ущелий тюркоязычными племенами .
Некоторые учёные и исследователи придерживаются более кардинальной концепции в вопросе аланского компонента в этногенезе балкарцев и карачаевцев, согласно которой некоторая часть ираноязычных аланов тюркизировалась в домонгольское время, а возможно, и в докыпчакское. Так, российский адыгейский историк Хотко С.Х. считает, что некоторая часть аланов и/или асов перешла на тюркский язык , проживая не в горных ущельях, а будучи еще населением равнинной Алании :
"...мы приближаемся к пониманию того, что аланское и тюркское в природе карачаевцев не обязательно противопоставлять, но можно и следует совместить. Мы вправе поставить вопрос о том, что аланское население Верхней Кубани уже в домонгольскую эпоху (и даже в докипчакскую эпоху) перешло с иранского на тюркский ( булгарский ) язык. Это наблюдение объясняет нам арабские указания на принадлежность асов к тюркам <...> Языковая ассимиляция алан не могла произойти в условиях горного ландшафта, который исключительно способствует консервации этноса и языка, но не его быстрому выветриванию.
Археолог П.Г. Акритас, основываясь на сведениях из грузинского источника "Картлис Цховреба" , полагал, что асы как самостоятельные племена проникли на Центральный Кавказ задолго до алан, в I-V вв. н.э .. Востоковед Б.Е. Кумеков отмечал, что в списке кыпчакских племен арабский географ Шамсутдин ад-Димашки указывал племя асов . Казахстанские историки З.С. Ильясова и Ж.М. Сабитов между тем утверждают, что не все указанные ад-Димашки племена являлись кыпчакскими, однако признают, что все эти народы, очевидно, были тюркоязычны .
В современной историографии племена средневековых асов (яссов) отождествляются с ираноязычными аланами .
Теорию о болгарском происхождении балкарцев и карачаевцев впервые выдвинул в 1822 году русский историк Пётр Будков . В 1867 году Н. Ходиев в статье "Заметки о древних названиях кавказских народов" также указал на возможную тождественность между болгарами и балкарцами.
Древнейшие упоминания болгар относятся к периоду догуннской эпохи. Армянский историк Мовзес Хоренаци (Моисей Хоренский) в своем труде «История Армении» сохранил фрагменты из более раннего источника, принадлежащего перу сирийского историка III в. Мар Абас Катины , который описал проникновение отдельных болгарских групп во II в. до н. э. в Закавказье. В греческом хронографе 354 г. дан список народов, обитавших севернее Кавказа. Этот список завершается болгарами (Vulgcires).
В современной историографии болгары рассматриваются как отдельная от гуннов группа тюркоязычных племён . Болгары достигли наивысшего расцвета в VI и первой половине VII в. В 30-40-х годах VII в. под контролем болгар находилась значительная территория как к востоку, так и к западу от Азовского моря. Но ядро этой территории составляло восточное Приазовье, земли между Доном и Кубанью.
Ананий Ширакский в своей этнографической карте Северного Кавказа VII века пишет:
«Из Кавказа текут две реки: Валданис (Vardunes, то есть Кубань), текущая до горы Кракс (Согах), которая начинается у Кавказа и тянется на северо-запад между Меотисом и Понтом. Другая река, Псевхрос (Psychrus)? отделяет Босфор от тех мест, где находится городок Никопс. К северу от них [нея] живут народы Турков и Болгар, которые именуются по названиям рек: Купи-булгар, Дучи-булкар, Огхондор (Wogh.khon.dor) -блкар, Чдар-болкар. Эти названия чужды Птоломею. Из Гиппийских гор бежал сын Худбадра».
Как свидетельствует Ананий Ширакский, среди покорившихся хазарам оказались Купи-болгар . Известный арменист К.П. Патканов считал, что Купи-болгар в "Географии" Анания Ширакского обозначались кубанские болгары . Новые волны кочевников — печенегов, затем тюрков и половцев частично оттеснили оставшихся болгар к горным районам Северного Кавказа, частично же злились в кочевые орды. После X в. название болгар в Подонье и Приазовье более не упоминается. Учитывая эти исторические данные о болгарах, в 1880-х годах прошлого века русский учёный и фольклорист В. Миллер писал:
«Тюркская народность балкарцев и близость их имени к одной из форм имени болгар (болкар), приводимой «Армянской географией VII века», невольно наводит на предположение, не скрываются ли в балкарцах последние потомки одной из ветвей кавказских болгар?»
