Весенняя сказка (мультфильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ска́зка о царе́ Салта́не» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1984 года , снятый по одноимённой сказке-поэме ( 1831 ) Александра Пушкина . Последний фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано , созданный вместе со Львом Мильчиным .
Разговаривая меж собой, три сестры за прялкой мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы вдруг стала царицей. Первая из них обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить «богатыря». В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который ещё до этого подслушивал разговор сестёр. Он предложил третьей из них брак, а двум другим — места ткачихи и поварихи во дворце.
После свадьбы царя Салтана в его дворце гаснет свет. Когда царь уезжает воевать в дальние края, царица рождает ему сына — царевича Гвидона. Однако сёстры и сватья баба Бабариха из зависти подменяют письмо царю, написав, что та родила ему «неведому зверушку». Писарь прочитал это письмо, и царь, разгневавшись, пугает кошку и намеревается повесить гонца .
Однако, когда кошка начала тереться о ногу Салтана, тот, взяв питомца на руки, смягчается и приказывает подождать до его возвращения. Сёстры же, напоив гонца водкой , и здесь меняют письмо царя (так как Бабариха подкупила дьяка) подложным письмом с приказом — царские бояре сбрасывают мать с новорождённым в море внутри бочки.
Бочку выносит на необитаемый остров Буян , причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от чародея, принявшего облик коршуна , и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
Мимо острова Буяна проплывают четыре купца . После прибытия в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара , приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в город Гвидона. Для этой белки князь строит хрустальный дом.
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич, уже в облике мухи , слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове Буяне, так как они приходятся лебеди родными братьями.
И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение, в то время как Гвидон подслушивает их в облике шмеля . Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос и улетает.
После возвращения в город на острове Буяне Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть.
Царь в четвёртый раз принимает у себя купцов. Те рассказывают ему о всех трёх чудесах острова Буяна и передают слова Гвидона, что царь к ним «в гости обещался, а доселе не собрался». Но на этот раз Салтан точно решает отправиться в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, а потом отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо.
После заключительных слов автора в княжестве Гвидона гаснет свет.
Иван Иванов-Вано первым использовал в мультипликации мотивы и приёмы народного искусства. Учёба во ВХУТЕМАСе, воспитание в традициях русского авангарда, превосходное знание мировой художественной культуры — всё это сказалось в его творчестве. С точки зрения искусствоведческой механики, его можно было бы назвать формалистом, он не боялся экспериментировать. Таким режиссёрским экспериментом был «Конёк-Горбунок», ставший классикой. В нём Иванов-Вано соединил всё: любовь к русской культуре, поэзии, знание профессии, хорошее владение всем арсеналом мультипликации того времени. Он превратил диснеевскую технологию в мощное мероприятие — русский фильм. Здесь была, конечно, и заслуга художника, Льва Мильчина, с которым он не расставался всю жизнь. Последней их работой стала «Сказка о царе Салтане». Это был идеальный тандем — неуёмная натура, человек-воин, фанатик, тиран Вано и интеллигент до мозга костей, не позволявший себе ничего лишнего, но всё понимающий, острый до гротеска Мильчин. На протяжении нескольких десятилетий его стихией, его естественной средой обитания оставалась русская сказка.
— Юрий Норштейн
В начале 1990-х годов мультфильм был выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», а в середине того же десятилетия он выпускался на VHS «Studio PRO Video» в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина и отдельно студией «Союз». В 2000-е годы фильм был выпущен на DVD кинообъединением «Крупный план» и студией «Союз», а в 2003 году — в одном из выпусков «Золотой коллекции любимых мультфильмов».