Сказка о рыбаке (Тысяча и одна ночь)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке » — советский цветной кукольный мультфильм по мотивам одноимённой сказки (1833) А. С. Пушкина . Снят в 1937 году на студии « Мосфильм » режиссёром Александром Птушко . Одна из первых работ советского кино, выполненных по трёхцветному методу Павла Мершина . Вышел на экраны СССР 1 ноября 1937 года .
Жил старик со старухой у самого синего моря, жили по-крестьянски, в землянке. Попалась старику как-то в сети золотая рыбка . И человеческим голосом попросила отпустить её на волю, а взамен обещала исполнить любое желание. Старик сжалился и отпустил её, а сам воротился домой. Злая старуха обругала его и отправила обратно, выпрашивать новое корыто. Но вскоре этого оказалось мало. Пожелала она в придачу избу, затем дворянский чин, а уж после — и царский. И старик покорно ходил и просил, а рыбка исполняла все желания. Но когда захотелось старухе власти над всем морем и рыбкой в придачу, рыбка ничего не ответила и уплыла. По возвращении старик застаёт старуху на пороге землянки с разбитым корытом.
Единственная на тот момент цветная советская картина « Груня Корнакова » (1936) была снята по двухцветному субтрактивному процессу и имела неизбежные ограничения по цвету . Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» проходила в специально созданном на « Мосфильме » по распоряжению Главного управления кинематографии отделе по производству трёхцветных фильмов . Новый метод Павла Мершина с последующей печатью фильмокопий с промежуточного рабочего позитива на хромированном желатине позволил достичь наибольшей красочности: «синее море, золотая рыбка, красная рубаха старика, пёстрые одежды старухи-царицы и её придворных» — всё это радовало глаз зрителя .
Александр Птушко привлёк к работе художников из села Палеха : Павла Баженова и Михаила Сперанского , создавших сказочный подводный мир, боярский дом, царские хоромы. Покадровая съёмка производилась обычной кинокамерой на одну плёнку последовательно через три зональных светофильтра — красный, зелёный и синий .
В техническом отношении работа всего постановочного коллектива стоит на высоком уровне: цвет естественен, не расплывается, не получается пятен. М. Розанова, « Правда » 16 декабря 1937
В Госфильмофонде России не сохранилось ни одной, даже чёрно-белой копии фильма. Реставрация велась в 2000-е годы с хорошо сохранившихся исходных цветоделённых негативов (за исключением зелёного, с которого печатали копии чёрно-белого варианта фильма), фонограммы и монтажный листов . Над сканированием киноматериалов работал Владимир Котовский, сведением цветоделённых негативов-оригиналов и цифровой покадровой реставрацией изображения занимался Николай Майоров. Результат был представлен на XV кинофестивале «Белые столбы» в феврале 2011 года .