В. Миллер считал, что под именем болгар было соединено несколько колен тюркского племени, различавшихся лишь в оттенках говора. «Так, одно колено называло себя булгары , - указывает он, — д ругое произносило свое родовое имя с звуками к и, быть, может, с несколько иной вокализацией (болкар). В виде предположения выскажем догадку, что, быть может, в названии тюркского общества, живущего в долине Черека, Балкар, сохранилось тоже древнее имя» . Предположение В. Миллера было поддержано К. А. Карауловым в его статье «Болкары на Кавказе». Он писал:
«Судя по имени «Болкар» можно предположить, что народ этот представляет из себя осколок великого болкарского народа, жившего по Волге и продвинувшегося по южной России до Балканского полуострова» .
Карачаевский историк X.О. Лайпанов в своей работе «Из истории карачаевцев и балкарцев», опубликованной в 1957 г., допускал болгарский компонент в этногенезе карачаевцев и балкарцев.
Как пишет Е.П. Алексеева, болгары и кыпчаки пришли на территорию Центрального Кавказа двумя «тюркскими волнами» . Ранней следует считать болгарскую - на территории нынешнего проживания балкарцев и карачаевцев они оказались на рубеже VII—VIII вв.. Более поздняя волна, кыпчакская, относится к рубежу XIII—XIV вв.
Ключевую роль в формировании балкарцев и карачаевцев сыграли половцы (кыпчаки) . От половцев карачаевцы и балкарцы унаследовали язык и большую часть духовно-материальной культуры.
Дешт-и-Кипчак , половецкая степь , занимала обширные пространства от Иртыша до Дуная и от нижней Сырдарьи и Крыма до Булгарии Волжско-Камской . В XIII веке Дешт-и-Кипчак стал ядром улуса Джучи . В постордынское время Дешт-и-Кыпчак стал частью самоназвания Крымского ханства ( Улуг Орда ве Дешт-и-Кипчак ) , также в XVI-XVIII вв. это название использовалось в центральноазиатской историографии для обозначения региона современного Казахстана . К непосредственным предкам балкарцев и карачаевцев, как и современных татар , крымских татар , кумыков , отчасти башкир и ногайцев ) наука относит население Западного Дешт-и-Кипчака, известного в средневековых документах Европы и Византии под названием Кумания.
Согласно сведениям исторических документов, В XI в. на смену печенегам и торкам , вытесненным на запад, приходят половцы (кыпчаки), известные в Европе под именем куманов, кунов, валанов и т. д. Половцы оказались более опасными врагами не только для аланов и адыгов , но и для Руси . Во второй половине XI в. кыпчакские ханы нанесли ряд поражений славянам . Постепенно в результате внутреннего развития расширялись владения половцев на юг. Половецкие вежи (поселения) были в степях Предкавказья . А.А. Иессен на основании изучения археологических данных пришел к предположению о том, что южная граница распространения половцев на Северном Кавказе проходила примерно по линии Армавир - Пятигорск - калмыкские степи . В XII в. русские войска совершили ряд удачных походов в половецкие земли, проникли в глубь страны. Как отмечают источники, успешные походы войск Владимира Мономаха заставили часть половцев, в количестве 40 тысяч, выселиться из половецкого города Шарукань в степи Северного Кавказа , где кыпчаки сблизились с грузинским царем Давидом IV Строителем . Давид Строитель нанял десятки (по некоторым сведениям, сотни) тысяч половцев. Этому мероприятию, одной из центральных частей военной реформы Давида во время его борьбы с захватчиками- сельджуками , предшествовал визит высокопоставленной грузинской делегации, включая самого царя и его главного советника и наставника Георгия Чкондидели в ставку кыпчаков. Чтобы закрепить союз с этими кочевниками, Давид женился на половецко-кыпчакской принцессе , дочери хана Атрака , и пригласил своих новых родственников поселиться в Грузии . Давид был посредником при заключении мира между половцами-кипчаками и аланами , а также, вероятно, имел некоторые консультации с Великим князем Киевской Руси , Владимиром Мономахом , который победил Атрака в 1109 году, чтобы обеспечить свободный проход половецко-кыпчакских племён обратно в Грузию.
В результате этой дипломатии 40000 половецко-кыпчакских семей при Атраке переехали в Грузию. Согласно соглашению, каждая семья половцев должна была предоставить полностью вооружённого солдата в грузинскую армию. Им дали землю, перевооружили и они стали регулярными силами под прямым контролем царя. Пять тысяч человек были зачислены в королевскую гвардию; остальные были отправлены в основном в приграничные районы, противостоящие туркам-сельджукам . Они вели полукочевой образ жизни, зимовали в Картли в центральной Грузии и выполняли свои летние обязанности в предгорьях Кавказа . Половцы принимали участие в Дидгорской битве - сражении, которое произошло 12 августа 1121 года между войсками Грузинского царства и сельджукскими войсками Тогрула , эмира Мардина Иль-Гази и эмира Хиллы Дубайса . Сражение привело к разгрому сельджукской армии и освобождению Тбилиси , который стал столицей страны.
Описавший столетие спустя после битвы армянский хронист Смбат Спарапет называл «40000 кипчаков, 18000 аланов , 10000 армян , 500 франков » . * писал про «четырежды двадцать тысяч бойцов» Давида «среди мидян и христиан ». Матвей Эдесский писал, что Давид выступил во главе 40 тысяч воинов, 15 тысяч половцев, 500 аланов и 100 франков .
О характере воинов-кыпчаков неоднократно с восторгом отзывались грузинские летописцы. Описывая особенности военной организации кыпчаков, они отмечали, что кыпчакское войско делилось на три части: передовые отряды, основная часть и арьергард . Бой обычно начинали передовые отряды. Автор «Истории и восхваления венценосцев», повествуя о Шамхорской битве (1195 г.), сообщает: «Начались бои и сражения, но только не всего войска, а передовых лишь частей, которые по-кыпчакски назывались «чалаш» и «даснчтда» .
Кипчакия («Кивчакед») в грузинских летописях, в частности, в «Картлис Цховреба» , значится одной из важнейших политических единиц на Северном Кавказе . В средневековой Грузии было принято называть ее «Великой Кипчакией» («Диди Кивчакти») .
О тесных взаимоотношениях средневековой Грузии с кыпчаками и развитой государственности кавказской Кипчакии следуют выводы из «Истории и восхваления венценосцев»: автор летописи не раз называет правителя Кипчакии царем, в одном случае, когда он сообщает о пребывании у него Юрия Боголюбского , другой раз, когда он сообщает о нахождении на службе у Тамары «брата кипчакского царя».
Касательно кыпчакско- аланских ( осетинских ) взаимоотношений, в « Картлис Цховреба » есть интересные сведения о том, как Давид Строитель примирил эти два народа: летописец пишет, что в 1118 году установились между ними "любовь и мир, как между братьями" .
В столице кавказской Кипчакии, в Сунже , у кыпчакского царя нашел политическое убежище преследуемый дядей, Всеволодом Большое Гнездо ) сын Андрея Боголюбского (наполовину половца по происхождению) новгородский княжич Юрий , ставший впоследствии супругом царицы Тамары и соправителем Грузии.
В начале XIII в. (1222 г.) монгольский отряд разбил в степях Северного Кавказа алан и половцев. Как свидетельствуют письменные документы, часть половцев укрылась в горах. По поводу этого исторического события существует интересное сообщение летописи Ибн аль Асира . В разделе летописи, повествующей о том, что татары сделали с аланами, дается подробное описание встречи татар с кипчаками и аланами:
«Перебравшись через Ширванское ущелье, татары по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины и (разные) тюркские племена... Они ограбили и перебили много лезгин, которые были (отчасти) неверные. Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Они (аланы) употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с ними (татарами). Ни одна из обеих сторон не одержала верх над другой. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежды сколько хотите; оставьте нас с ними». Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут, на одеждах и пр.». Кипчаки, поверив татарам, оставили алан. «Тогда татары напали на алан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных», затем, татарские войска, нарушив заключенный с кипчаками мир, вторглись в их пределы. «Тут стали они (татары), нападать на них раз за разом» и отобрали у кипчаков вдвое больше против того, что им отдали. Услышав эту весть, жившие вдали кипчаки бежали без всякого боя и удалились; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских. Татары остановились в Кипчаке» .
Кипчакия в грузинских источниках названа среди крупных политических образований, которые вошли в состав Золотой Орды . После покорения монголами алан и кыпчаков, по сведениям средневековых историков, татаро-монголы не ассимилировали последних, а ассимилировались в их среде. Например, восточный писатель первой половины XIV в. Эль Омари указывает:
«Монголы смешались с ними (кипчаками) и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар). И все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода» .
Важную роль хазаров в этногенезе балкарцев и карачаевцев отмечали историки Чобан Заде, X. О. Лайпанов и другие. И. Тамбиев пишет, что в пользу этой теории «имеются некоторые исторические данные», которые «дают основание думать, что балкарцы и карачаевцы свое родословие ведут от хазаров - турок» . Он считает, что Маджар был хазарским городом. Оттуда карачаевцы и балкарцы ушли и заняли современную территорию.
Происхождение балкарцев связывали с тюркским племенем маджар ряд авторов. В частности, российский военный чиновник Иоганн Бларамберг писал:
Их столица, которая, как утверждают, была великолепной, называлась «Кирк-Маджар» , что на языке бассиан означает «сорок каменных строений». Они говорят, что развалины Маджара и есть то, что осталось от их столицы. Там жили многие из их князей. В начале II века по мусульманскому летосчислению они вели непрерывные войны со своими соседями, которые их в конце концов изгнали; они ушли в Большую Кабарду, откуда также были вытеснены черкесами. Разделенные на три группы, они были вынуждены обосновываться в наиболее высокогорных районах .
Немецкий путешественник и этнограф Ю. Г. Клапрот , посещавший Кавказ, упоминал о том, что карачаевцы считают себя выходцами из Маджара:
Они считают, что покинули Маджары , для того чтобы занять свое теперешнее местожительство, до прихода черкесов в Кабарду .
, венгерский ученый, занимавшийся изучением этногенеза и древней истории венгров, в 1829 году предпринял поездку на Северный Кавказ в поисках следов пребывания предков венгров на этой территории. В своей книге "Путешествие в Крым , на Кавказ, в Грузию , Армению , Малую Азию и Константинополь " он писал о населявших горы Центрального Кавказа горских татарах ( балкарцах ) и дигорцах :
Обсуждая вопрос, по поводу которого мы собрались, старший из вождей взял слово и объявил в присутствии коменданта ( Нальчика ) и всего остального общества, что 5 племен — дигорцы, балкары, хулиамы, бизинги и оруспиэ — являются истинными потомками мадьяр ; эти 5 племен называются по имени своего вождя, но все вместе называются мадьярами; они известны, как таковые, всем жителям Кавказа и даже русским .. .
Ряд исследователей считают, что какая-то часть жителей города Маджар в результате покорения Иваном Грозным Астраханского ханства в середине XVI века мигрировала в горы и ассимилировалась среди местного населения (либо ассимилировала его), сыграв одну из ключевых ролей в этногенезе карачаевцев , балкарцев и дигорцев .
Генетически самым близким к балкарцам тюркским народом (генетическое расстояние d=0,13) являются карачаевцы .
Распределение частот (%) гаплогрупп Y-хромосомы в популяциях балкарцев и карачаевцев
Гаплогруппа | Карачаевцы | Балкарцы (всего) | Баксанцы | Чегемцы | Холамцы | Безенгиевцы | Малкарцы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
N | % | N | % | N | % | N | % | N | % | N | % | N | % | |
C-M407 | 0 | 0 | 4 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 5,3 | 2 | 2,9 |
E1b-M35 | 2 | 1,6 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
H-M52 | 3 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G1-M285 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
G2a-M406 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
G2a-P16 | 38 | 30,1 | 53 | 22,5 | 14 | 33,3 | 6 | 10,2 | 7 | 25,0 | 12 | 31,6 | 14 | 20,6 |
G2a-P303 (xU1) | 3 | 2,4 | 14 | 6,0 | 2 | 4,8 | 3 | 5,1 | 6 | 21,4 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
G2a-U1 | 3 | 2,4 | 9 | 3,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 10,7 | 4 | 10,5 | 2 | 2,9 |
I-M170 | 5 | 4,0 | 3 | 1,3 | 1 | 2,4 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
J1-M267 (xPage08) | 2 | 1,6 | 5 | 2,1 | 2 | 4,8 | 1 | 1,7 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
J1e-Page08 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
J2a-M410 | 9 | 7,0 | 36 | 15,3 | 4 | 9,5 | 8 | 13,5 | 3 | 10,7 | 7 | 18,4 | 14 | 20,6 |
J2b-M12 | 1 | 0,8 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 2 | 2,9 |
L-M20 (xM357,xM76) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3,6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
N-CTS6967 | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 1 | 1,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
O-M175 | 1 | 0,8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Q-M242 (хM120) | 0 | 0 | 16 | 6,8 | 3 | 7,1 | 2 | 3,4 | 1 | 3,6 | 5 | 13,2 | 5 | 7,4 |
R1a-Z2123 | 38 | 30,1 | 38 | 16,2 | 7 | 16,6 | 12 | 20,3 | 3 | 10,7 | 5 | 13,2 | 11 | 16,2 |
R1a-Z2125 (xZ2123) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
R1a-Z95 (xZ2125, xZ2122) | 0 | 0 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-Z2122 | 3 | 2,4 | 8 | 3,4 | 2 | 4,8 | 4 | 6,8 | 0 | 0 | 1 | 2,6 | 1 | 1,5 |
R1a-Z93 (xZ95) | 4 | 3,2 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1a-M558 | 2 | 1,6 | 2 | 0,9 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
R1a-Z282 (xM558) | 3 | 2,4 | 2 | 0,9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2,9 |
R1b-M478 | 3 | 2,4 | 27 | 11,5 | 1 | 2,4 | 19 | 32,2 | 2 | 7,1 | 0 | 0 | 5 | 7,3 |
R1b-M412 | 1 | 0,8 | 1 | 0,4 | 1 | 2,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
R1b-Z2105 | 2 | 1,6 | 4 | 1,7 | 1 | 2,4 | 2 | 3,4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,5 |
Всего | 126 | 235 | 42 | 59 | 28 | 38 | 68 |
Балкарцы и карачаевцы имели тесные исторические родственные связи с соседними народами: кабардинцами , черкесами , осетинами - дигорцами , грузинами ( сванами , рачинцами ), кумыками , абхазами и ногайцами .
Также среди балкарцев и карачаевцев широко применялся институт аталычества - детей отдавали на воспитание к родственникам либо друзьям из соседних народов.
Среди балкарцев существуют предания, согласно которым таубии Балкарского (Черекского) общества являются потомками Басията, пришедшего в общину приблизительно в XV-XVI в.
В устном народном творчестве балкарцев Басият фигурирует вместе со своим братом Бадилятом. Басият остановился в Балкарии , а Бадилят в Дигорском обществе Северной Осетии .
Известный российский кавказовед второй половины XIX века профессор В.Ф. Миллер записал в Балкарии несколько вариантов предания о происхождении Басиата . Согласно первому варианту, записанному со слов таубия хаджи Шаханова, Басиат и его брат Баделят являлись прямыми потомками Чингисхана , сыновьями хана Джанибека .
Согласно второму преданию, записанному Миллером со слов таубия Абаева, братья Басиат и Баделят являлись осиротевшими сыновьями крымского вельможи, которые из-за притеснений в Крыму вынуждены были уйти на Кавказ. Первоначально братья поселились на р. Куме, а оттуда перешли на территорию Балкарии в местность Кашхатау. Там они расстались: Басиат остался в Балкарии и поселился около аула Кюннюм, на левом берегу Черека, а Баделят ушел в Северную Осетию (Дигорию), где стал родоначальником дигорских феодалов баделятов .
В свою очередь российский и советский публицист и этнограф Мисост Абаев пишет:
"О происхождении (Басията) существует следующее предание: два брата Басият и Бадилят прибыли на Кавказ из Венгрии (по другому преданию - из Крыма) и сначала пробрались в ущелье реки Урух, где жили дигорцы (и теперь живут) из племени осетин. У братьев этих были ружья, одна лошадь и один мул. На равнине на лошади поехал старший брат Басиат, а в горах он пересел на мула, а дигорцы, не видавшие до этого времени лошади, Бадилята приняли за старшего и оказали ему больше почета, а после одного случая они его признали за необыкновенного человека и стали ему подчиняться. Случай этот следующий: враждебное племя угнало у дигорцев скотину, Бадилят пустился в погоню за неприятелем и, догнав его, выстрелил по нему из своего ружья, и неприятель, не имевший понятия об огнестрельном оружии, испугался звука и дыма, происшедших от выстрела, бросил скот и убежал. После этого Басиат решил искать счастья в другом месте, переехав через высокие хребты гор, отделявшие Дигорское ущелье от Малкарского, поехал к малкарам (балкарцам), где и был принят" .
В ноябре 2014 года в Москве прошла международная научная конференция по этногенезу карачаевцев и балкарцев «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа» , организованная РАН , КЧГУ и Карачаево-Балкарским научным центром гуманитарных исследований при поддержке бизнесмена и мецената А.Х. Тоторкулова . В работе конференции приняли участие более 300 ученых - лингвистов, этнологов, археологов, тюркологов.
Конференция приобрела политический окрас. В ходе её работы возник скандал между частью участников, стремившихся утвердить тюркоязычие аланов и прямое происхождение от них балкарцев и карачаевцев, а также некоторые другие новаторские положения, с одной стороны и группой ученых-тюркологов и этнологов с другой . В результате проект резолюции, которая по мнению некоторых участников конференции была политически ангажирована и научно не убедительна, голосование не прошёл. Тем не менее, резолюция была опубликована на сайте Института этнологии и антропологии РАН . Однако спустя некоторое время её с сайта удалили .
Многие материалы участников конференции имеют научную значимость.
В постсоветское время в среде карачаево-балкарских деятелей национальной направленности произошел расцвет феномена борьбы за "аланское наследие". Появилось большое количество историков, исследователей и этнографов, в основном, без специального образования и академических знаний, выпустивших в свет десятки псевдонаучных работ (книг, монографий, диссертаций и так далее). Феномен стал уникальным тем, что идея аланского "наследия" закрепилась как научная истина среди населения как в Карачаево-Черкесии , так и в Кабардино-Балкарии . " " продолжает оставаться предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом).
Бурно развивающаяся на заре советской власти псевдонаучная идея об исключительной автохтонности кабардинцев на Центральном Кавказе , манипуляции Н.Я. Марра и марристов с различными, порой полностью несостоятельными, концепциями происхождения карачаевцев и балкарцев, их "пришлости" либо "отуреченности" , депортация карачаевцев и балкарцев в Среднюю Азию, кампания по переименованию карачаевской и балкарской топонимики, настороженность Москвы в отношении Турции , а также стремление обособиться от остальных тюркских народов , чтобы не быть обвиненными в пантюркизме - всё это стало питательной почвой для поиска "престижных" на то время предков. В условиях депортации появился запрос на академическое подтверждение автохтонности на Кавказе.
Автором псевдонаучной концепции тождественности алан с карачаевцами и балкарцами принято считать карачаевского общественного и государственного деятеля У. Дж. Алиева . Впервые он её описал в своей книге "Карачай".
Как пишет российский археолог В.А. Шнирельман , в 1957 году карачаевский лингвист и историк, директор Карачаево-Черкесского педагогического института X. О. Лайпанов, участвовавший в предвоенных исследованиях в Карачае , выпустил книгу, посвященную истории карачаевцев и балкарцев. Перечислив около десятка различных гипотез, имевшихся в литературе, он отмел те из них, которые либо относили приход вероятных предков на Северный Кавказ к позднему времени, либо наделяли их сомнительным родством с татарами (ногайская и крымско-татарская гипотезы). Особенно яростно Х.О. Лайпанов отрицал турецкие генетические связи; сторонников этой гипотезы Х.О. Лайпанов называл «приверженцами контрреволюционной тюркологии» и упрекал в панисламизме . Открещиваясь от ислама , он отмечал, что вплоть до середины XVIII века карачаевцы и балкарцы были язычниками .
Возможно, сталинские репрессии стали причиной массового восприятия фолк-хистори и среди представителей некоторых других тюркских народов бывшего СССР . Например, псевдонаучная концепция скифского, киммерийского и готского происхождения бытует в среде крымскотатарской интеллигенции , булгаризм - у татар и чувашей , сако-массагетская гипотеза, а также концепция первоначальной европеоидности казахов в Казахстане . Все эти явления имеют схожие причины.